20-10-2023
Город
Усть-Илимск
Показать/скрыть карты
|
Усть-Или́мск — город в России на северо-западе Иркутской области на реке Ангаре, административный центр Усть-Илимского района Иркутской области (город в состав района не входит). Город областного подчинения с 27 декабря 1973. Расстояние до Иркутска по железной дороге — 1280 км; по автодороге — 890 км; по авиатрассе — 650 км. Расстояние до Братска по автодороге — 246 км. Средняя высота над уровнем моря составляет 400—450 метров. Затопленный город Илимск находился в стороне от Усть-Илимска, на реке Илим[2].
Усть-Илимск является местом проведения четырёх всесоюзных комсомольских строек с привлечением специалистов из социалистических стран (Усть-Илимская ГЭС, город Усть-Илимск, Усть-Илимский ЛПК, железнодорожная ветка Хребтовая — Усть-Илимск). Предполагался существенный рост населения до 250 тысяч человек[3]. В 1993 г. численность населения составляла 113 тыс.чел. Сейчас население 83 635[1] чел. (2014). Площадь 22,9 тыс. га.
Город состоит из двух частей — левобережной, так называемый Старый город[4], и правобережной — так называемый Новый город[5]. Старый город расположен ниже Усть-Илимской ГЭС по течению Ангары, Новый город — выше. Связаны между собой автомобильной дорогой и мостом через Ангару. Несмотря на то, что правобережная часть города намного моложе, в ней проживает большая часть населения. Здесь расположено большинство учреждений науки и культуры. Преимущественно строились девяти- и десятиэтажные дома, но не обошлось и без пятиэтажных; есть пять четырнадцатиэтажных домов. Старый город состоит в основном из пяти — и девятиэтажных домов, есть шесть десятиэтажных; двухэтажных времянок; микрорайона поселочного типа «Высотка»; посёлка Невон и дачных участков.
Главной отличительной чертой Нового города является то, что план строительства города был разработан группой студентов Ленинградского архитектурно-строительного университета в рамках дипломного проекта «Город моей мечты», главной идеей которого являлось строительство города в тайге. При строительстве жилых районов была учтена основная идея, поэтому старались рубить как можно меньше деревьев под вспомогательные площади. Именно поэтому внутри жилых районов можно встретить островки многовековой тайги. Новый город имеет поразительную схожесть в планировке с районами Санкт-Петербурга 80-х годов постройки.
Город приравнен к территориям Крайнего Севера. Климат резко континентальный. Среднегодовая температура −2,8 °C. Абсолютная минимальная температура −53,9 °C, максимальная +41 °C. Продолжительность периода с температурой ниже 0° — 214 суток. Среднегодовая сумма осадков − 475 мм. Среднегодовая скорость ветра — 11,2 км/ч[6]/
С середины июля до середины августа устанавливается сухая и жаркая погода с температурами до +40. Август дождливый и прохладный с температурами около +15 градусов. Сентябрь, особенно первая его половина, обычно сухой и относительно тёплый. Снег обычно выпадает в начале октября. Декабрь часто бывает холодным, в январе обычно несколько недель стоят морозы около −45 градусов. Февраль, март ветреные и снежные со средней температурой около −20.
Численность населения | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1970[7] | 1976[8] | 1979[9] | 1982[8] | 1986[8] | 1989[10] | 1992[8] | 1993 | 1996[8] | 1998[8] |
21 258 | ↗46 000 | ↗68 641 | ↗87 000 | ↗101 000 | ↗109 280 | ↗113 500 | ↘113 000 | ↘109 400 | ↘107 200 |
2000[8] | 2001[8] | 2002[11] | 2003[8] | 2005[8] | 2006[8] | 2007[8] | 2008[8] | 2009[12] | 2010[13] |
↘105 200 | ↗105 500 | ↘100 592 | ↗100 600 | ↘99 800 | ↘99 300 | ↘98 600 | ↘98 000 | ↘97 087 | ↘86 610 |
2011[14] | 2012[14] | 2013[15] | 2014[1] | ||||||
↘86 405 | ↘85 127 | ↘84 315 | ↘83 635 |
Почти 20 лет (с 19 сентября 1985 года) Усть-Илимск был стотысячным городом[16].
В экономике города занято около 40 тысяч человек. Город отражает общую тенденцию к снижению численности населения Иркутской области. Это связано с миграцией молодёжи в более экономически развитые города области и другие субъекты РФ. Тем не менее, Усть-Илимск находится на 4-м месте по числу жителей среди городов Иркутской области и относится к разряду средних городов.
Экономика города представлена предприятиями:
Также в городе имеется большое число мелких частных фирм, специализирующихся главным образом на торговле и оказании различного рода услуг.
