Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Угон самолёта Ан-24 в Китай (1985)

15-04-2023

Перейти к: навигация, поиск
Рейс 101/435 Аэрофлота

Ан-24Б компании Аэрофлот, аналогичный угнанному
Общие сведения
Дата

19 декабря 1985 года

Характер

Угон самолёта

Место

близ Ганьнаня, Хэйлунцзян (КНР)

Воздушное судно
Модель

Ан-24Б

Авиакомпания

Аэрофлот (Якутское УГА, Якутский ОАО)

Пункт вылета

Якутск

Остановки в пути

Чульман, Нерюнгри
Кадала, Чита

Пункт назначения

Иркутск

Рейс

101/435

Бортовой номер

СССР-47845

Дата выпуска

24 декабря 1971 года

Пассажиры

46

Экипаж

5

Выживших

51 (все)

Угон самолёта Ан-24 в Китайтеррористический акт (угон самолёта), произошедший в четверг 19 декабря 1985 года, когда пассажирский самолёт Ан-24Б компании Аэрофлот был захвачен одним из пилотов, после чего, по требованию угонщика, направлен в Китай. В результате данного происшествия никто не погиб.

Самолёт

Ан-24Б с заводским номером 17307407 и серийным 074-07 был выпущен Киевским авиационным заводом 24 декабря 1971 года и передан Министерству гражданской авиации. Авиалайнер получил регистрационный номер CCCP-47845 (в некоторых источниках ошибочно указан номер 42845) и направлен в Якутское управление гражданской авиации, где с 25 января 1972 года начал эксплуатироваться[1].

Экипаж

Командиром экипажа был 36-летний пилот 2-го класса Вячеслав Сергеевич Абрамян. Выпускник Сасовского лётного училища, он был квалифицирован на командира Ан-2 и Ан-24, а также имел опыт работы в сельхозавиации[2]. Вторым пилотом был 33-летний лезгин[3] Шамиль Гаджи-Оглы Алимурадов[4]. Вместе пилоты работали уже два месяца. Кроме них в состав экипажа входили штурман, бортмеханик и стюардесса[2].

Угон

Самолёт выполнял пассажирский рейс 101/435 по маршруту ЯкутскНерюнгриЧитаИркутск, а на его борту находились 5 членов экипажа и 46 пассажиров (в некоторых источниках число пассажиров 38[3] или 44[4]). На подходе к Чите штурман отлучился из кабины в туалет. Следом в салон вышел второй пилот Алимурадов, который вскоре вернулся в кабину и сообщил, что стюардессе требуется помощь бортмеханика. Когда бортмеханик вышел в салон, оставив пилотов в кабине одних, Алимурадов закрыл дверь из кабины на замок, после чего достал пронесённый на борт самодельный нож и приставил его к горлу командира Абрамяна, потребовав лететь на юг в сторону Китая. С помощью специальной кнопки командир предупредил диспетчера об угоне, после чего попытался приземлиться на военном аэродроме. Однако стоявший позади него угонщик быстро распознал хитрость и заставил держать южное направление, а также через дверь предупредил бортмеханика со штурманом, чтобы те прекратили попытки проникнуть в кабину[2].

На подходе к советско-китайской границе командир связался с диспетчером и сообщил о ситуации, на что получил данные по настройке радиокомпаса на ближайший доступный китайский аэропорт — Цицикар enru. Вскоре советский авиалайнер оказался над китайской территорией, но при этом китайские пограничные войска не стали поднимать истребители для его перехвата. Помимо этого, вскоре стрелка радиокомпаса несколько раз изменяла направление. По версии Абрамяна, китайские власти, из-за напряжённых на тот момент отношений с Советским Союзом, намеренно начали сбивать самолёт с маршрута и водить его по кругу в горном районе. Этим действием, как считает Вячеслав Абрамян, власти КНР хотели, чтобы у самолёта закончилось топливо, после чего он потерпел бы катастрофу. Поняв, что в таких условиях достичь аэропорта будет невозможно, пилот выбрал одно из рисовых полей. Примерно в 14:30[3] с выпущенными шасси Ан-24 совершил аварийную посадку в районе Ганьнаня, что в провинции Хэйлунцзян на северо-востоке Китая. Никто из людей на борту при этом не пострадал, а самолёт получил лишь небольшие повреждения[2].

