Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Тю сёги

20-07-2023

Перейти к: навигация, поиск
Тю сёги

Тю сёги: снизу начальная расстановка, сверху — перевёрнутые фигуры.
Кол-во игроков

2

Возраст

10+

Время установки

2—3 минуты

Длительность партии

2 часа — 2 дня

Сложность правил

Высокая

Уровень стратегии

Высокая

Влияние случайности

Нет

Необходимые навыки

стратегия, тактика, визуальная память

Тю сёги (яп. 中将棋 тю: сё:ги, «средние сёги»?) — средневековый вариант сёги, играемый на доске 12x12. Фигуры в тю сёги имеют такую же, как и в классических сёги, форму клиновидных пятиугольников, на которых надписаны их названия, состоящие из двух иероглифов.

Типичная партия в тю сёги длится 200—600 ходов.

Содержание

История

Тю сёги известны с начала XIV века, когда они являлись средним из трёх основных вариантов сёги (наряду с дай сёги и сё сёги); отсюда и произошло их название. Их предшественником считаются дай сёги (яп. 大将棋 «большие сёги»?).

До сих пор тю сёги являются самым известным и широко играемым из вариантов сёги на больших досках. Вплоть до начала XX века тю сёги были широко распространены в Киото, однако в последнее время их популярность сильно упала. В последнее время в тю сёги играют в Великобритании и Германии; главным изданием по тю сёги на английском языке считается «Middle Shogi Manual» Джорджа Ходжеса.

Правила

Тю сёги — игра для двух игроков. В отличие от классических сёги, в тю сёги нет сбросов, и съеденные фигуры в игру не возвращаются. Однако, как и в классических сёги, большинство фигур может переворачиваться.

Как и в классических сёги, доска в тю сёги одноцветная, а армии противников не имеют отличий, и только короли различаются одной чёрточкой.

Цель игры

Цель игры — съесть вражеского короля; однако если противнику удалось создать кронпринца, то для победы надо съесть и кронпринца. Кроме того, есть «правило голого короля»: победить можно, съев все фигуры противника кроме его короля (или кронпринца, если таковой имеется). Однако если на следующем ходу сторона с голым королём тоже съедает последнюю кроме короля (или кронпринца) фигуру соперника, то партия рассуживается вничью.

Фигуры

В начале игры у каждого из игроков имеется по 46 фигур 21 типа:

Начальная расстановка фигур в тю сёги.

Перевороты

Фигуры в тю сёги могут переворачиваться при любом ходе в зону переворота (лагерь противника, т. е. 4 дальние горизонтали), внутри этой зоны или из зоны. При перевороте фигура теряет свои старые свойства и приобретает новые, согласно названию на её обратной стороне, которая с этого момента становится лицевой. Однажды перевернувшись, фигура уже не может перевернуться вторично до конца игры. Переворот не обязателен, но имеются следующие ограничения:

  • Если при вхождении в зону фигура не перевернулась, то следующим ходом она может перевернуться, лишь если совершает взятие. Однако после этого она может перевернуться на любом ходе (если он связан с зоной переворота).
  • Если пешка, при достижении зоны переворота, не перевернулась, то она не сможет перевернуться, пока не достигнет последней горизонтали (и тогда она обязана перевернуться).
  • Стрелка или пешка, ходящая на последнюю горизонталь, обязана перевернуться.

Обычно перевёрнутые фигуры рисуются красным цветом.

Ходы фигур

Сиреневым заголовком отмечены фигуры, появляющиеся лишь в результате переворота. Указаны: русское название фигуры, её полное (и сокращённое) японское название, транскрипция, английская нотация и результат переворота.

Обозначения
Ход на соседнее поле
Прыжок; можно перепрыгивать через любые другие фигуры
─,\,/,│ Движение по прямой через любое число пустых полей
! игуи (взятие без движения)
Посредник 仲人 (仲) тю:нин, GB
(переворачивается в пьяного слона)
Пешка 歩兵 (歩) фухё:, P
(переворачивается в токина)
         
       
       
       
         
         
       
       
         
         
Пьяный слон 酔象 (象) суйдзо:, DE
(переворачивается в кронпринца)
Золотой генерал 金将 (金) кинсё:, G
(переворачивается в ладью)
Перевёрнутая пешка と金 (と) токин, +P
         
   
   
     
         
         
   
   
       
         
Слон 角行 (角) какугё:, B
(переворачивается в лошадь)
Ладья 飛車 (飛) хися, R
(переворачивается в дракона)
     
     
       
     
     
       
       