В городе также находятся филиалы:
Автотранспортные услуги в сфере пассажирских перевозок оказывают МУП ПАТП «Усть-Илимское автотранспортное предприятие», ООО «Илимлестранс» и ООО «Перевозчик». Маршрутная сеть охватывает все городские и промышленные районы города, а так же, близлежащие пригороды, такие, как пос. Железнодорожный, село Невон и др. Существует скоростная трамвайная система, соединяющая восточные микрорайоны города с лесопромышленным комплексом и многочисленными дачными товариществами.
Железнодорожная станция г. Усть-Илимск находится в пригородном посёлке Железнодорожный, связанном с городом автобусным сообщением. Расположена она на тупиковой 214-километровой железнодорожной ветке Хребтовая — Усть-Илимск Восточно-Сибирской железной дороги. Существует пассажирское сообщение — курсируют поезда в Тайшет и Иркутск через Железногорск-Илимский (станция Коршуниха-Ангарская) и Братск, беспересадочные вагоны — в Красноярск, Новосибирск и Томск
С 12 октября 2011 года пригородное сообщение от станции пос. Железнодорожный (г. Усть-Илимск) до станции Коршуниха-Ангарская (Нижнеилимский район) осуществляется ежедневными электропоездами один раз в сутки[18].
В 2012 году планировалось начать модернизацию железнодорожной станции пос. Железнодорожный (г. Усть-Илимск) для увеличения её пропускной способности на 70 %[19]. Это связано с тем, что компания «РЖД» планирует продолжить строительство Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, вдоль реки Ангары, через Лесосибирск в Нижневартовск. Целью строительства является создание альтернативной Северо-Сибирской железнодорожной магистрали для развития и обслуживания промышленной зоны в Нижнем Приангарье. Ориентировочные сроки строительства 2016—2030 годы, протяжённость дороги составит 1892 км, стоимость строительства составит 218 млрд рублей[20].
Транспортной стратегией РФ предусмотрено развитие мультимодальных логистических транспортно-распределительных центров федерального уровня в Иркутске и территориальных центрах Иркутской области г. Тайшете, г. Братске, г. Усть-Куте и г. Усть-Илимске. Это позволит в среднесрочной и долгосрочной перспективе выстроить транспортный каркас области для обеспечения реализации крупных инвестиционных проектов ресурсного освоения, развития перерабатывающих производств, увеличения объёма высокотехнологичных услуг.
Аэропорт г. Усть-Илимска являлся крупным транспортным узлом. Регулярным авиасообщением был связан с Иркутском, Братском, Красноярском, Новосибирском, Москвой, Владивостоком и другими городами России. Транзитные рейсы летали в Анапу, Барнаул, Волгоград, Владивосток, Екатеринбург, Киев, Кодинск, Краснодар, Магадан, Минеральные воды, Петропавловск-Камчатский, Санкт-Петербург, Хабаровск, населенные пункты Якутии. Примечательным являлось то, что аэропорт был оснащен двумя телескопическими трапами, тем самым являясь единственным аэропортом в Сибири, в котором они были.
Размер взлетно-посадочной полосы: 3000×42 м, армобетон. Принимаемые типы воздушных средств: Ан-2, Ан-24, Ан-124, Ил-62, Ил-76, Ту-154, Ту-204/214, Як-40, Як-42, Боинг-757. Вертолеты: всех типов.
5 февраля 1980 года — первый рейс Усть-Илимск-Иркутск на ЯК-40.
25 августа 1988 года в аэропорту Усть-Илимска приземлился первый Ту-154.
С 2001 года аэропорт не функционирует. 26 сентября 2012 года в Иркутске прошло заседание рабочей группы под руководством первого заместителя председателя правительства Иркутской области Н. В. Слободчикова по восстановлению работы аэропорта г. Усть-Илимска. 22 августа 2013 года из Иркутска в Усть-Илимск состоялся первый за 11 лет авиарейс авиакомпании «Панх» на девятиместном самолете «Cessna 208 Grand Caravan», а с 28 августа 2013 года открылось регулярное сообщение с Иркутском и Улан-Удэ. Рейсы выполняются 2 раза в неделю[21].
С началом строительства Усть-Илимска и Усть-Илимской ГЭС для охраны гидротехнических объектов с воздуха, в нескольких километрах (широта 57.984261983475534, долгота 102.87906646728516) от города расположилась ракетная часть в/ч 92712 входившая в 14-ю отдельную армию ПВО (Новосибирск) и короткий промежуток времени в состав ПВО Забайкальского военного округа. На вооружении части находились ракетные комплексы С-200 «Ангара» и «Вега». С развалом СССР часть была расформирована, ориентировочно в 1993—1995 г. В настоящий момент заброшена.
Частично территория части используется для складирования пиломатериалов и хранения лесозаготовительной техники, используются бывшие склады и территория боксов. В связи с этим, дорога к части зимой постоянно очищается для проезда лесовозной техники. На окраине идет лесозаготовка.
В настоящее время в городе выпускаются несколько газет: информационно-новостные «Вечерний Усть-Илим», «Вестник УИ ЛПК», «Усть-Илимская правда», бесплатная рекламная «Чтогде Усть-Илимск» и муниципальная газета «Усть-Илимск ОФИЦИАЛЬНЫЙ». Большинство газет печатается в Братске.
