Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Тевкры

18-06-2023

Тевкры — согласно древнегреческой мифологии, народность, населявшая древнюю Трою. Её связывают с tjkr из состава «народов моря» в надписях Рамсеса III [1]. Однако ряд ученых читают это название как секер или зекер, или даже чаккара [2].

После падения Трои «tjkr», в составе «народов моря», переселились на Кипр (где позднее были завоёваны и ассимилированы греками) и в Палестину (где растворились в составе филистимлян).

Содержание

Ближневосточные источники

Надпись 5 года Рамсеса III гласит:

Северные чужеземья затрепетали в членах их (а именно) пелесет, текер [и турша]. Опустошили их землю, пришел их дух разрушенным

. Надпись 8 года его правления упоминает:

…чужеземных стран […] разрушение к их городу, уничтожен(ы) в один миг. Их деревья и их люди стали пеплом

[3].

Согласно египетской повести XI в. до н. э. «Путешествие Уну-Амона», Уну-Амон прибывает в Дор, город народа Текер, а затем к князю Библа Текер-Баалу [4]. Также tjkr упомянуты в Ономастиконе Аменопе (кон.12 в. до н. э.) [5].

Античные источники

Тевкры — эпитет троянцев у Эсхила [6] и Вергилия [7]. Согласно Страбону, тевкры — племя [8], которое из Крита переселилось в Троаду [9]. Имя Тевкр носят предок троянской царской династии, а также брат Аякса.

Язык и происхождение

Судя по материальной культуре древней Трои, тевкры не были греками, однако их верхушка владела греческим языком и нередко брала себе вторые греческие имена (так, царевич Парис был также известен под греческим именем Александр). С другой стороны, хотя в материальной культуре Трои заметно хеттское влияние, тевкры не были также и хеттами, а напротив, враждовали с Хеттским царством.

Если будет доказано, что догреческие надписи Кипра (т.наз. этеокипрские надписи), обнаруживающие грамматическое и лексическое сходство с этрусским языком, действительно принадлежали тевкрам, тогда тевкров можно будет считать народом, родственным этрускам. Это согласуется с версией о происхождении этрусков из Малой Азии, с которой были согласны почти все античные авторы[10]. Кроме того, в этой же связи напрашивается параллель с легендой об Энее (см. Энеида), который со своими людьми бежал из гибнущей Трои и прибыл в Италию задолго до возникновения там Рима.

С другой стороны, известный этрусколог Р. Беекес, исследовавший вопрос о прародине этрусков, считал, что они (этруски) не могли быть троянцами, но скорее их ближайшими соседями. Об этническом и лингвистическом составе троянцев он высказывался осторожно, предполагая, что там могли обитать меоны (лидийцы) до их переселения на территорию Лидии, известную в античности[11].

Литература

  1. Клейн Л. С. Анатомия «Илиады». СПб, 1998. С.202; Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М., 1996. С.146$ История древнего Востока, т.2. М. 1988.
  2. История Древнего Востока. Т.1. Кн.2. М., 1988. С.563
  3. Сафронов А. В. Упоминание о войне на северо-западе Анатолии в надписях Рамсеса III // Вестник древней истории. 2006. № 4. С.128
  4. Путешествие Уну-Амона // Сказки и повести древнего Египта. Л., 1979. С.129, 131; о транскрипции см. Сафронов. С.130
  5. Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб, 2005. С.174
  6. Эсхил. Агамемнон 112; Геродот. История II 118
  7. Вергилий. Энеида II 247 и др.
  8. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 12, 1
  9. Страбон. География XIII 1, 48 (стр.604)
  10. Немировский А. И. Этруски: от мифа к истории. М. 1983.
  11. R. Beekes. The Origin of the Etruscans

См. также

Тевкры.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28