Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Протопопова, Ирина Александровна

18-08-2023

Ирина Александровна Протопопова — российский философ и культуролог.

Образование

Закончила философский факультет МГУ им. Ломоносова по каф. истории и теории культуры; канд. культурологии.

Работа

Ведущий научный сотрудник, зам. директора Института «Русская антропологическая школа».

Общая сфера интересов: античная культура, литература, философия.

Один из нескольких в России специалистов по [1] — первое и на данный момент единственное исследование в отечественном антиковедении, посвященное автору одного из греческих «эротических романов» Ксенофонту Эфесскому (II в.н. э.). В исследовании представлена оригинальная трактовка романа в контексте обсуждения загадок и проблем античного романа в целом.

Специально занимается проблемами иносказания и онейрокритики в античной культуре и философии (см. статьи; читает в РГГУ оригинальные курсы «Интерпретация текста в античности», «Сновидение как феномен культуры»; организатор международной конференции «Следы сновидения: сновидческое в философии, психологии, искусстве»; тема докторской диссертации — «Сон и сновидение в античной культуре»). Другая важная область интересов — история платонизма; разработан и преподается в РГГУ авторский курс «Платонизм и современная философия». Особые сферы интересов — научное наследие О. М. Фрейденберг и творчество писателей группы ОБЭРИУ.

С 2001 г. была организатором и ведущим семинара «Когнитивные аспекты антропологии»; семинар стал организационным ядром «Русской антропологической школы», получившей официальный статус в 2003 г.

Основные публикации

Книги

  • Культура античности // История мировой культуры. Наследие запада. М., 1998 (в соавторстве с [2]
  • [3]

Основные статьи (всего около 50)

  • «Греческий роман» в хронотопе двадцатых // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1995, № 4 (13).
  • Метафора лестницы в текстах о «восхождении души» // Россия и гнозис. М., «Рудомино», 2000.
  • Субъект у Лакана и Плотина: присутствие Другого // Полигнозис. 2001, № 3 (15). (в соавторстве с Е. Э. Ханпирой).
  • Сновидения у Гомера и Платона: ONEIROS И CHORA // Сны и видения в народной культуре M., 2002.
  • [4]
  • Платонический Эрот в античном романе // Русская антропологическая школа. Труды. Выпуск 1. М.: РГГУ, 2004.
  • Философская аллегория, поэтическая метафора, мантика: сходства и различия // Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 1. М., 2004.
  • Platonic Eros in Ancient Greek Novel // 1 Diethenes Symposio Delfwn «O Erotas Sten Archaia Ellada». Athena, 2004. Pp. 15-22.
  • Двусмысленность зримого (несколько замечаний о сновидениях в античной Греции) // Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 2. М., 2004.
  • Самопознание в гностическом тексте «Пистис София» // Seminarium Hortus Humanitatis (Альманах), вып. III. Рига, 2006.
  • Метафизика зазеркалья, Или о двух материях у Плотина // Arbor mundi. Выпуск 12. М., 2006. Сс. 9-45.[5]
  • Чинари и философия (часть 1-я) // Русская антропологическая школа. Труды. Выпуск 4. М.: РГГУ, 2007. С.46-99.
  • Логос зоон: Платон и Деррида // Синий диван, № 10-11, 2008. [6]

Основные электронные публикации

  • Время как метафора тела (фильм Гаспара Ноэ «Необратимость»)[7]
  • Двусмысленность зримого (несколько замечаний о сновидениях в античной Греции). [8]
  • Зрение и «иное» (или визуальная структура субъективности). [9]
  • Ментальное — визуальное: проблема «перевода». [10]
  • Метафора typos’а и два пути греческой философии. [11]
  • «Пистис София», или Мистерия Истолкования. [12]
  • Сновидение и res extensa, или Обольщение Пенелопы и Декарта. [13]

Ссылки

Биография


Протопопова, Ирина Александровна.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28