Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Феофан (Александров)

09-08-2023

Архимандрит Феофан (в миру Фёдор Александров; 1785 или 1786 год, село Городище, Каширский уезд, Тульская губерния — 23 октября 1852) — архимандрит Русской православной церкви, архимандрит колязинского Макариевского монастыря, церковный композитор.

Содержание

Биография

Родился в 1785 или 1786 году в селе Городище, Каширского уезда в семье дьячка.

Образование получил в Троице-Сергиевой и в Вифанской семинариях; в последней было обращено особенное внимание на постановку преподавания церковного пения, с обучением игре на скрипке и гуслях. Здесь обнаружились в будущем композиторе большие дарования и любовь к церковному пению.

В 1807 году Фёдор Александров окончил курс учения и был назначен учителем латинского языка в низший класс Троице-Сергиевой семинарии и регентом митрополичьего (лаврского) хора.

К этому времени относится реформа духовно-учебных заведений. В Петербург вызывались из других епархий выдающиеся преподаватели; из Троице-Сергиевой семинарии были вызваны «для усмотрения и определения их соответственно их знанию и способностям» — иеродиакон Филарет (Дроздов), Сем. Платонов и Фёдор Александров. Вызванные должны были представить в комитет об усовершенствовании духовных училищ какие-либо свои учёные работы. Фёдор Александров не нашёл ничего лучше, как представить сочиненные им стихи: «Взгляд на путь к Парнасу», «Неколебимость Церкви (Mф. 16, 18)», «Не бойся, малое стадо (Лк. 12, 32)», «Поим Господеви (Исх. 15, 1)» (все эти стихи в рукописи хранятся в Архиве Св. Синода, в деле Ком. Дух. Учил., № 22).

Александров остался в Санкт-Петербурге, и в 1809 году был определён учителем высшего класса в Александро-Невское духовное училище по латинскому и греческому языкам, свящ. истории, катехизису и церковному пению; кроме того, в существовавшей тогда Армейской семинарии он преподавал риторику, греческий язык и высшее красноречие и в Санкт-Петербургской академии состоял помощником библиотекаря.

Ревизоры с похвалой отзывались о знаниях, способностях и усердии Александрова. В 1812 году он был назначен на должность ректора Александро-Невского училища и вместе инспектора и преподавателя философских наук Санкт-Петербургской духовной семинарии.

В августе того же года он постригся в монахи с именем Феофан, а через год, оставаясь при прежних должностях, получил сан архимандрита Сковородского Михайловского монастыря Новгородской епархии.

В следующем 1814 году архимандрит Феофан был назначен ректором и профессором богословских наук преобразованной Ярославской духовной семинарии и настоятелем ростовского Борисоглебского монастыря. Учебное дело в семинарии он поставил хорошо, были некоторые недочёты по экономической части и письмоводству, но архимандрит Феофан в этом не был виноват.

В 1816 году он был переведён в Домнитский Рождество-Богородицкий монастырь Черниговской епархии и через 4 месяца назначен профессором Черниговской духовной семинарии.

В 1817 году он был переведен в казанский Спасо-Преображенский монастырь и через месяц назначен ректором и профессором старой Казанской академии, преобразованной в 1818 году в новую духовную семинарию. Таким образом архимандриту Феофану третий раз пришлось принимать деятельное участие при введении духовно-учебной реформы (в Петербурге, Ярославле и Казани).

Как преподаватель богословия, архимандрит Феофан был одним из наиболее самостоятельных и передовых: известны в рукописи составленные им «Записки по части догматической богословии», на латинском языке, которые хотя и заключали в себе много лишнего, ненужного и схоластического, но считались очень хорошими по плану, языку и ясности изложения. Им обращено было внимание и на материальное обеспечение семинаристов, живших на частных квартирах; в 1829 году при семинарии основан был «Комитет для призрения бедных учеников казанской семинарии и низших подведомых оной училищ» и при Спасском монастыре устроен флигель для ученического общежития.

14 декабря 1819 года архимандрит Феофан был назначен профессором богословия в Казанский университет, где читал лекции по собственным запискам, переведённым на русский язык.

Он принимал большое участие в деятельности Российского Библейского Общества, состоя председателем его комитетов в Ярославле и Казани (известна его «Речь о значении Библейского Общества»).

Кроме того, он состоял членом казанской духовной консистории, членом казанского цензурного комитета и членом казанского Общества любителей российской словесности.

Церковное пение и музыка составляли для него высшее утешение и в Казани: он сам выбирал певчих, руководил хором на спевках, много пел solo и играл на гуслях.

Не угодив чем-то попечителю учебного округа Магницкому, архим. Феофан должен был в 1823 г. оставить университет, а в 1832 году оставить и Казань по случаю назначения настоятелем московского Донского монастыря, членом московской синодальной конторы и благочинным ставропигиальных монастырей.

Богатые средства монастыря дали возможность архимандриту Феофану всецело предаться церковно-певческому делу, образовать прекрасный хор певчих и обставить его всеми удобствами.

Состоя членом Комитета для устройства церковного пения, архимандрит Феофан не поладил с директором придворной капеллы Львовым — не находил в композициях последнего церковности. Враждебно настроенный по отношению к архимандриту Феофану, А. Ф. Львов тоже неодобрительно отзывался о музыкальных сочинениях архимандрита: «марает нотную бумагу, воображая, что он единственный в мире сочинитель церковного пения».

В 1850 году перемещен в нежинский Назарет-Богородичный монастырь Черниговской епархии, а в конце того же года (21 декабря) — в Колязин Макариев Троицкий монастырь, где и скончался 23 октября 1852 года.

Музыка

Архимандрит Феофан не был хорошо знаком с теорией музыки, он был самоучкой, его пьесы не отличаются сложностью музыкального построения, но просты, мелодичны и спокойны, как просто наше старинное обиходное пение.

Все свои композиции он называл переложениями, самостоятельное творчество сказалось лишь в небольшом числе его произведений. В рукописи известны 8 томов его партитуры: всенощное, литургия, великопостные песнопения, Страстная седмица, Пасхальные песнопения, песнопения всех двунадесятых праздников, праздников Покрова Пресв. Богородицы и св. апостолов Петра и Павла, а также особые песнопения — при погребении, на акафистах, «Под Твою милость», «Утоли болезни» и др.

В печати его музыкальные произведения не появлялись.

Сочинения

Из проповедей его изданы следующие: «Слово в Великий Пяток», «На день восшествия на престол императора Александра І», «Собрание поучительных слов на Господские и Богородичные праздники и некоторые высокоторжественные дни» (2 кн., М., 1841), «Собрание поучительных слов на воскресные дни» (М., 1849) и «Слово 18 сентября 1827 г. по случаю Высочайшей милости Казанским купеческому и мещанскому обществам» (M., 1828).

Ссылки

Феофан (Александров).

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28