       
       
Лошадь 龍馬 (馬) рю:ма, DH
(переворачивается в рогатого сокола)
Дракон 龍王 (龍) рю:о:, DK
(переворачивается в парящего орла)
     
   
   
   
     
       
   
   
       
Стрелка 香車 (香) кё:ся, L
(переворачивается в белого коня)
Контрстрелка 反車 (反) хэнся, RC
(переворачивается в кита)
       
       
       
         
         
       
       
       
       
       
Белый конь 白駒 (駒) хакку, +L Кит 鯨鯢 (鯨) кэйгэй, +RC
   
   
       
       
       
       
       
       
   
   
Слепой тигр 盲虎 (虎) мо:ко, BT
(переворачивается в летающего оленя)
Яростный леопард 猛豹 (豹) мо:хё:, FL
(переворачивается в слона)
         
     
   
   
         
         
   
       
   
         
Медный генерал 銅将 (銅) до:сё:, C
(переворачивается в горизонтального ходока)
Серебряный генерал 銀将 (銀) гинсё:, S
(переворачивается в вертикального ходока)
         
   
       
       
         
         
   
       
     
         
Горизонтальный ходок 横行 (横) о:гё:, SM
(переворачивается в бегающего вепря)
Вертикальный ходок 竪行 (竪) сюгё:, VM
(переворачивается в летающего быка)
         
       
       
         
       
       
   
       
       
Бегающий вепрь 奔猪 (猪) хонтё, +SM Летающий бык 飛牛 (牛) хигю:, +VM
     
     
     
     
   
   
       
   
   
Единорог 麒麟 (麒) кирин, Kr
(переворачивается во льва)
Феникс 鳳凰 (鳳) хо:о:, Ph
(переворачивается в ферзя)
       
     
   
     
       
     
       
   
       
     
Ферзь 奔王 (奔) хонно:, FK
(не переворачивается)
Летающий олень 飛鹿 (鹿) хироку, +BT
(перевёрнутый слепой тигр)
   
   
   
   
       
   
  鹿  
   
       
Король 玉将 (玉) гёкусё:, 王将 о:сё:, K
(не переворачивается)
Кронпринц 太子 (太) тайси, +DE
(перевёрнутый пьяный слон)
         
   
   
   
         
         
   
   
   
         

Три следующие фигуры имеют особые правила хода («ход льва»), позволяющие делать два взятия за один ход или одно взятие без движения (на поле «!»). В частности, лев ходит, как король, который может сделать 2 хода подряд.

Рогатый сокол 角鷹 (鷹) какуо:, +DH
(перевёрнутая лошадь)
Парящий орёл 飛鷲 (鷲) хидзю:, +DK
(перевёрнутый дракон)
Лев 獅子 (獅) сиси, Ln
(не переворачивается)
   
  !  
   
   
   
  ! !  
   
   
○ × 2
! ! !
! !
! ! !

Лев против льва

  1. Лев не может съесть несоседнего (т.е. стоящего на клетке «☆») защищённого льва, за исключением случая, когда это будет его второе взятие (этим ходом) после взятия любой фигуры кроме пешки или посредника.
  2. Если игрок ест льва не-львом, то его сопернику нельзя следующим ходом есть его льва ничем, кроме другого льва (такое возможно, если он успел создать второго льва, перевернув единорога). При этом предыдущее правило остаётся в силе.

Повторения позиции

В тю сёги запрещён ход, создающий позицию, которая ранее уже возникала в данной партии. При этом совпадением позиций считается полное совпадение положения фигур на доске и очерёдности хода. В частности, из этого правила следует запрет на «вечный шах».

Цумэ тю сёги

Задачи цумэ тю сёги аналогичны цумэ-сёги, только участвующие в них фигуры — это фигуры из набора тю сёги, с правилами хода и переворота из тю сёги, без сбросов.

Одна из длиннейших цумэ тю сёги имеет решение в 3257 ходов, и называется «Небоскрёб» (яп. 摩天楼 матэнро:?)[1]. Название её обусловлено тем, что матуемый король в течение всего решения движется лишь по вертикали (крайней правой).

Ссылки

  • Игровая комната тю сёги на сервере 81dojo (англ.)
  • Игровая комната тю сёги на sdin.jp
  • Японская ассоциация тю сёги (яп.)
  • Немецкая ассоциация тю сёги (англ.)
  • Теория, история, задачи (англ.)
  • Цумэ тю сёги (яп.)


Примечания

  1. Цумэ тю сёги «Небоскрёб»

Тю сёги.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28