25-09-2023
Су́достроительные ба́шенные кра́ны (англ. shipyard cranes) обеспечивают сборку корпусов на стапелях судостроительных заводов (стапельные краны), а также достройку их после спуска на воду (достроечные краны)[1].
Содержание |
Ста́пельные кра́ны предназначены для работы на судостроительных заводах, на открытых местах в непосредственной близости от морей или больших рек. Стапельные краны не имеют механизмов перемещения, достроечные краны существуют передвижные и стационарные. Строительные краны по окончании работы перевозят на новое место, стапельные же обслуживают постоянное место работы. По окончании постройки корпуса одного судна на том же стапеле закладывают следующее[1].
Вследствие работы стапельных кранов в районах, для которых ГОСТ 1451-77 устанавливает большие значения ветровых нагрузок, при их расчёте особенно тщательно выполняют проверку на ветровые нагрузки[1].
Береговые стационарные краны для достройки судов на плаву имеют по сравнению с плавучими кранами, которые используют для той же цели, ряд преимуществ:
Стапельные краны имеют грузоподъёмность от 2,5 т до 20 т, вылеты от 15 м до 30 м, высоту 15 м — 35 м, скорость подъёма 12,5 — 45 м/мин, скорость передвижения 15 — 20 м/мин. Частота вращения 1,3 об/мин[1].
Грузоподъёмность передвижных достроечных кранов от 5 т до 75 т, вылет 18 м — 30 м, высота подъёма до 40 м[1].
Грузоподъёмность стационарных достроечных кранов 150 т — 450 т, вылет 40 м — 50 м, высота подъёма 40 м — 94 м, скорость подъёма 1,6 — 4 м/мин, скорость передвижения тележки 10-12 м/мин, частота вращения 0,12 об/мин[1].
Стапельные краны можно устанавливать на фундаментах, поскольку у них отсутствуют механизмы перемещения. Стационарные стапельные краны обычно имеют решётчатую металлическую конструкцию. Краны выпускают как с поворотной, так и с неподвижной колонной. Время подъёма, перемещения и опускания грузов в этих кранах незначительно. Однако, они длительно поддерживают блоки, секции и отдельные детали корпуса в процессе их прихватки и приварки. Следовательно, нет необходимости оборудовать эти краны устройствами, обеспечивающими перемещение груза по горизонтали в течение изменения вылета. Стапельные краны должны обеспечивать точную установку соединяемых деталей корпуса. Точно так же, с большой точностью, без толчков и вибраций, эти краны должны опускать судовые механизмы или детали внутрь корпуса через узкие трюмы. Для этого механизмы подъёма и изменения вылета стапельных кранов, помимо рабочих скоростей, должны иметь посадочные (установочные) скорости[1].
Получение малых скоростей достигается за счёт применения механическим путём, а также различных электрических систем: двухскоростные двигатели, микропривод, система двигатель-генератор-двигатель. Поскольку высота корпуса судна может быть очень большой, высоту подъёма стапельных кранов нередко принимают свыше 30 м[1].
Характерной конструкцией береговых достроечных кранов является молотовидная стрела. Молотовидный кран имеет горизонтальную ферму, которая опирается на вертикальную башню[1].
Различают три типа молотовидных крана:
|
|
---|---|
Стреловой | Автомобильные • Автомобильные на спецшасси • Короткобазовые • Пневмоколёсные • Башенные • Гусеничные • Железнодорожные • Мачтовые • Плавучие • Ползучие • Портальные • Самоподъёмные • Специальные • Судовые • Судостроительные • Тракторные • Шлюзовые |
Кабельный | Кабельные • Мостокабельные |
Консольный | Велосипедные • Настенные • Колонные, свободно стоящие • Двухопорные • С неподвижной консолью • С поворотной консолью |
Мостовой | Козловые • Гидротехнические • Металлургические • Перегружатели • Полукозловые • Полярные и реакторные |
Судостроительный кран.