Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Транспорт в Рязанской области

26-07-2023

Перейти к: навигация, поиск

Транспорт в Рязанской области представлен всеми видами: автомобильным, железнодорожным, водным и авиационным, а также не пассажирскими трубопроводным и электронным.

Столица области — Рязань находится на крупнейших автомобильных и железнодорожных магистралях Европы. Транспортный комплекс связан в единую сеть, обслуживает нужды производства, перевозя материалы и готовую продукцию промышленности области, туристов и пассажиров. Крупными многофункциональными транспортными узлами являются Рязань, Рыбное, Ряжск, Михайлов, Сасово, Касимов, Шацк. Транспорт области снабжён спутниковыми навигационными системами.

Управлением транспортной инфраструктурой занимается Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, в Рязани — департамент транспорта города.

Автомагистраль М5 «Урал» у реки Истье в Спасском районе Рязанской области

История

Старейшим транспортом Рязанской области как и всей Древней Руси был водный. Реки связывали города друг с другом, позволяя обмениваться товаром и торговать. Главная водная артерия рязанских земель — Ока позволяла попасть «Из варяг в греки» — к Балтийскому, Чёрному и Средиземному морям. Вокруг городов росли порты, крупнейшие из которых находились в Рязани, Переяславле, Муроме и Коломне.

Родиной отечественного кораблестроения считается рязанское село Дединово. Здесь в 1668 году по приказу царя Алексея Михайловича был построен первый российский военный корабль — фрегат «Орёл», более известны как «дедушка русского флота».

Транспортом местного значения, соединяющим близко расположенные населённые пункты был гужевой — летом на колёсном, зимой на санном ходу. В тёплое время года через реки приходилось переправляться на плотах и паромах. Из-за весеннего разлива Оки, простирающегося в этих местах на многие десятки километров первый высоководный незатопляемый мост через поймы удалось соорудить только к 1974 году.

После Крымской войны Россия нуждалась в железнодорожной сети в Европейской части страны. Строительство железных дорог привело в Россию транспортную революцию. В 1864 году была построена линия Москва-Рязань с единственным в России левосторонним движением. В Рязани образовалась железнодорожная слобода. Для строительства этой дороги главному меценату проекта Павлу Григорьевичу фон Дервизу удалось разместить первый в России частный облигационный заём на прусском денежном рынке.

В 1965 году фон Дервиз получил разрешение на строительство Рязанско-Козловской железной дороги, которая была построена в не бывало короткий для того времени срок — всего за год. Кроме того, это была первая дорога, целиком выстроенная на инвестиционные средства. В 1866 году путь был принят в эксплуатацию. В 1866 была построена Рязанско-Моршанская дорога, в 1870—1872 — Рязанско-Вяземская.

В 1892 году было создано общество Рязано-Уральской железной дороги на базе высокодоходной Рязанско-Козловской. Эта ветка связала Рязань с Саратовом и Астраханью. В 1893 году от Рязани была проведена линия в Казань. Первоначально на паравозах использовались дрова. С открытием в Скопине каменно-угольных шахт для тяги стал использоваться уголь. С 1880-х годов паровозы переводятся на нефтяное топливо, а в Рязани и Ряжске создаются старейшие в области нефтехранилща.

В 1985 году было принято решение о строительстве узкоколейной железной дороги на севере губернии. Первоначально это была небольшая ветка для вывоза горелого леса из Мещеры, однако после выполнения миссии была построена полноценная железная дорога от Рязани до Владимира через труднопроходимые мещёрские леса и топи.

Ока делит Рязанскую область на две половины, устраивая каждый год крупнейшее в Европе многокилометровое затопление пойм. Северная часть области — труднопроходимые леса, болота и топи. Эти два фактора сыграли решающую роль в транспортном развитии региона. Первый высоководный мост через Оку удалось построить только в 1974 году. До этого, вся северная территория области была фактически отрезана от южной постоянным транспортным сообщением, а на протяжении полутора весенних месяцев через разлившуюся Оку могли перебираться только речные суда. Именно поэтому водный транспорт очень долго играл важнейшее стратегическое значение в Рязанском крае. Вплоть середины XX века до многих сёл можно было добраться только по воде.