Последствия

Самолёт приземлился на одно из колхозных полей, председатель которого вскоре сообщил в Цицикар о произошедшем. К 20:00 прибыли сотрудники службы безопасности, которые через час поставили вокруг самолёта оцепление из военных. После переговоров, угонщика Алимурадова забрали в Харбин для допросов, а остальным людям в самолёте была выдана тёплая одежда (температура воздуха опускалась до -25°C). После прибытия посла СССР и спустя 29 часов нахождения в оцеплении, пассажиры и экипаж были доставлены на автомобилях в Цицикар, а 21 декабря — в Харбин, откуда уже на самолёте Ту-134 были доставлены в Читу[3].

По результатам допроса Алимурадова были установлены мотивы его поступка. Оказывается, тот был обижен на своё руководство, так как после обучения в лётной академии его не стали повышать до командира экипажа. Тогда Алимурадов стал писать жалобы в вышестоящие инстанции, в результате чего его 5 раз направляли на обследование к невропатологу и даже кратковременно снимали с лётной работы. Неудачными были и попытки обращения в консульство США. Тогда и возникла мысль об угоне самолёта, тем более, что пилотов тогда не проверяли на предмет наличия оружия. 4 марта 1986 года в Харбине состоялся суд, на котором Шамиля Алимурадова приговорили к 8 годам тюрьмы. В 1989 году его передали Советскому Союзу, а 21 июня 1990 года в Якутске уже советский суд приговорил угонщика ещё на 5 лет[2][3].

Командира экипажа Вячеслава Абрамяна допрашивали полгода, после чего отпустили. Однако в авиаотряде его уволили, отказываясь брать обратно. Лишь через 2 года Абрамян смог вернуться на лётную работу, которую завершил уже только в 1998 году в звании пилота 1-го класса. По данным на 2010 год он работал в авиакомпании «Якутия» заместителем генпредставителя в Москве[2].

Что до самолёта Ан-24, то его тракторами перетащили на более удобную площадку. В январе 1986 года прибывший из СССР экипаж в составе 10 человек поднял машину в воздух и перегнал в Читу[3]. По другим данным, самолёт был доставлен железнодорожным транспортом в Борзю[2]. После ремонта авиалайнер продолжил эксплуатироваться в Якутском УГА, а с 1993 года — в образованной на базе данного УГА авиакомпании «ЯкутАвиаТранс», бортовой номер при этом сменился на RA-47845. В 2000 году лайнер был поставлен на хранение в Якутском аэропорту. По имеющимся данным, к тому времени самолёт совершил в общей сложности 26 200 полётов суммарной продолжительностью 39 380 часов. В 2009 году борт 47845 был порезан на металлолом[1].

Примечания

  1. ↑ Антонов Ан-24Б RA-47845 а/к Саха Авиа НАК (ЯкутАвиаТранс) — карточка борта (рус.). russianplanes.net. Проверено 28 июля 2014.
  2. ↑ Китайская ничья (рус.). Аргументы Недели (28 января 2010). Проверено 28 июля 2014.
  3. ↑ Из СССР в КНР. По воздуху (рус.). Конкурент.Ru (28 ноября 2012). Проверено 28 июля 2014.
  4. ↑ От винта! (рус.). Аргументы Недели (30 декабря 2009). Проверено 28 июля 2014.

Ссылки

  • Антонова, Ирина Как Ан-24 сел на рисовое поле (рус.). Ил Тумэн (17 декабря 2010). Проверено 28 июля 2014.

Угон самолёта Ан-24 в Китай (1985).

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28