15-10-2023
Иннокентий Васильевич Омулевский | |
Имя при рождении: |
Фёдоров Иннокентий Васильевич |
---|---|
Псевдонимы: |
Омулевский |
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: |
26 декабря 1883 (47 лет) |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Род деятельности: | |
Язык произведений: | |
Произведения на сайте Lib.ru | |
Произведения в Викитеке. |
Инноке́нтий Васи́льевич Омуле́вский (настоящая фамилия Фёдоров[1]) (26 октября 1836, Петропавловск-Камчатский — 26 декабря 1883, Санкт-Петербург) — российский прозаик и поэт.
Содержание |
Родился в семье местного исправника, окончил шесть классов гимназии в Иркутске. В 1857 году приехал в Санкт-Петербург, учился на юридическом факультете университета. Студентом начал свою литературную деятельность. Стихотворения Фёдорова печатались в «Современнике», «Русском слове», «Вестнике» и в других популярных журналах того времени; тогда же он взял себе литературный псевдоним — Омулевский.
Наиболее известен Омулевский был своим романом, сперва опубликованным в периодике под названием «Шаг за шагом», а затем изданным отдельно под названием «Светлов, его взгляды, его жизнь и деятельность» (СПб., 1871).
Второй роман Омулевского «Попытка — не шутка» остался неоконченным.
К концу жизни писатель был разорён, так как литературное поприще не давало ему значительных средств к существованию. Омулевский умер от разрыва сердца и был похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Перед смертью Омулевского все его произведения были собраны в один том под названием «Песни жизни» (СПб., 1883).
Как указывал Марк Азадовский в «Литературной энциклопедии» (1934), роман «Шаг за шагом» представлял собой
яркий памятник просветительства революционно-демократической интеллигенции, боровшейся за «американский» путь развития капитализма. Идея романа — «итти шаг за шагом — не значит плестись, напротив, это значит решительно и неуклонно итти к своей цели без скачков…» Омулевский дал в своём романе развёрнутую программу этой подготовительной деятельности, заставляя своего героя на практике разрешать основные проблемы современности: семейный вопрос, проблему воспитания, женский вопрос, проблему культурной работы в народе, роль интеллигенции. Его герой принимает участие и в рабочем движении, противопоставляя стихийным проявлениям протеста рабочей массы спокойную продуманность действий вождя-интеллигента; последний эпизод является центральным в романе и представляет собой первую и очень смелую попытку изображения в литератуpe рабочего восстания и стачки[2].
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона отмечала, что
Этот роман, пользовавшийся одно время большой популярностью среди нашей молодежи, но скоро забытый, был одним из тех «программных» произведений беллетристики 60-х годов, которые посвящались идеальному изображению «новых людей» в их борьбе с старыми предрассудками и стремлении установить «разумный» строй жизни. Художественных достоинств в нем нет никаких: повествование растянуто и нередко прерывается утомительными рассуждениями теоретического характера; большая часть эпизодов искусственно подогнана под заранее надуманную программу. Несмотря на эти недостатки, роман находил восторженных читателей, которых подкупала несомненная искренность автора и благородство убеждений его идеального героя[3].
В то же время М. Е. Салтыков-Щедрин, рецензировавший роман сразу после его появления, указывал, что
он принадлежит к числу «„новых“ произведений, с полною добросовестностью относящихся к насущным вопросам современности», и хотя в книге Омулевского «бросается в глаза очень большая доля книжности, герои его романа, более чем нужно, походят друг на друга, действие идет несколько вяло», но «недостаток объективности восполняется в этом случае лиризмом»[4].
Антологии стихов
Фёдоров, Иннокентий Васильевич.