В настоящее время на территории города осуществляется эфирное вещание 9 телеканалов.
Функционируют 3 сети кабельного телевидения: «Илимское региональное телевидение», «Кабельные сети», «УИ ТРК». На официальном сайте города Усть-Илимска с мая 2014 года открыт официальный видеоканал администрации города.
ТВК | Название | Передатчик, мощность (кВт), высота подвеса |
---|---|---|
1 | Первый канал | РТПС 5 кВт, 170 м |
3 | ИРТ / Рен ТВ | ИРТ 1 кВт |
5 | Россия 1 / ИГТРК | РТПС 5 кВт, 196 м |
9 | НТВ — УИТРК | РТПС 100 Вт, 218 м |
12 | ТВЦ — УИТРК | РТПС 100 Вт, 218 м |
21 | Россия К (Культура) | РТПС 1 кВт, 61 м |
23 | ИРТ / СТС | СМИ «СТС_ЭФИР ТВ» 1 кВт |
25 | ИРТ / ТНТ | СМИ «Местное Илимское ТВ» 1 кВт |
33 | Карусель | РТПС 1 кВт, 200 м |
35 | Пятый канал (Петербург) | РТПС 1 кВт, 200 м |
37 | РТРС-1 цифра DVB-T2 (1мп) | РТПС 5 кВт |
44 | РТРС-2 цифра DVB-T2 (2мп) | |
51 | ТВ3 | УИ-ТРК / 51 канал |
В городе функционируют 6 интернет-провайдеров: ООО «Кабельные сети», ООО «Илим-Телеком», «Интернет-компания Телнет», ООО «УИ ТРК», ОАО «Ростелеком», ЗАО «ТрансТелеКом»
Частота | Название | Передатчик, мощность (кВт) |
---|---|---|
1359 (РТС) | Маяк (6-1) | РТПС 7 кВт, 75 м |
66,74 | Юность | |
68,48 | Радио России / Иркутская ГТРК | РТПС 4 кВт, 90 м, 6 дБи |
88,9 | Дорожное радио | ООО «УИ ТРК», СМИ «Радио Илим», 1 кВт (RDS) |
100,8 | план Голос Ангары | |
101,3 | Радио 7 | СМИ «Местное Илимское радио» 500 Вт (RDS) |
101,7 | Европа+ | СМИ «Новое Усть-Илимское радио» ИРТ 500 Вт, 52 м, 5 дБи — было 100 Вт |
102,2 | Авторадио | Усть-Илим 500 Вт |
103,2 | Радио Дача | ООО «Лайт Медиа», СМИ «Радио Тайга» (0+), 500 Вт |
103,7 | Русское радио | ИРТ 500 Вт, 52 м, 5 дБи |
104,1 | Юмор ФМ | ООО «Рекламная группа Медиа-Плюс», СМИ «Наш городок», 500 Вт |
104,7 | Шансон | ООО «Рекламная группа Медиа-Плюс», СМИ «Наш городок», 500 Вт, 52 м, 5 дБи |
105,1 | Ретро FM | ООО «УИ ТРК», СМИ «Радиостудия Илим» (12+), РТПС 1 кВт |
106,1 | план Радио для двоих | РТПС 2 кВт |
107,4 | Радио "Радио" | 1 кВт |
107,9 | Радио NRJ | ООО «Лайт Медиа», СМИ «Радио 107,9 Усть-Илимск» (12+), 1 кВт |
В городе функционируют 4 оператора сотовой связи: «Ростелеком» (GSM, 3G и CDMA), «МТС» (4G), «Билайн», «Мегафон». Операторы «Большой четверки» в используют GSM и 3G связь. «Мегафон» реализует опто-волоконную сеть для организации 4G.
В Усть-Илимске развиваются 15 видов спорта, по которым проводятся более 90 спортивно-массовых мероприятий.
С 2004 года местная команда «Лесохимик» выступала в высшей лиге чемпионата России по хоккею с мячом. В начале сезона 2008—2009 годов, команда сняла свою кандидатуру с чемпионата из-за отказа продолжать дальнейшее финансирование команды главным спонсором Усть-Илимским филиалом группы «Илим».
В 2009 году четверо усть-илимских спортсменов стали призёрами проводимых соревнований по гиревому спорту в Рыбинске[22].
Школа насчитывала 24 лодки класса «Оптимист», 27 «Кадетов» и 22 «Луча». В 2008 год усть-илимская школа парусного спорта осталась без тренера, в связи с его переездом. Два года яхты простояли в эллинге. 7 июля 2010 года думой города, принято решение о передаче уцелевших лодок в область по просьбе министра спорта области Константина Волкова, в связи с отсутствием перспектив развития.[23].
Спорт в Усть-Илимске славится своими именитыми спортсменами:
Усть-Илимск.