17-10-2023
Часть серии статей о |
Идеология и политика
|
Брест · Будапешт · Варшава · Вертюжаны · Вильнюс · Калуга · Каунас · Краков · Краков · Лодзь · Львов · Несвиж · Новогрудок · Пинск · Рига · Слуцк · Трохимброд · Шанхай Бабий Яр · Бутримонис · Одесса · Понары · Румбула Белжец · Дахау · Майданек · Малый Тростенец · Маутхаузен · Освенцим · Саласпилс · Собибор · Треблинка · Хелмно · Юнгфернхоф · Ясеновац |
Жертвы Холокоста
Евреи · Славяне (русские, сербы, поляки, белорусы, украинцы) · Цыгане · Советские военнопленные · Свидетели Иеговы · Чернокожие · Политические противники · Гомосексуалы см. также: Нацистские концлагеря · План «Ост» · Компенсации жертвам |
Виновные
|
Категории: |
холокост · нацизм · геноцид |
Холокост в Латвии — систематическое преследование и истребление немецкими нацистами, их союзниками и коллаборационистами евреев на оккупированной территории Латвии в течение Великой Отечественной войны, часть общей политики нацистов и их союзников по уничтожению евреев.
Всего в Латвии погибло около 70 тысяч латвийских евреев и 20 тысяч евреев, привезённых из других стран[1][2]. Историки считают что Холокост пережили от 300 до 1000 латвийских евреев, помимо тех, кто находился в Советской армии или в эвакуации в СССР[3][4]. Из живших до войны в Латвии евреев было убито 89,5 %[5].
Содержание |
Согласно предвоенной переписи населения в 1935 году в Латвии проживало 93 479 евреев, в том числе 43 672 — в Риге. Существовали еврейские партии, культурные, религиозные, медицинские, образовательные и другие национальные организации. Выпускались печатные издания на языках идиш и иврит, евреи избирались в латвийский парламент — Сейм[6]. Членом правительства Латвийской Республики был известный еврейский общественный деятель и учёный-правовед Пауль Минц.
В 1940 году после включения Латвии в состав СССР еврейские организации были закрыты. Советские власти негативно относились к языку иврит и любым проявлениям религиозных традиций. Евреи понесли также существенные экономические потери — частные предприятия были национализированы[6].
14 июня 1941 года власти осуществили масштабные репрессии, выслав в отдалённые районы СССР в основном в так называемые исправительно-трудовые лагеря и на «спецпоселение» по разным данным от 14 428 до 14 476 человек, в том числе было около 12-13 % евреев. На 1771 репрессированного еврея имеются персональные архивные документы. Высланы были члены сионистских и других некоммунистических организаций, религиозные деятели и предприниматели. Около половины заключенных в лагерях умерли от голода, болезней и непосильных работ. Выжившие были спасены от последующего уничтожения немецкими оккупантами и их пособниками[6][7][8][9]. Иногда в источниках встречается ошибочная оценочная цифра в 5000 депортированных евреев, однако и по достоверным архивным данным евреи были относительно наиболее пострадавшей от депортаций этнической группой, учитывая, что их доля в населении Латвии была всего по разным данным от 1,93 до 4,8 %[10][11].
После нападения Германии на СССР 22 июня 1941 года и отступления Красной армии тысячи еврейских беженцев устремились на восток. Однако около 5 тысяч из них погибли в ходе военных действий и около 15-16 тысяч сумели добраться до неоккупированных территорий СССР. Остальные евреи Латвии остались под немецкой оккупацией и почти все погибли[12].
Организованно эвакуировались лишь небольшая часть евреев, поскольку транспорт предоставлялся только для выезда коммунистического, комсомольского и государственного руководства. Остальные уходили стихийно, своими силами. Существует ряд свидетельств, что советские войска блокировали беженцев из Латвии на старой советско-латвийской границе и заставляли их вернуться[13][14][15].
Рига была оккупирована 1 июля, а вся территория Латвии — к 8 июля 1941 года[16]. На территории Латвии оккупационные власти создали генеральный комиссариат «Латвия» (нем. Generalbezirk Lettland) в составе рейхскомиссариата Остланд. Штаб-квартира главы Остланда Генриха Лозе находилась в Риге. Генеральный комиссариат возглавил Отто-Генрих Дрехслер. Комиссариат разделялся на 6 округов во главе с гебитскомиссарами. Главой полиции безопасности и СД генерального комиссариата «Латвия» в августе 1941 года был назначен оберфюрер СС Вальтер Шрёдер (нем.) Массовыми акциями уничтожения в регионе в целом и в Латвии, в частности, непосредственно руководил обергруппенфюрер СС Высший фюрер СС и полиции Фридрих Еккельн. Назначая Еккельна на работу в рейхскомиссариат Остланд, Гитлер отдал единственное прямое указание — уничтожить евреев в рижском гетто[17].