На севере области, в Мещере во время половодья едва-ли не единственной транспортной артерией была Рязанско-Владимирская узкоколейная железная дорога. В отличии от автобуса, поезд мог пробраться через подтопленные мещёрские территории.

В 1960-х годах началась масштабное строительство дорог. Было построено Большое Рязанское кольцо — кольцевая автомагистраль, соединявшая все районные центры области. Северное и южное полукольца строились параллельно, замкнувшись при строительстве моста через Оку. Через северные болота были проложены дамбы и каналы, позволив таким образом круглогодичному курсированию автомобильного транспорта по всей территории Рязанской области.

Легенда гласит, что воздушный транспорт впервые появился в Рязани в 1731 году. Тогда рязанский инженер Крякутной создал воздушный шар и впервые поднялся на нём выше колокольни. Первые современные самолёты были доставлены в рязанский посёлок Дягилево в 1930 году. Во время Великой Отечественной войны здесь проходили техобслуживание самолёты с фронта. В 1955 году был создан первый постоянный авиамаршрут Рязань-Касимов. С 1960-х годов строительство аэродромов начинается во всех районах области. Рязань связывается постоянным воздушным сообщением с каждым райцентром собственной и соседних областей, а также с Москвой, Ленинградом и курортами Чёрного моря.

Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт является лидирующим видом во внутри- и межобластных перевозках. Крупнейшие автоузлы области — Рыбное, Рязань, Михайлов, Скопин, Ряжск, Тума, Касимов и Сасово.

Автодороги

Федеральные магистрали

Через Рязанскую область проходит крупнейшая и одна из самых загруженных магистралей Евразии, начинающаяся от города Корк в Ирландии, проходящая через всю Европу, Россию, Казахстан, Китай, КНДР и завершающаяся в городе Пусан Республики Корея. Европейский сегмент трассы E 30, Российский M5 «Урал», азиатский AH6. По пути следования магистрали в Рязанской области расположены города Рыбное, Рязань, Шилово, Шацк. «Урал» связывает Рязанскую область с европейскими и азиатскими городами. В настоящее время на территории области ведётся активное расширение, реконструкция и освещение магистрали.

Вторая трансконтинентальная магистраль связывает север Европы со странами Средней Азии. Это европейский маршрут E 119, российский M6 «Каспий», азиатский AH8. В Рязанской области на магистрали расположены города Михайлов, Скопин, Ряжск, Александро-Невский.

Объездные автомобильные дороги есть у всех городов, стоящих на магистралях. В Рязани в настоящее время реализуется проект строительство новой Южной окружной дороги, которая должна пройти от Рыбного до будущего аэропорта Протасово.

Межрегиональные магистрали

Межрегиональные магистрали соединяют область с соседними субъектами России. Это трассы:

В будущем планируется соединить трассы Р132 с Р123 в рамках проекта по дальнему обходу Москвы.

Мосты

Крупнейшим автомобильным мостом области является Окский высоководный мост, расположенный в Рязани. Он соединяет правобережную часть города с курортной левобережной. Это сложное инженерное сооружение, включающее в себя не только собственно мост, но и комплекс защитных дамб и ирригационных устройств . Второй крупный мост через Оку находится в Касимове — он ниже и меньше рязанского. В центре области, рядом со Старой Рязанью через Оку проходят два понтонных моста — Старорязанский и Троицкий.

Через реку Трубеж в Рязани сооружён Кремлёвский разводной мост, а в Михайлове на реке Проня сохранился Шуховский клёпаный пост 1894 года строительства, до сих пор использующийся по назначению на трассе Р-132.

На трассе M5 «Урал» сохранились «узкие» мосты — в районе села Добрый сот через реку Проня, рядом с селом Кирицы через реку Кирица. В настоящее время ведётся их расширение. Через реку Цна близ Шацка построен мост средней ширины.

На трассе M6 «Каспий» наиболее крупный мост находится на окружной дороге Михайлова, через реку Проня.

Автовокзалы

Два главных автовокзала области расположены в Рязани. Центральный автовокзал обслуживает дальние, межобластные и внутриобластные рейсы. На Приокском автовокзале базируются рейсы в соседние области, внутриобластные рейсы на север Рязанской области, а также терминал пригородных рейсов Солотчинского и Спасского направлений. Также в городе находится несколько узловых автостанций, обслуживающих пригородные перевозки.

