Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Робертсон, Кристина

15-04-2023

Кристина Робертсон. Автопортрет. Около 1822.

Кристи́на Ро́бертсон (урождённая Са́ндерс, родилась в 1796 году в Кингхорне (англ.)русск. близ Эдинбургa — умерла в 1854 в Санкт-Петербургe) — шотландская художница-портретистка, работавшая при дворе Николая I в 1839—1841 и в 1849—1851 годах.

Биография

Кристина Робертсон — племянница лондонского художника Джорджа Сандерса. Вероятно, он и обучил Кристину живописи, и помогал ей найти заказчиков в начале её пути. С 23 мая 1822 года - супруга портретиста Джемса Робертсона, венчание состоялось в церкви Мэрилебон в Лондоне. В браке родила восьмерых детей, но зрелого возраста достигли лишь четверо детей - два сына, Джон и Уильям, и две дочери, Агнесс и Мэри.

В 1823 году работы Кристины Робертсон демонстрировались лондонской публике в залах Королевской Академии, а в следующие десять лет она приобрела солидную клиентуру среди аристократии и предпринимателей. С 1829 года - почетный член Королевской академии в Эдинбурге.

Гравюры с портретов Робертсон, напечатанные в журналах и иллюстрированных альманахах, стали хорошо известны в континентальной Европе и в России. По мнению биографа Робертсон Елизаветы Ренне, эти портреты мало чем отличались от работ современников, публиковавшихся в тех же журналах — но именно следование духу времени сделало Робертсон модной среди петербуржской знати.[1]

В первый раз Робертсон приехала в Санкт-Петербург в 1839 году. Вначале она писала портреты знати, некоторые из которых тиражировались в гравюрах Генри Робинсона (англ.)русск., также жившего тогда в России. Весной 1841 года Робертсон была приглашена ко двору писать портреты Николая I и его семейства. В том же году серия ростовых портретов императрицы Александры Фёдоровны и её дочерей выставлялась в Академии художеств, а сама Робертсон стала почётным вольным общником[2] Академии (второй женщиной — членом Академии после Виже-Лебрён[3]). Граф М.Д.Бутурлин, описывая художественную жизнь Петербурга писал[4]:

Госпожа Робертсон отобрала почти всю практику у своих собратий. У петербургской тогдашней знати вошло в моду списывать свои портреты заморскою этою артисткою, которая брала за них неслыханные цены, по 4000 или даже по 5000 рублей серебром, если портрет был в натуральный рост, по 2000 (помнится мне) за поясной и по 700 (или около того) рублей за головной, с одними плечами...Модная Британская артистка написала, поочередно всю царскую семью во весь рост и получила за то около ста тысяч рублей серебром ... не прошло и шести лет, как все эти знаменитые произведения перешли из дворцовых зал в полутемные коридоры, и о г-же Робертсон едва ли кто ныне помнит.

Бутурлин был не вполне прав в своих оценках — акварельные портреты, написанные Робертсон, продолжали украшать рабочие кабинеты Александра II в течение всей его жизни. Парадный портрет Александры Фёдоровны оставался вывешенным в ротонде Зимнего дворца до Октябрьской революции, и пострадал во время переворота.[1]

В 1847 году Робертсон вернулась в Санкт-Петербург. В январе 1849 её вновь пригласили в Зимний дворец, писать портреты невесток Николая I — Марии Александровны и Александры Иосифовны. В феврале 1850 года Робертсон известили о том, что Николай I «не удовлетворён» новыми портретами и приказали исправить уже написанное. В сентябре 1851 двор повелел хранителю эрмитажных портретов Ф. А. Бруни вернуть все копии Робертсон без оплаты.[5]

В конце жизни бедствовала, из-за отсутствия средств не могла вернуться в Англию. Смерть Робертсон во время Крымской войны, когда большинство британской колонии в Петербурге уехало из России, осталась незамеченной. Художницу похоронили на Волковском кладбище[1].

После Октябрьской революции портреты работы Робертсон, хранившиеся в частных собраниях, были рассеяны по провинциальным музеям. В Государственном Эрмитаже хранятся тринадцать работ Робертсон, из которых двенадцать атрибутированы точно, а одна — предположительно[5]. Это семь портретов семьи Романовых, четыре портрета представителей семьи Юсуповых из собрания Юсуповского дворца, портрет Ю. Ф. Куракиной и, по мнению Е. П. Ренне, одна из лучших работ Робертсон — «Дети с попугаем». Кто именно изображён на этом двойном портрете 1850 года — так и не известно[6]. Вероятно, что лицо Марии Александровны на эрмитажном портрете было переписано в манере Франца Винтерхальтера уже после смерти Робертсон. Три портрета, вызвавшие в 1850 году недовольство Николая I, хранятся в музеях Петергофа[5].


Примечания

  1. 1 2 3 Ренне, 2000.
  2. Ренне 2009, с. 189.
  3. Blakesley, c. 104.
  4. Записки графа М. Д. Бутурлина // Русский Архив. 1901. Кн. 3.
  5. 1 2 3 Ренне 2009, с. 200.
  6. Ренне 2009, с.199-200.

Источники

  • Ренне, Е. П. Британская живопись XVI-XIX веков: каталог коллекции. — СПБ: Издательство Государственного Эрмитажа, 2009. — С. 185-201. — 316 с. — 1000 экз. — ISBN 9785935723767
  • Ренне, Е. П. Придворный художник Кристина Робертсон // Наше наследие. — 2000. — № 55.
  • Blakesely, R. Women and the Visual Arts // Women in Nineteenth-Century Russia: Lives and Culture / Rosslyn, W. and Tosi, A.. — Open Book Publishers, 2012. — Т. 3. — С. 91-118. — 262 с. — ISBN 9781906924652

Робертсон, Кристина.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28