17-06-2023
Философия имени - одно из ранних произведений А.Ф. Лосева, написанное в 1923 году и опубликованное 1927 году. Выражает период интереса к имяславию, феноменологии и платонизму. Работа с аналогичным названием в тоже время была написана другим русским философом С. Булгаковым, хотя опубликована была позже[1].
Лосев принимает платоновское противопоставление материи и идеи (эйдоса) в вещи. Идею он отождествляет со смыслом и сущностью ("сущность есть эйдос"), а также называет её "ноэмой" (мыслью). Материю как "принцип неустойчивости и иррациональной текучести" он именует "меоном" (ничто, не-сущим). Соответственно, вещь оказывается тождественной факту ("меонизированному смыслу") и символу как неким "выражениям" или "энергиям". Состояние потери смысла Лосев именует "меонизацией". Обратный процесс представляет собой творчество (эйдетизация, осмысление) разных видов: искусство, музыка, научное и "жизненное творчество" (в религии, политике и образовании). В этом контексте рассматривает Лосев категорию имени, замечая, что оно не тождественно звуку ("фонеме" или "физической энергеме"), но представляет собой смысл обращенный в иное. Благодаря именам возможно человеческое общение как преодоление индивидуальной замкнутости и обретение соборного бытия. В этой же работе Лосев обращается к понятию мифа[2], понимая под ним не вымысел, но "конкретнейщее и реальнейшее явление сущего".
Философия имени (Лосев).