Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Семиопера (жанр)

26-07-2023

Перейти к: навигация, поиск

Семиопера, также семи-опера (англ. semi-opera, от лат. semi- «полу-», букв. «полуопера») — характерный для английского музыкального театра XVII в. жанр, в котором разговорные диалоги сочетаются с музыкой и танцем.

Источниками семиоперы были, с одной стороны, «обычная» театральная пьеса, с другой,— маска, которая включала в себя музыку и танец. В отличие от музыки к спектаклю (театральной музыки, англ. incidental music) музыка в семиопере более прочно интегрирована в драму (функции музыки не только иллюстративные). Кроме того, количество музыкальных «номеров» в семиопере значительно больше, чем в рядовой incidental music. Обычное место музыки в семиопере — лирические сцены, а также сцены, изображающие сверхъестественные (например, божественные вмешательства) и природные явления.

Первым заметным образцом жанра стал спектакль «Зачарованный остров» (англ. The Enchanted Island) по «Буре» Шекспира, поставленный (актёром, режиссёром и либреттистом) Томасом Беттертоном в 1674 г. Музыку к спектаклю написали несколько композиторов: Мэтью Локк (инструментальные вступления ко всем актам), Дж.Б. Драги (танцы), П. Хамфри, П. Реджо и Дж. Харт (вся вокальная музыка).

Наиболее значительный вклад в развитие жанра внёс Г. Пёрселл, который написал 5 семиопер: «Диоклетиан» (Dioclesian, 1690), «Король Артур» (King Arthur, 1691), «Королева фей» (The Fairy Queen, 1692), «Тимон Афинский» (Timon of Athens, 1694) и «Королева индейцев» (The Indian Queen, 1695). Отдельные арии (песни) и инструментальные интермедии из семиопер Пёрселла приобрели всемирную популярность.

Последней популярной семиоперой, выдержавшей количество постановок, превосходившее любую другую английскую оперу (вплоть до «Оперы нищих» в 1728 г.), была «Островная принцесса» (The Island Princess, 1699) на музыку Р. Левериджа, Д. Пёрселла (брата Генри) и Дж. Кларка.

Семиопера прекратила существование не потому, что тогдашние композиторы не смогли поддержать этот странный английский гибрид музыки, танца и драмы, а в результате неудачной лондонской театральной политики. С пришествием в начале XVIII в. моды на итальянскую оперу лондонские театры попали под гнёт заезжих певцов, требовавших серьёзных гонораров. Для улаживания конфликта между театрами офис лорда-гофмейстера потребовал разделения функций: театру «Друри Лейн» дозволялось ставить пьесы без музыки, а «Театру Её Величества» на Хеймаркете (прежнее название театра — «Lincoln’s Inn Fields») — ставить оперы, т.е. сугубо музыкальные спектакли. Таким образом, семи-опера, в которой требовалось участие и драматических актёров и певцов, естественным образом зачахла.

Аналогичными (в известной мере) жанрами в музыкальном театре на континенте были французский водевиль, испанская сарсуэла, немецкий зингшпиль.

Литература

  • Dent E.J. Foundations of English opera. A study of musical drama in England during the 17th century. Cambridge: Cambridge University Press, 1928.
  • White E.W. A history of English opera. London: Faber & Faber, 1983;
  • A companion to Restoration drama, ed. by Susan J. Owen. Blackwell, 2008.

Семиопера (жанр).

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28