20-07-2023
Тю сёги | |
Тю сёги: снизу начальная расстановка, сверху — перевёрнутые фигуры. |
|
Кол-во игроков |
2 |
---|---|
Возраст |
10+ |
Время установки |
2—3 минуты |
Длительность партии |
2 часа — 2 дня |
Сложность правил |
Высокая |
Уровень стратегии |
Высокая |
Влияние случайности |
Нет |
Необходимые навыки |
Тю сёги (яп. 中将棋 тю: сё:ги, «средние сёги» ) — средневековый вариант сёги, играемый на доске 12x12. Фигуры в тю сёги имеют такую же, как и в классических сёги, форму клиновидных пятиугольников, на которых надписаны их названия, состоящие из двух иероглифов.
Типичная партия в тю сёги длится 200—600 ходов.
Содержание |
Тю сёги известны с начала XIV века, когда они являлись средним из трёх основных вариантов сёги (наряду с дай сёги и сё сёги); отсюда и произошло их название. Их предшественником считаются дай сёги (яп. 大将棋 «большие сёги» ).
До сих пор тю сёги являются самым известным и широко играемым из вариантов сёги на больших досках. Вплоть до начала XX века тю сёги были широко распространены в Киото, однако в последнее время их популярность сильно упала. В последнее время в тю сёги играют в Великобритании и Германии; главным изданием по тю сёги на английском языке считается «Middle Shogi Manual» Джорджа Ходжеса.
Тю сёги — игра для двух игроков. В отличие от классических сёги, в тю сёги нет сбросов, и съеденные фигуры в игру не возвращаются. Однако, как и в классических сёги, большинство фигур может переворачиваться.
Как и в классических сёги, доска в тю сёги одноцветная, а армии противников не имеют отличий, и только короли различаются одной чёрточкой.
Цель игры — съесть вражеского короля; однако если противнику удалось создать кронпринца, то для победы надо съесть и кронпринца. Кроме того, есть «правило голого короля»: победить можно, съев все фигуры противника кроме его короля (или кронпринца, если таковой имеется). Однако если на следующем ходу сторона с голым королём тоже съедает последнюю кроме короля (или кронпринца) фигуру соперника, то партия рассуживается вничью.
В начале игры у каждого из игроков имеется по 46 фигур 21 типа:
Фигуры в тю сёги могут переворачиваться при любом ходе в зону переворота (лагерь противника, т. е. 4 дальние горизонтали), внутри этой зоны или из зоны. При перевороте фигура теряет свои старые свойства и приобретает новые, согласно названию на её обратной стороне, которая с этого момента становится лицевой. Однажды перевернувшись, фигура уже не может перевернуться вторично до конца игры. Переворот не обязателен, но имеются следующие ограничения:
Обычно перевёрнутые фигуры рисуются красным цветом.
Сиреневым заголовком отмечены фигуры, появляющиеся лишь в результате переворота. Указаны: русское название фигуры, её полное (и сокращённое) японское название, транскрипция, английская нотация и результат переворота.
Обозначения | |
○ | Ход на соседнее поле |
☆ | Прыжок; можно перепрыгивать через любые другие фигуры |
─,\,/,│ | Движение по прямой через любое число пустых полей |
! | игуи (взятие без движения) |
Посредник 仲人 (仲) тю:нин, GB (переворачивается в пьяного слона) |
Пешка 歩兵 (歩) фухё:, P (переворачивается в токина) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пьяный слон 酔象 (象) суйдзо:, DE (переворачивается в кронпринца) |
Золотой генерал 金将 (金) кинсё:, G (переворачивается в ладью) Перевёрнутая пешка と金 (と) токин, +P |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слон 角行 (角) какугё:, B (переворачивается в лошадь) |
Ладья 飛車 (飛) хися, R (переворачивается в дракона) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лошадь 龍馬 (馬) рю:ма, DH (переворачивается в рогатого сокола) |
Дракон 龍王 (龍) рю:о:, DK (переворачивается в парящего орла) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стрелка 香車 (香) кё:ся, L (переворачивается в белого коня) |
Контрстрелка 反車 (反) хэнся, RC (переворачивается в кита) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Белый конь 白駒 (駒) хакку, +L | Кит 鯨鯢 (鯨) кэйгэй, +RC | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слепой тигр 盲虎 (虎) мо:ко, BT (переворачивается в летающего оленя) |
Яростный леопард 猛豹 (豹) мо:хё:, FL (переворачивается в слона) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Медный генерал 銅将 (銅) до:сё:, C (переворачивается в горизонтального ходока) |
Серебряный генерал 銀将 (銀) гинсё:, S (переворачивается в вертикального ходока) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Горизонтальный ходок 横行 (横) о:гё:, SM (переворачивается в бегающего вепря) |
Вертикальный ходок 竪行 (竪) сюгё:, VM (переворачивается в летающего быка) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бегающий вепрь 奔猪 (猪) хонтё, +SM | Летающий бык 飛牛 (牛) хигю:, +VM | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Единорог 麒麟 (麒) кирин, Kr (переворачивается во льва) |
Феникс 鳳凰 (鳳) хо:о:, Ph (переворачивается в ферзя) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ферзь 奔王 (奔) хонно:, FK (не переворачивается) |
Летающий олень 飛鹿 (鹿) хироку, +BT (перевёрнутый слепой тигр) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Король 玉将 (玉) гёкусё:, 王将 о:сё:, K (не переворачивается) |
Кронпринц 太子 (太) тайси, +DE (перевёрнутый пьяный слон) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Три следующие фигуры имеют особые правила хода («ход льва»), позволяющие делать два взятия за один ход или одно взятие без движения (на поле «!»). В частности, лев ходит, как король, который может сделать 2 хода подряд.
Рогатый сокол 角鷹 (鷹) какуо:, +DH (перевёрнутая лошадь) |
Парящий орёл 飛鷲 (鷲) хидзю:, +DK (перевёрнутый дракон) |
Лев 獅子 (獅) сиси, Ln (не переворачивается) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
В тю сёги запрещён ход, создающий позицию, которая ранее уже возникала в данной партии. При этом совпадением позиций считается полное совпадение положения фигур на доске и очерёдности хода. В частности, из этого правила следует запрет на «вечный шах».
Задачи цумэ тю сёги аналогичны цумэ-сёги, только участвующие в них фигуры — это фигуры из набора тю сёги, с правилами хода и переворота из тю сёги, без сбросов.
Одна из длиннейших цумэ тю сёги имеет решение в 3257 ходов, и называется «Небоскрёб» (яп. 摩天楼 матэнро: )[1]. Название её обусловлено тем, что матуемый король в течение всего решения движется лишь по вертикали (крайней правой).
Это заготовка статьи о настольной игре. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Варианты сёги | |
---|---|
тю сёги (12x12) · сёги (9x9) · минисёги (5x5) · киото сёги (5x5) · добуцу сёги (3x4) |
Тю сёги.