Уничтожение евреев в Прибалтике было возложено на Айнзатцгруппу А под командованием генерал-майора полиции и бригадефюрера СС Вальтера Шталекера. Айнзатцкоманда 2 действовала на территории Латвии, а её подразделения базировались в Лиепае, Риге, Шауляе и Либаве. В конце 1941 года команда была реорганизована и разделена на территориальные команды полиции безопасности и СД генерального округа «Латвия»[18].
Для осуществления ряда задач, включая уничтожение евреев, оккупанты создали полицейские и военные формирования из местных жителей, в частности вспомогательную полицию (англ.), полицейские батальоны и Латышский добровольческий легион СС. Все они подчинялись немецкой полиции безопасности и СД. Помимо этих официальных структур под контролем немецких спецслужб летом 1941 года действовали так называемые группы «самоохраны» (латыш. Pašaizsardzības spēki), которые обычно возглавляли либо бывшие офицеры латвийской армии, либо руководители закрытой в июне 1940 года военизированной организации айзсаргов[19]. В рамках генерального комиссариата было создано также марионеточное Латвийское самоуправление во главе с Оскарсом Данкерсом[20].
Убийства латвийских евреев начались сразу после вступления на территорию Латвии оккупационной нацистской армии: уже 23 июня в городке Гробиня членами подразделения (EK 1a) айнзатцгруппы A были убиты 6 евреев[21]. Уничтожение еврейского населения продолжалось весь 1941 год и к началу 1942 года большинство латвийских евреев были убиты. В расстрелах также принимали активное участие латышские коллаборационисты.
Погромы, избиения и издевательства над евреями начались 1 июля, когда немецкая армия вступила в Ригу. Массовые убийства начались с погрома в Риге 4 июля 1941 года, когда коллаборационистами было уничтожено 20 синагог и убито около 2 тысяч евреев[22]. До 11 июля коллаборационисты из так называемой «самоохраны» и просоединившиеся к ним убили около 7 тысяч евреев. 8 июля, когда вермахт оккупировал всю территорию Латвии, «самодеятельность» латышских вооружённых отрядов была прекращена, в дальнейшем они были расформированы, а желающие вступили во «вспомогательную полицию» (шуцманшафт) под контролем и руководством немецких властей[23].
Шталекер составил отчёт, в котором указал число евреев убитых айнзатцгруппой с конца июня по 15 октября. В частности, в отчёте было указано, что местные коллаборационисты оказывают большую помощь в уничтожении евреев. В приложении № 8 к отчёту были приведены цифры, согласно которым за указанный период в Риге и её окрестностях, Елгаве, Лиепае, Валмиере и Даугавпилсе убито 31 868 евреев. Массовые расстрелы рижских евреев производились в июле-сентябре в Бикерниеках, 30 ноября и 8 декабря — в Румбуле. До конца 1941 года было убито около 62 тысяч евреев Латвии[24].
Бывший член «Перконкруста» Мартиньш Вагуланс из Елгавы сформировал сеть «латышских СД» с отделениями в Елгавском районе, в Бауске, Тукумсе, Екабпилсе. В его формирование входили бывшие айзсарги и полицейские. К концу июля под его руководством было убито 300 человек, из них 100 в Елгаве. В начале августа команда Вагуланса расстреляла 1550 евреев Елгавы, после чего её члены были включены во вспомогательные полицейские формирования «Шуцманшафт»[25].
13 августа 1941 года немецкие власти выпустили так называемые «Временные правила по обращению с евреями». В них описывались меры отношению к евреям, среди которых выделяли чистокровных евреев и их потомков до четвёртой доли крови, а также лиц принявших иудаизм или состоявших в официальном либо неофициальном браке с евреями. Согласно Правилам евреи были обязаны носить на одежде шестиконечную жёлтую звезду, им запрещалось хождение по тротуарам, пользование любым транспортом, посещение общественных мест, спортивных и культурных мероприятий, ритуальный убой скота, хранение радиоприёмников и пишущих машинок[12].
26 июля было создано гетто в Даугавпилсе[26]. 23 августа по приказу Генриха Лозе было создано Рижское гетто. К 25 октября, когда было закончено принудительное перемещение евреев Риги в пределы гетто, и ворота закрылись, в гетто находились 29602 человека. Первоначально было огорожено колючей проволокой, затем — шестиметровым забором. Юденрат возглавлял адвокат М. Эльяшев. 26 ноября территория была разделена на две части, в одной из которых содержали трудоспособных жителей, владеющих рабочими специальностями, без членов семей. Гетто были созданы также в Лиепае и Даугавпилсе.
