Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Трезвенник

18-10-2023

(перенаправлено с «Трезвенник»)
Перейти к: навигация, поиск

Трезвость — согласно определению Всемирной организации здравоохранения — непрерывное воздержание от приёма алкоголя и других психоактивных веществ[1].

Реже понятие трезвость употребляется также в значении «умеренность в употреблении алкогольных напитков»[1].

В переносном значении трезвость означает здравую рассудительность, свободу от самообмана, иллюзий («трезвость суждений», «трезвость ума»)[2][3].

Похожий термин используется в специализированных организациях наподобие Анонимных алкоголиков (АА), где, однако, под ним понимается много дополнительных специфических условий, таких, как «достижение и поддержание человеком общего контроля и равновесия в жизни»[1]. В отличие от других организаций, АА ставит своей целью обретение трезвого образа жизни лишь для тех членов общества, которые страдают болезненной зависимостью от алкоголя и признали своё бессилие перед алкоголем.

Борьба за трезвость в дореволюционной России

Первое трезвенное движение 1858—1859 годах

В домосковской Руси пьянства, как такового, не было, так как русские употребляли слабоградусные напитки: брагу, мёд, пиво, квас (крепостью от 1 до 6 градусов), причём достаточно редко, лишь во время больших праздников. Опьянение от слабоградусных напитков несильно и действует непродолжительное время. Привозное (из Византии) вино было очень дорогим, поэтому малодоступным.

Положение резко изменилось после введения Иваном Грозным вместо привычных корчем (где можно было поесть и выпить) кабаков, которые были только питейными заведениями. Каждый кабак облагался государственной пошлиной. В случае недоимки крестьян ждало суровое наказание[4].

Первое трезвенное движение — массовый протест в 1858—59 податного населения России против откупной системы в связи с повышением косвенного налога на водку. Главными участниками движения были государственные крестьяне, к которым позже присоединились представители других сословий. К лету 1859 движение распространились на 32 губернии России, крестьяне принимали решения не употреблять вина. В мае 1859 начались волнения и массовые разгромы питейных заведений. Трезвенное движение было усмирено войсками. После суда 780 наиболее активных его участников были преданы военному суду, наказаны шпицрутенами и сосланы в Сибирь[5].

Борьба за трезвость в СССР

Общественные и государственные кампании по борьбе за трезвость неоднократно возникали в России. Первая антиалкогольная кампания в СССР была развёрнута на государственном уровне в 1958 году с постановления ЦК КПСС и Советского правительства «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками»[6]. Следующая антиалкогольная кампания началась в 1972 году с постановления Совета Министров СССР «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма»[7][8].

Наибольшую известность получила антиалкогольная кампания М. С. Горбачёва. 7 мая 1985 года были приняты постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и Совета Министров СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения», которыми предписывалось всем партийным, административным и правоохранительным органам решительно и повсеместно усилить борьбу с пьянством и алкоголизмом. В результате кампании официально зарегистрированные среднедушевые продажи спиртного в 1985—1987 годах снизились более чем в 2,5 раза, значительно выросла рождаемость и сократилась смертность, ожидаемая продолжительность жизни мужчин увеличилась на 2,6 года и достигла максимального значения за всю историю России, существенно снизился общий уровень преступности[9]. В дальнейшем антиалкогольная кампания сошла на нет, но при этом была создана общественная организация «Союз борьбы за народную трезвость».

Борьба за трезвость в современной России

Доля населения России, не употребляющая алкогольные изделия, согласно опросам ВЦИОМ

За последнее десятилетие в России резко активизировалась борьба за трезвость[источник не указан 1841 день], были созданы многочисленные трезвеннические движения и общества трезвости, такие, как «Трезвый Башкортостан»[10], «Челябинск Трезвый»[11], «Трезвый Магнитогорск»[12], «Трезвая Удмуртия», «Трезвый Татарстан», «Трезвый Новосибирск», «Трезвая Москва», «Трезвый Питер», «Трезвый Барнаул», «Трезвый Саратов», «Трезвая Кубань» и др.

Активно действует[13][14][15][16] «Союз борьбы за народную трезвость», проводя общественные акции, лекции и семинары по всей территории России. Последние 22 года проходит ежегодный «Международный слёт трезвости России и стран СНГ „Еланчик“» для обмена информацией и опытом активистов трезвеннических движений[источник не указан 470 дней].

В 2009 году Церковно-общественным советом РФ с участием пропагандиста трезвости Независимость», призванный информировать россиян о последствиях употребления алкоголя, помочь им определить и преодолеть алкогольную и наркотическую зависимость[18].

11 сентября в России отмечается неофициальный праздник «День Трезвости», впервые он отмечался в Российской империи 29 августа по старому стилю (11 сентября по стилю новому) в 1911 году[19].

Как показывают опросы ВЦИОМ, за последние 15 лет доля населения, придерживающаяся трезвого образа жизни, выросла с 23 % в 1996 году до 30 % в 2011 году, среди молодых людей в возрасте 18—24 лет эти цифры составляют, соответственно, 15 % и 27 %[20][21][22][23].

