Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Турецкая баня (Царское Село)

13-08-2023

Перейти к: навигация, поиск
Павильон
Турецкая баня

Санкт-Петербург. Город Пушкин. Царское Село. Турецкая баня. Фасад, 2016 год
Страна Россия
Санкт-Петербург, Пушкин, Дворцово-парковый ансамбль Екатерининский парк Царское Село. Екатерининский парк. Вблизи Большого пруда
Координаты 59°42′34″ с. ш. 30°23′27″ в. д. / 59.709556° с. ш. 30.390889° в. д. / 59.709556; 30.390889 (O) (Я)
Автор проекта Ипполит Монигетти
Строитель Агостино Камуцци
Строительство 18501852 годы
Статус  памятник архитектуры (федеральный)[1]
Состояние музейный павильон
Культурное наследие
Российской Федерации, объект № 7810447156
объект № 7810447156

Турецкая баня — павильон Екатерининского парка Царского Села, памятник культуры федерального значения, находится на берегу Большого пруда. Павильон был построен по распоряжению императора Николая I в память о Русско-турецкой войне 1828—1829 годов.

История создания и судьба павильона

Монигетти И. Адрианопольская мечеть. Акварель. 1840-е годы

В память о заключении Ясского мирного договора 1791 года императрица Екатерина II заказала архитектору Джакомо Кваренги проект павильона Турецкая баня. Этот проект не был осуществлён. Николай I решил осуществить намерение бабушки-императрицы, украсив парк павильоном, посвящённым победам русской армии над турками, но уже в ходе другой победоносной для России войны с Турцией в 1828—1829 годах и заключённому по её итогам Адрианопольскому мирному договору[2].

Первоначально проект павильона был подготовлен в 1848 году архитектором Карлом Росси. Он воспользовался как образцом зарисовками бани гарема Старого дворца в Адрианополе, сделанными в 1829—1830 годах по распоряжению Николая I библиотекарем императора Карлом Седжером (1788—1840) и художником-баталистом Августом Дезарно (1788—1840). Мраморные детали её отделки, вывезенные в Россию, предполагалось использовать в интерьере бани[3].

Проект Росси был отклонён самим Николаем I[4], но его рисунки в феврале 1848 года были направлены главному архитектору Императорских царскосельских дворцов Ипполиту Монигетти (ему в то время было только 29 лет). Архитектору предлагалось составить свой проект, но обязательно использовать мраморные детали, вывезенные из Адрианополя. Монигетти сам бывал в Турции и в качестве прототипа павильона использовал собственное акварельное изображение адрианопольской мечети. Место для постройки павильона (на полуострове Большого пруда) также определил император 30 апреля. В середине мая 1848 года архитектор представил Николаю I свой вариант будущего павильона. Предполагалось построить турецкую баню-хаммам с Кофейной, Диванной (с фонтаном посередине и балконом), Раздевальной, Большой баней, которую должен был представлять круглый зал с куполом (он был обязательным элементом хаммама, позволяющим каплям воды, которую образовывал пар, стекать по стенам) и нишей с переходом в Малую баню и Горячую баню (с различными температурами). В первоначальном проекте предполагались резервуар для воды и топка. Павильон должен был напоминать мечеть с куполом и минаретом. Проект Монигетти был утверждён в апреле 1850 года[5].

После представления архитектором сметы на постройку павильона 28 августа 1848 года строительство было отложено из-за отсутствия денег. Только 11 апреля 1850 года император утвердил проект Монигетти, но приказал строить павильон без отопления и сократил смету. 6 мая 1850 года Монигетти представил новый вариант сметы, уже без отопления, на общую сумму 37 838 рублей и 12 1/2 копеек серебром. Министр императорского двора и уделов П. М. Волконский ответил архитектору:

На сию постройку назначено Государем Императором тридцать тысяч рублей серебром… сию суммою должно изворотиться, стараясь делать всевозможную экономию, ибо Его Величество не намерен на сей предмет сделать прибавки.

— Тоесева А. В. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Турецкая баня[6]

10 июня Царскосельское дворцовое правление объявило торги на постройку Турецкой бани по утверждённому проекту, однако желающих взять на себя подряд с такой сметой не нашлось. Монигетти настоял отдать подряд архитектору Агостино Камуцци, давшему согласие придерживаться данной сметы ещё до объявления торгов. Камуцци руководил строительством в течение двух лет. В октябре 1852 года строительство Турецкой бани было завершено. Ландшафтными работами руководил старший садовый мастер И. Ф. Пипер[7].

Монигетти представил на утверждение Николая I собственные эскизы мебели и украшений, которые он предполагал разместить в Турецкой бане (21 предмет), на общую сумму 4000 рублей. Император утвердил эскизы и смету, металлическая мебель была заказана в Гальванопластическом заведении принца Лейхтенбергского, деревянная мебель — у придворного мастера Готлиба Якобса, а мягкая — у французского мастера Филиппо. Часть предметов была приобретена через магазины в Москве для сокращения затрат (деревянные, инкрустированные перламутром, костью и черепаховым панцирем комод, столик, табуреты, фарфоровые и медные позолоченные сосуды, кальян, курильницу, кокосовые ложки, украшенные кораллом чубуки с хрустальными мундштуками, перламутровый веер)[8].