В конце 1941 начале 1942 года в Латвию было депортировано около 20 тысяч евреев из Германии, Австрии, Чехии и других европейских стран. Большинство из них попало в Рижское гетто. Все они были уничтожены нацистами[27].
Оккупационные власти организовали на террритории Латвии ряд концентрационных лагерей, в частности Саласпилс, Юнгфернхоф и Кайзервальд.
Всего в Латвии (по данным Чрезвычайной комиссии по расследованию нацистских преступлений) количество жертв в обследованных местах захоронений оценивается в 300 тысяч человек. В том числе[17]:
Важную роль в политике и практике нацистов сыграла антисемитская пропаганда. Сразу же после начала оккупации по личному указанию Йозефа Геббельса в Латвию прибыла группа специалистов по пропаганде. Она называлась Riga-Gruppe и занялась организацией Совета газетных издателей для цензуры всех гражданских изданий. Нацисты привлекли к участию в пропагандистской кампании ряд профессиональных журналистов и публицистов-любителей[6].
Первые шаги в пропаганде антисемитизма начались уже в предрассветные часы 22 июня 1941 года, когда радиостанция в Кёнигсберге начала передачи на латышском языке, хотя они и прямо не призывали к убийствам евреев[28].
Уже после оккупации большие усилия прилагались, чтобы гибель жертв коммунистов приписать евреям. С этой целью евреев заставляли раскапывать захоронения, таким образом связывая их с убийствами. В первые недели оккупации главные новости в нацистских изданиях были фотографии, которые запечатлели победоносную немецкую армию и полусгнившие трупы с мест эксгумации[28].
Антиеврейские настроения нагнетались отзываясь о еврееях как o чекистах и связывая их с коммунизмом. Доминирующей фразой в нацистской прессе Латвии являлось слово «жидобольшевизм» (латыш. žīdiskais boļševisms)[28]. С целью вызвать гнев населения к евреям, траурные объявления о жертвах советских репрессий сопровождались упоминаниями, что в их гибели виновны евреи. Использовались фразы на подобие (см. изображение) «..убит жидами и коммунистами».., «..в чека от рук убийц —жидов умер..». Тем не менее, число когда либо названных конкретных фамилий евреев из аппарата НКВД (Латвийской ССР), не превышало шести, включая А. Новикса, латыша из Резекне[29].
Историки Латвии считают, что сотрудничество жителей Латвии с немецкой оккупационной властью в большой степени было вызвано предшествующей советской оккупацией и надеждой на воссоздание независимой Латвии. При этом особое внимание историками уделяется периоду от момента отхода частей Красной Армии до момента оккупации немецкими войсками[30][31].
Члены латвийских националистических организаций, бывшие на нелегальном положении заявили о себе сразу после отхода Красной Армии. Уже летом 1941 года по Латвии прокатились еврейские погромы. Также «одновременно были арестованы сотни представителей национальных меньшинств, особенно евреев, за „симпатии к большевикам“»[32].
Часть историков считает, что в это время существовал вакуум власти, во время которого латышские самозащитники «без присутствия и ведома немцев расстреливали евреев». Другие полагают, что националисты с самого начала действовали под контролем немецких спецслужб и никакого безвластия не было. По мнению профессора И. Фелдманисa, вторая точка зрения получает всё большее распространение среди историков[30].
Особую роль в уничтожении евреев Латвии сыграли коллаборационисты из так называемой Команды Арайса[33], а также члены довоенных массовых правых организаций — айзсаргов и «Перконкрустс». Израильский историк Даниэль Романовский пишет, что почти все руководители райотделов латышской полиции были вовлечены в убийство евреев[25].
По мнению историка А. Эзергайлиса, ключевую роль в вовлечении новых участников в расстрельные команды сыграла алчность. В послевоенных свидетельствах, как самая распространённая причина причина присоединения называлась: «от друга услышал о работе». Никто не свидетельствовал, что делал это потому, что ненавидел евреев.[34] С другой стороны, Эзергайлис приводит также цитаты ряда немецких чиновников, утверждавших, что коллаборационисты массово убивали евреев из ненависти к ним, но отмечает важный фактор немецкого влияния, отражённый прежде всего в докладах Шталекера[35].
Латвийские историки также отмечают, что существует тенденция связывать преступления Холокоста с Латышским легионом СС. Однако, как пишет тот же Фелдманис, легион был создан в 1943 году, через год после того как почти евреи в Латвии были уже уничтожены. И сам легион в геноциде не участвовал, хотя в его ряды вступили часть тех, кто ранее убивал евреев[30].