Помимо Рязани, собственные межобластные автовокзалы имеют многие города области. Например Тума, Касимов, Михайлов, Шацк осуществляют перевозку по маршрутам дальнего следования с Москвой и другими региональными центрами ближайших субъектов России. Малые города и посёлки меньше обслуживаются автостанциями, осуществляющими перевозки в пределах района.

Перевозчики

Крупнейший пассажирский перевозчик области — компания «Рязаньавтотранс». Компания берёт своё начало В 1970 году, тогда в регионе было создано объединение областных автовокзалов и автостанций. Сегодня «Рязаньавтотранс» принадлежат все крупные областные перевозчики Рязанской области, за исключением муниципальных перевозчиков и перевозчиков в Рязани. Также все автовокзалы и автостанции, а также выпуск продажа и контроль за оборотом билетов на транспорт в области находятся под управлением объединения.

Часть областных маршрутов принадлежит рязанской городской Автоколонне 1310 и объединению «Рязаньпассажиртранс». Другие крупные перевозчики области: Автоколонна 1663, Сасовское, Ряжское, Кораблинское, Касимовское и Тумское АТП, «Рязанские пригородные автоперевозки».

Железнодорожный транспорт

Узкоколейная железная дорога

Перевозка грузов и пассажиров на дальние расстояния — ведущая роль железнодорожного транспорта. Основная часть железных дорога области находится под управлением Рязанского отделения Московской железной дороги. Линия рабочего посёлка Тума, оканчивающийся тупиком находится в управлении Горьковской железной дороги. Крупнейшие железнодорожные узлы — Рыбное, Рязань, Скопин, Ряжск, Сасово. Штаб-квартира Рязанского отделения находится в городе Рыбное.

Железнодорожные магистрали

Федеральные

По территории области проходят две крупные международные железнодорожные магистрали.

Восточные международный транспортный коридор связывает центр Европы и Центральный промышленный район России с Поволжьем, Уралом, Сибирью, Дальним Востоком, а также Средней и Дальней Азией. По территории области магистраль проходит через города Рыбное, Рязань, Спасск, Шилово, Чучково, Сасово и далее на Самару. Большое количество грузов дороги занимает промышленная продукция, обратно идут нефтепродукты, металлы, хлопок и зерно.

Южное направление — международный транспортный коридиор Север-Юг. Соединяет северные и центральные районы страны с Черноземьем, Каспием и Кавказом. Основные грузы здесь — станки, машины, лес и продукция лёгкой промышленности. Магистраль проходит через город Михайлов, посёлок Павелец и город Скопин.

Региональные

Третье железнодорожное направление области — широтное. Это магистраль Пенза-Моршанск-Ряжск-Тула-Калуга. На территории области дорога проходит через города Сараи, Ухолово, Ряжск, Скопин, посёлок Павелец.

Кроме магистральных, существуют внутриобластные подъездные пути — к городу Новомичуринск, Касимов, Тума, соеденённые с основными магистралями. В области также есть ведомственные железные дороги — это подъездные пути крупных предприятий. Крупнейшие из них сосредоточены в Скопинском, Пронском и Милославском районах — это пути Подмосковного угольного бассейна, соеденяющие между собой угольные шахты. В Рязани на ведомственных путях Рязанского нефтеперерабатывающего завода располагается крупнейшая в России специализированная железнодорожная станция по перегону нефтепродуктов — Стенькино II.

Узкоколейные

Крупнейшая узкоколейная магистраль Рязанской области — Рязано-Владимирская узкоколейная железная дорога, более известная благодаря произведениям Константина Паустовского как Мещёрская магистраль. До 2010 года это была единственная действующая в России государственная узкоколейная железная дорога.

Магистраль связывала Рязань через Мещёрские леса с Владимиром и до 1974 года оставалась едва-ли не главной транспортной артерией на севере Рязанской области. Сегодня участки этой магистрали сохранились в Рязанском и Клепиковском районе в виде промышленных путей Мещёрского и Солотчинского торфоперерабатывающих предприятий.

Отдельные узкоколейные ветки существуют по всей области, в том числе в Рязани.