Отношение к трезвости в религиях

В христианстве

Трезвость в православии — это «христианская умеренность в употреблении пищи и пития, равно как особенная, непрестанная бдительность над собою в охранении души и тела от всяких нечистых и греховных мыслей, пожеланий и дел».[24] «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить», — предостерегает апостол (1 Петр.5:8).

Практически все христианские деноминации не исповедуют полного отказа от алкоголя в быту, допуская употребление вина в тех или иных количествах, и используя вино в евхаристии и ряде других таинств.[25][26][27] Иной позиции придерживаются адвентисты седьмого дня, считающие, что повеление Божие относительно алкоголя — полное воздержание. Для совершения Вечери Господней адвентисты используют неброжёный виноградный сок[28][29][30].

В православии различают богослужебное употребление вина и употребление вина во время трапезы. Богослужебное употребление вина происходит в таинствах Причащения (Евхаристии), Венчания, Елеосвящения (Соборования), а также во время благословения хлеба, пшеницы, вина и елея во время Всенощного Бдения. Употребление вина во время трапезы в определенные дни года, в определенном количестве разрешается Уставом Церковным (Типиконом).

Правила святых апостолов 51 и 53 решительно возбраняют христианам гнушение вином (отношение к нему, как к чему-то мерзкому), но допускают «удаление от вина» ради подвига воздержания.[31][32]

Пьянство в Священном Писании запрещается: «Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:10); «Не упивайтеся вином, от которого бывает распутство» (Еф.5:18); «Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (Притч.20:1); «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» (Лк.21:34).

Отцы церкви отмечали духовный и телесный вред от пьянства:

Святитель Василий Великий: «Пьянство — вражда на Бога», «Пьянство — это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу».[33]

Святитель Иоанн Златоуст: «Диавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, поскольку никто так не исполняет его злой воли, как пьяница», «Главное зло пьянства в том, что оно делает для пьяницы недоступным небо и не позволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором на земле страждущих этим недугом и на небе ожидает тягчайшее наказание».[33]

Преподобный Ефрем Сирин: «Во всякое время бойся вина, юный; потому что вино никогда не щадит тела, возжигает в нём огонь худого пожелания».[33]

Святитель Феофан Затворник писал: "…"Не упивайтесь вином" (Еф.5,18), но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идёт — совсем не пей, — разве только в крайностях, в видах врачевания. Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость".[34]

Известный богослов начала XX века, священномученик митр. Владимир (Богоявленский) призывал к совершенному отречению от употребления спиртных напитков.[35]

Существуют православные организации, ставящие достижение трезвости в обществе одной из своих целей, например, «Трезвение», председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» ― священник Игорь Бачинин.[36]

В исламе

Ислам запрещает употребление любых опьяняющих веществ в любом количестве[37][38]. С точки зрения ислама алкоголь, так же, как и любые другие опьяняющие вещества, включая наркотики, — это харам — абсолютно запрещено.

Всякое одурманивающее средство называется по-арабски хамр и полностью запрещено мусульманам (Коран, сура 5:92, 93)[37]. В том числе пророк «не одобрял использования алкоголя в лечебных целях, сколь бы ни были они насущны и необходимы»[39]. В Коране неоднократно встречаются аяты, указывающие на вред и недозволенность опьяняющих веществ.

Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: «В них обоих — великий грех, и хотя есть и польза для людей, но греха в них больше, чем пользы»…

— Коран, 2:219

О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же её, — быть может, вы преуспеете. Воистину, дьявол при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и молитвы. Неужели вы не прекратите? Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и остерегайтесь!..

— Коран, 5:90-92

Встречаются различные мнения касательно толкования этих аятов, вплоть до того, что они не содержат прямого запрета на употребление этих веществ и совершение этих действий.

Тем не менее, существует большое количество хадисов Пророка Мухаммада, явно запрещающие мусульманам употребление спиртного и наркотических веществ.

Поистине, Аллах проклял вино и того, кто его выжимает и того, кому выжимают и того, кто его несёт и того, кому его несут и того, кто его продаёт и того, кто его покупает и того, кто ест заработанное на этом и того, кто его пьёт и того, кто им поит!

— Абу Дауд; ат-Табарани; аль-Хаким; аль-Байхакъи[40]

Для того, кто пил вино в этом мире и не покаялся в этом, в мире вечном оно будет запретным.

— Аль-Бухари, 1840 (5575)[41]

Когда прелюбодей прелюбодействует, верующим он не является, и когда кто-нибудь пьёт вино, верующим он не является, и когда вор совершает кражу, верующим он не является.

— Аль-Бухари, 1841 (5578)[41]

При этом, несмотря на то, что речь в основном ведётся о вине (ввиду того, что в то время это было единственным из широко известных опьяняющих веществ), существует хадис, который указывает на запрёт употребления всех веществ, приводящих организм к интоксикации (опьянению).

Та вещь, которая опьяняет в большом количестве, запрещена и в малом количестве!

— Абу Дауд, 3681; ат-Тирмизи, 1865; Ибн Маджах, 3393

Этот хадис также указывает на запрёт так называемого «умеренного» потребления, запрещая данные вещества в любых количествах.