На территории Латвии к моменту освобождения её от нацистской оккупации выжило по разным данным от 300 до 1000 евреев. Большинство из них уцелело благодаря помощи других жителей Латвии. Израильский Институт Катастрофы и героизма Яд ва-Шем на 1 января 2011 года присвоил 129 жителям Латвии звание «праведника народов мира». Это неевреи, спасавшие евреев от нацистского геноцида с риском для себя и своих близких[36]. Самым известным среди латвийских праведников является Жанис Липке, спасший вместе со своей женой Иоганной 56 евреев.
Из известных людей в спасении евреев участвовал актёр Янис Осис, который в своей квартире прятал учёного—медика В. Гольдберга, а также профессор архитектуры (во время оккупации бывшим деканом факультета архитектуры Латвийского университета) Артур Круминьш, семья которого в своей квартире в самом центре Риги с декабря 1941 года до октября 1944 укрывала евреев отца и сына Прессов[37][38].
С 26 января 1946 года в Риге прошёл судебный процесс над рядом немецких военных и полицейских начальников, виновных в массовых убийствах мирного населения СССР. Семь бывших немецких генералов и офицеров: Фридрих Еккельн, Зигфрид Руфф, Албрехт Дижон фон Мотетон, Фридрих Вертер, Бруно Павель, Ганс Кюппель и Александр Беккинг были приговорены к смертной казни и публично повешены в Риге 3 февраля 1946 года[39].
Ещё один крупный процесс прошёл в Риге в 1961 году. Тогда перед судом предстали 9 членов 18-го полицейского батальона, принимавших участие в массовых убийствах на территории Латвии, Белоруссии и Польши. Пятеро из них были приговорены к расстрелу[40].
Первая статья о Холокосте в Латвии была написана латышской писательницей Анной Саксе в 1945 году ещё во время войны. Первый случай публикации в СССР исследования на эту тему — глава «Гитлеровский оккупационный режим в Латвии» в труде по истории Второй мировой войны была написана историком Эдгаром Блюмфельдом в 1966 году (на русском вышла в 1970). Наконец уже к концу 1980-х годов была опубликована книга американского историка латышского происхождения Андриевса Эзергайлиса.
Реальные научные исследования этой проблемы начались в Латвии после 1998 года Комиссией историков при Президенте Латвийской Республики[41].
Ряд выживших в Латвии евреев написали мемуары о тех событиях. Наиболее известными из авторов таких мемуаров являются Макс Кауфман[42], Фрида Михельсон[43], Альтер Ритов и Меир Левенштейн.
В отличие от других стран, отмечающих память жертв Холокоста 27 января, в Латвии «Днём памяти жертв геноцида еврейского народа» является 4 июля, поскольку в этот день в 1941 году в Латвии произошли массовые погромы. В этот день обычно приспускают государственные флаги, а президент страны принимает участие в траурных мероприятиях в местах массового уничтожения[44].
В 2004 году Латвия стала второй после Литвы[45] из республик бывшего СССР, вступивших в члены Международной организации по сотрудничеству в увековечивании и изучении Холокоста (ITF)[46].
В 2005 году Латвия принесла официальные извинения жертвам Холокоста. Выступая на мероприятии, посвященном 60-летию освобождения Освенцима, министр иностранных дел Артис Пабрикс выразил сожаление в связи с тем, что «Латвия не смогла уберечь людей, которые погибли на этой земле во время Холокоста»[44]. В январе 2007 года Пабрикс поддержал резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН об осуждении отрицания Холокоста[47]. А при обсуждении вопроса об уголовных наказаниях за отрицание Холокоста и советской оккупации Пабрикс сказал, что отрицать Холокост может только дурак, но высказался против того, чтобы наказывать людей за их взгляды[48].
В современной Латвии рассматривается вопрос о возврате еврейской общине утраченного в годы войны имущества, принадлежащего на начало 2011 года государству и местным самоуправлениям, либо денежных компенсаций[49].
|
||
---|---|---|
Страны Оси | Австрия • Болгария • Венгрия • Германия • Италия • Румыния | |
Оккупированные нацистами страны Европы | Польша • Франция • Югославия • Чехословакия • Бельгия • Нидерланды • Дания • Норвегия • Греция • Албания • Люксембург | |
Оккупированные нацистами территории СССР | Белоруссия • Украина • Молдавия • Россия • Литва • Латвия • Эстония | |
Другие регионы | Северная и Восточная Африка | |
Обзорная статья: Катастрофа европейского еврейства. Связанные темы: Окончательное решение еврейского вопроса • Юденфрай |
Холокост в Латвии.