Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Роща Хетага

08-07-2023

43°03′34.81″ с. ш. 44°17′37.01″ в. д. / 43.059669° с. ш. 44.293614° в. д. (G) (O) Ро́ща Хе́тага (осет. Хетæджы къох) — роща (островной реликтовый лес) практически идеально круглой формы площадью около 13 га в Алагирском районе Северной Осетии у трассы ВладикавказАлагир, почитаемая осетинами как святое место. Ежегодно во второе воскресенье июля на праздник Хетага (осет. Хетæджы Уастырджи) сюда съезжаются люди со всех районов республики.

Содержание

Легенда о возникновении рощи

Согласно легенде, Хетаг был христианином, сыном кабардинского князя, отказавшимся принимать ислам. Родные обозлились на него за это, и тогда он решил скрыться в Осетии. По другой бытующей версии, Хетаг бежал с украденной невестой.

По пути в Куртатинское ущелье, у современного селения Суадаг, Хетага стали настигать преследователи. Тогда из леса Хетаг услышал зов: «Хетаг! В лес! В лес!». Но домчаться до леса беглец уже не успел бы. И тогда Хетаг произнес: «Пусть лес придет к Хетагу», масса леса окружила Хетага. Преследователи повернули обратно, так как не смогли найти Хетага. Он прожил в роще около года, после чего перебрался в горное селение Нар, где дал начало известному роду Хетагуровых (осет. Хетæгкатæ).

Теперь, это — святое место. Молиться Всевышнему о помощи сюда приезжают люди со всех уголков Северной Осетии. Говорят, молитвы, произнесённые в святой Роще Хетага, имеют особую силу. Считается, что Хетаг покровительствует всем людям: даже совершившие преступления могут молиться в роще. Главное не причинять ей при этом вред.

Традиции и запреты

С Рощей Хетага связано много традиций и запретов: например, из Рощи ничего нельзя выносить. В древности только самые достойные мужчины села допускались в рощу для того, чтобы попросить об урожае, излечении болезни и т. п. До Великой Отечественной войны в Рощу нельзя было входить женщинам, однако в годы войны женщины стали приходить сюда, чтобы молиться за воюющих мужчин. С тех пор запрет на их участие в молитвенных пиршествах в Роще Хетага был естественным образом снят.

Мужчины и по сей день от трассы до рощи (1 км) ходят босиком.

Сначала в роще не было построек, потом были выстроены места для жертвоприношений, «трёх пирогов». Пироги, принесённые в рощу, должны быть тёплыми, так как при их приготовлении добрые намерения пища как будто впитывает в себя, а в тёплых пирогах, считается, эти намерения сохраняются. Сначала в рощу приносились только пироги без напитков. Позже стало разрешаться приносить молоко и мёд также в качестве жертвоприношений.

В наши дни Роща Хетага не имеет государственного статуса. То есть это не памятник природы или культуры — это общенациональная святыня. На территории Рощи построен кувандон (осет. кувæндон) — молитвенный дом. По праздникам туда разрешено заходить и женщинам.

С 1994 года День Хетага отмечается в Республике Северная Осетия — Алания как республиканский общенародный праздник.

Имя Хетаг

Хетаг и сегодня остаётся очень популярным мужским именем у осетин.

Литература

  • Попов К. П. Священная роща Хетага / Сев.-Осет. респ. о-во «Памятники Отечества»; Мин-во охраны окружающей среды и природ. ресурсов РСО-Алания. Владикавказ: Ир, 1995. 70 с.

См. также

Ссылки

  • В Москве торжественно отметят День Хетага // ИА «Росбалт». 2006.07.08.
  • Ossetia.ru: День святого Хетага отпразднуют в Северной Осетии
  • Празднование Дня Святого Хетага в Москве
  • Легенда о возникновении Рощи Хетага (из газеты «Растдзинад», пересказ с осетинского)


Роща Хетага.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28