Вокзалы

Старейшим вокзалом области является железнодорожный вокзал Рязань I, построенный в 1864 году. Рязань I, как и все вокзалы и станции линии Рязань-Москва — вокзал левостороннего движения. Здание расположено м левой стороны путей, ближайший путь — вперёд, дальний — назад. Вокзал Рязань II был построен почти сразу после главного вокзала и первоначально являлся грузовой сортировочной станцией, однако с открытием станции Рязань-Сортировочная в Рыбном вокзал стал пассажирским.

Вокзал станции Павелец находящийся на юго-западе области в Скопинской районе дал имя Павелецкому вокзалу города Москвы и всему Павелецкому направлению дороги.

Железнодорожная станция Дивово на данный момент является единственным в России вокзалом-музеем. Здесь располагается музей, посвящённый Сергею Есенину, селу Константиново и конному заводу в Дивово. Именно этой станцией пользовался поэт, когда приезжал в Рязань.

Перевозчики

Крупнейший пассажирский перевозчик в области — Центральная пригородная пассажирская компания. Обслуживает все внутри- и межобластные железнодорожные маршруты. Компании принадлежит фирменные поезда «Сергей Есенин», в Советском союзе курсировавшие под названием «Берёзка» — в честь любимого дерева поэта. Поезда отправляются по маршруту Рязань-Луховицы-Коломна-Москва ежедневно.

На территории муниципалитета Рязань осуществляются перевозки на городском поезде. В отдалённых районах области, на востоке используется система рельсовых автобусов.

Учебные заведения

Поскольку железнодорожный транспорт является историческим для Рязанской области здесь почти сразу была открыта сеть учебных заведений для нужд железной дороги. Главным из них было Рязанское железнодорожное училище, по сей день располагающееся в Рязани на исторической Вокзальной улице, связывающей два железнодорожных вокзала города. В 1920 году основан современный Рязанский колледж железнодорожного транспорта, затем был открыт Рязанский филиал Московского государственного университета путей сообщения.

Воздушный транспорт

В общей доле транспорта Рязанской области воздушный транспорт занимает самую малую часть перевозок. Это связано с общей стагнацией авиационной отрасли в России в 1990-е годы. В Советском Союзе авиаперевозки занимали позиции внутриобластного транспорта и внешнего транзита.

Аэропорты

Дягилево

Крупнейший и старейший аэродром области находится на территории авиабазы Дягилево в городе Рязани. Аэродром способен принимать самолёты любого класса, однако используется он исключительно для военных нужд — здесь базируется вертодром, эскадрилья стратегической дальней авиации, единственный в России полк самолётов-заправщиков, учебный авиацентр и 360 авиаремонтный завод. Аэродром принимает борт № 1 во время посещения Рязанской области и другие лайнеры вип-класса.

Турлатово

Гражданский аэропрот Рязани. Здесь базируются воздушный флот малой авиации. В настоящее время Турлатово проходит реконструкцию для приёма воздушных такси.

Международный аэропорт Протасово

Главный транспортный инвестиционный проект Рязанской области. Международный аэропорт должен быть построен на базе существующего аэрордрома и вертодрома ДОСААФ, и призван разгрузить московский транспортный узел. Рядом с будущей площадкой строительства находится трасса М5 «Урал» и железная дорога, способствующая пуску до новых воздушных ворот области аэроэкспрессов.

Аэродром Сасово

В городе Сасово Рязанской области располагается аэродром Сасовского лётного училища гражданской авиации. После окончания строительства новой взлётно-посадочной полосы аэродром сможет принимать самолёты среднего и малого классов.

Водный транспорт

Лидирует в перевозках на средней дальности.

Трубопроводный транспорт

Электромагистрали

Микротранспорт

Развитие транспортного комплекса

Литература

  • Абрамова Т. Н., Ружинская Л. А. География Рязанской области — Рязань: «Горизонт», 1992
  • Безлугова В. В., Белов А.Б, Федоткин В. Н., и др. Рязанская энциклопедия в 3-х томах — Рязань: «Пресса», 1999—2001, тома 1 и 2

См. также

Примечания


Ссылки

  • Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области
  • Движение транспорта Рязани в реальном времени
  • Рязанский транспорт

Транспорт в Рязанской области.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28