В буддизме

В философских школах индуизма

Алкоголь присутствует в жизни индусов, хотя обычной является и практика воздержания от него[источник не указан 1513 дней]. В Ригведе упоминается сома, особый опьяняющий напиток (растение, из которого его приготавливали, больше не существует). Алкоголь и его производство считаются оскверняющими, но запрет на употребление алкоголя в некоторых индийских штатах имеет социальную подоплёку и не связан с религиозными соображениями[источник не указан 1513 дней].

В иудаизме

Запрета на употребление спиртных напитков нет, наоборот, праздники обычно сопровождаются ритуалами с вином (Кидуш), особенно Седер Песах и Пурим. Впрочем, вместо вина можно использовать виноградный сок, а на Пурим достаточно выпить «больше обычного». Талмуд одобряет умеренное употребление вина для развития ума, утешения скорбящих и др., но осуждает чрезмерное увлечение хмелем[42]. То же в библейской Книге Притчей Соломоновых. Библейские примеры злоупотребления алкоголем: Ной, Лот и др.

См. также

Примечания

  1. ↑ Lexicon of alcohol and drug terms published by the World Health Organization
  2. «Трезвость», «Трезвый» в словаре Ушакова
  3. «Трезвость» в словаре Ефремовой
  4. Иван Прыжов. История кабаков в России в связи с историей русского народа
  5. Революционная ситуация в России в 1859—1861 гг.
  6. Григорий Заиграев. Государственная политика как фактор алкоголизации населения (pdf)
  7. Приказ Минздрава СССР ОТ 24.08.1972 № 694 о мерах по дальнейшему усилению борьбы против пьянства и алкоглизма
  8. Андрей Светенко. Идейный компромисс для нетрезвеющего народа — Радио «Маяк»
  9. Халтурина Д. А., Коротаев А. В. Русский крест. Факторы, механизмы и пути преодоления демографического кризиса в России. — М.: УРСС, 2006. — 128 с. — ISBN 5-484-00528-0.
  10. Общество «Трезвый Башкортостан»
  11. Общество «Челябинск Трезвый»
  12. общество «Трезвый Магнитогорск»
  13. Новости Обнинска. 01.09.2011 Борись за трезвость — повышай демографию!
  14. Новости Липецка. 11.09.2011 Липчане отметили День трезвости пробежкой
  15. Произвол чиновников в Белово [неавторитетный источник?]
  16. «ГАЗЕТА КЕМЕРОВА» 28.03.2011 Кемеровчан призвали не употреблять алкоголь
  17. Путин утвердил антиалкогольную концепцию, чтобы к 2020 году покончить с русским пьянством
  18. 09.09.11 День борьбы с пьянством в России пройдёт в сотый раз
  19. News.Mail.RU 6 Сентября 2011. Празднику трезвости исполняется 100 лет(недоступная ссылка с 16-06-2015 (470 дней))
  20. «Алкоголизация России: не пора ли опять звать Горбачева?» 29 июля 2009 г. ВЦИОМ, Пресс-выпуск № 1279
  21. Опрос ВЦИОМ 30.10.1996 Употребляете ли Вы алкогольные напитки, и если да, то как часто?
  22. Опрос ВЦИОМ 19.07.2009 Употребляете ли Вы алкогольные напитки, и если да, то как часто?
  23. Опрос ВЦИОМ 17.04.2011 Употребляете ли Вы алкогольные напитки, и если да, то как часто?
  24. Библейская энциклопедия. М., 1891
  25. Вино // Православная энциклопедия. Том VIII. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — С. 516-521. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-014-5
  26. Краткий катехизис д-ра Мартина Лютера
  27. В начале было Слово: Пер. с англ. — Заокский: «Источник жизни», 2002. — С. 285. — 544 с. — 8500 экз. — ISBN 5-86847-484-1, 0-8280-0466-8.
  28. William Patton. Bible Wines – Laws of Fermentation. — Oklahoma City, OK: Sane Press, n.d. — С. 24-41.
  29. C. A. Christoforides. More on Unfermented Wine. — Ministry, April 1955. — С. 34.
  30. 51 Правило Святых Апостолов
  31. Правило 53 Святых Апостолов
  32. ↑ Святые отцы о грехе винопития
  33. Святитель Феофан Затворник. Толкование на Первое послание св. апостола Павла к коринфянам
  34. Против ли нас (абстинентов) Библия»: доклад священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского, 1912 год.
  35. Заседание Совета Всероссийского Православного Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение»
  36. ↑ Ислам: Наркотики, алкоголь и табак
  37. Ислам: Наркотики
  38. Ислам: Алкоголь
  39. См. «Сахихуль-джами’» 72, 1802, 5091.
  40. 1 2 Сборник хадисов Мухтасар «Сахих» — Составитель: Имам аль-Бухари. Книга 76: "Книга о напитках". Глава 1372.
  41. Трактат Санхедрин, 70А-Б

Дополнительная литература

  • Юзефович Г.Я., Соколова В.Н. В защиту трезвости : Беседы для родителей и учителей. — Хабаровское книжное издательство, 1979. — 96 с.

Ссылки

Трезвенник.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28