К осени 1853 года отделка интерьеров Турецкой бани была закончена. По времени создания Турецкая баня является последней постройкой на территории Екатерининского парка[9].

После Октябрьской революции 1917 года павильон был законсервирован, а в 1941 году открыт в качестве музея. Во время Великой Отечественной войны павильон сильно пострадал. В ходе реставраций 1949 и 1953 годов был восстановлен фасад здания. Оно было превращено в подсобное помещение лодочной станции, стены внутри здания были закрашены краской. После реставрации 2006—2008 годов, когда был восстановлен интерьер, павильон используется в тёплое время года как музейный павильон[10].

Архитектурные проекты Турецкой бани в Царском Селе

Характеристика памятника

Фасад здания

Турецкая баня. Фасад со стороны портала

Павильон представляет собой небольшую постройку палевого цвета с позолоченным и украшенным рельефными орнаментами куполом, окнами-люнетами со стёклами жёлтого цвета и фигурным шпилем; к ней примыкал минарет, увенчанный шпилем и полумесяцем. В облике Турецкой бани нет мощи архитектурных форм и героическго подъёма, хотя он является монументом в честь военных побед России. Монигетти использовал традиции архитектурного романтизма последних десятилетий XVIII века. Архитектор взял в качестве образца из Адрианопольской мечети центральную часть с купольным перекрытием, минарет и парадный вход[11].

Интерьер

Турецкая баня внутри создана в мавританском стиле. Элементы отделки внутреннего убранства павильона были привезены в качестве трофея из Адрианополя в 1829 году: доски с надписями, доски с орнаментами, детали фонтанов, арки, карнизы, решётки, некоторые из которых датируются XVI—XVII веками[12].

В интерьере Турецкой бани пять помещений: Сени (Вестибюль), Раздевальня, Мыльня, Купольный зал и Шестигранный кабинет. Стены комнат облицованы искусственным мрамором и украшены лепным живописным орнаментом. Вход в Сени, которые ведут в Раздевальню, открывал орнаментированный портал. В Сенях установлена надпись XVII века:

С жителем этой обители блогополучие до светопредставления,

Как дверь, откроет ему счастье Всемогущий.
Да удовлетворит шахиншах любую его просьбу.

Да будет он вечно на троне без грусти в роскоши счастливой[13].

Каскадный фонтан устроен в резной нише, отделяющей Раздевальню от Мыльни. Мыльня имела естественное освещение. В её стены вмонтировали две чаши с кранами для тёплой и холодной воды. В центральном восьмиугольном Купольном зале находился бассейн с фонтаном в центре. Здесь были установлены привезённые из Турции мраморные фонтанные доски с высеченными на них стихами и прозаическими надписями. Одна из них, вывезенная из Варны, уникальна. Кроме надписи на турецком она имеет надпись на армянском языке, указывает имя армянского мастера Назаре, создавшего её, дату создания — 20 августа 1740 года. Уникален также чешуйчатый наклонный фонтан-каскад, относящийся к XVII—XVIII векам, стоявший прежде в Киоске султана в Адрианополе. Он представляет собой так называемый фонтан слёз, по которому капают одиночные редкие капли. Фонтан покрыт растительным и геометрическим узорами. К купольному залу примыкает Шестигранный кабинет, служивший местом отдыха и непринуждённой беседы[12].

Турецкая баня Екатерининского парка в изобразительном искусстве 2-й половины XIX — начала XX века

Российские художники несколько раз изображали Турецкую баню в своих произведениях. Сам И. А. Монигетти изобразил на акварели фасад будущей постройки, когда она находилась ещё в стадии проектирования[14]. Павильон вскоре после завершения строительства изображён на акварели Иосифа Шарлеманя. Турецкая баня присутствует на картине украинского пейзажиста, представителя академизма Филиппа Клименко.

Примечания

  1. Турецкая баня. Код памятника: 7810447089. Единый государственный реестр объектов культурного наследия России. Проверено 13 августа 2016.
  2. Тоесева, 2014, с. 1.
  3. Тоесева, 2014, с. 2.
  4. Вильчковский С. Н. Царское Село. — М: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1911. — С. 161—162. — 277 с.
  5. Тоесева, 2014, с. 3.
  6. Тоесева, 2014, с. 4.
  7. Тоесева, 2014, с. 5—6.
  8. Тоесева, 2014, с. 7—9.
  9. Турецкая баня. Государственный музей-заповедник Царское Cело. Официальный сайт. (11 февраля 2010). Проверено 13 августа 2016.
  10. Тоесева, 2014, с. 11—13, 17.
  11. Тоесева, 2014, с. 10.
  12. 1 2 Тоесева, 2014, с. 11—14.
  13. Тоесева, 2014, с. 14.
  14. Екатерининский парк. Турецкая баня. Энциклопедия Царского Села. Проверено 20 августа 2016.

Литература

  • Тоесева А. В. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Турецкая баня. — СПб: ООО Торговый дом «Медный всадник», 2014. — 17 с.

Турецкая баня (Царское Село).

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28