02-09-2023
Савченко Игорь Андреевич | ||||||
Савченко Iгор Андрiйович | ||||||
Имя при рождении: |
Савченко Игорь Андреевич |
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
Дата рождения: |
28 сентября (11 октября) 1906 |
|||||
Место рождения: | ||||||
Дата смерти: |
14 декабря 1950 (44 года) |
|||||
Место смерти: | ||||||
Профессия: | ||||||
Направление: | ||||||
Награды: |
|
|||||
IMDb: |
ID 0767514 |
Игорь Андреевич Са́вченко (1906—1950) — советский кинорежиссёр, сценарист, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944). Лауреат трёх Сталинский премий (1942, 1949, 1952 — посмертно). Член ВКП(б) с 1944 года.
Содержание |
Игорь Андреевич Савченко родился 28 сентября (11 октября) 1906 года в Виннице (ныне Украина). В 1926—1929 годах учился в Ленинградском институте сценических искусств. Возглавлял Бакинский ТРАМ. В 1932 году играл на сцене и делал постановки в Московском ТРАМе. С 1931 года выступает в качестве кинорежиссёра. В 1934 году поставил одну из первых советских музыкальных комедий «Гармонь» (по поэме А. А. Жарова), о жизни комсомольской деревни, где сам сыграл острогротесковую роль кулацкого сына Тоскливого. Поэтическое изображение природы сочеталось в картине с раскрытием чувств людей, с песнями, стихотворным диалогом. Тема Гражданской войны на Украине, героического прошлого украинских и русских народов легла в сонову фильма «Дума про казака Голоту» (по рассказу А. П. Гайдара «Р. В. С.», 1937) и фильма — легенды «Всадники» (по Ю. И. Яновскому. Работая в этом жанре, мастер добивался драматизации действия, образной поэтичности, передавал национальный колорит, атмосферу исторической эпохи.
Крупным явлением советской кинематографии стала созданная им монументальная народно-героическая драма «Богдан Хмельницкий» (1941) по сценарию А. Е. Корнейчука. Борьба украинского народа, его вольнолюбивые традиции поэтично, увлекательно, красочно воссозданы в фильме. В 1946 году режиссёр вновь вернулся к комедийной теме, поставив один из первых советских цветных полнометражных фильмов «Старинный водевиль» (по водевилю «Аз и ферт» П. С. Фёдорова). В картине особый акцент сделан на патриотизм русских людей в Отечественной войне 1812 года, а также отдана дань популярной в послевоенные годе теме высмеивания немецкой нации.
Событиям Великой Отечественной войны посвящены фильмы «Партизаны в степях Украины» (1942, по одноимённой пьесе А. Е. Корнейчука и «Иван Никулин — русский матрос» (1944, по одноимённой повести Л. В. Соловьёва). Фильм «Третий удар» (1948) о Третьем Сталинском ударе Красной Армии c незабываемыми по силе на то время батальными эпизодами позднее подвергся критике как ещё один памятник сталинской эпохе.
Преждевременная смерть оборвала работу мастера над историко-биографичским фильмом «Тарас Шевченко» (1951, законченный А. А. Аловым, В. Н. Наумовым, Л. А. Файзиевым). Картина рассказывает о жизни гениального украинского поэта Т. Г. Шевченко в условиях злободневных политических проблем крепостнической России 1840—1850-х гг. Творчество Савченко — яркого, своеобразного художника, мастера монументальных полотен — внесло большой вклад в развитие советского киноискусства. С 60-х годов его фильмы очень редко показывались по ТВ или не показывались вообще.
В 1946 году режиссёр возглавил режиссёрскую мастерскую ВГИКа. Среди его учеников: А. А. Алов, В. Н. Наумов, Л. А. Файзиев, Ф. Е. Миронер, Ю. Н. Озеров, Г. С. Габай
И. А. Савченко умер 14 декабря 1950 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).
Известный советский кинорежиссёр М. М. Хуциев в честь учителя назвал Игорем сына, впоследствии тоже ставшего кинорежиссёром, и дал фамилию Савченко главному герою своего фильма «Весна на Заречной улице» (1956).
Савченко, Игорь Андреевич.