05-05-2023
Цховребов, Харитон Николаевич | ||||||||||||||||||||||||
Дата рождения |
15 сентября 1920 (92 года) |
|||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Место рождения |
город Цхинвал |
|||||||||||||||||||||||
Принадлежность | ||||||||||||||||||||||||
Род войск |
ВВС |
|||||||||||||||||||||||
Звание | ||||||||||||||||||||||||
Сражения/войны | ||||||||||||||||||||||||
Награды и премии |
|
Внешние изображения | |
---|---|
Фотография Цховребова, октябрь 1941 года | |
Современное изображение Цховребова | |
Фотография самолета «Харитон Цховребов» |
Харитон Николаевич Цховребов (род. 15 сентября 1920) — ветеран Великой Отечественной войны, майор запаса, заслуженный пилот СССР.
Цховребов налетал безаварийно 20000 часов. За эти же годы подготовил более 150 командиров воздушных кораблей, как гражданской авиации СССР, так и других, дружественных СССР стран.
Содержание |
Родился 15 сентября 1920 года в Цхинвале в семье крестьянина-бедняка. Отец — Николай Майорович, мать — Лиза Васильевна. В семье было четверо детей: три мальчика и одна девочка. Самым старшим был Харитон, в 1926 родился Борис, потом Павел, а потом сеcтра Женя.
Работать начал в 1933 году курьером в горсуде. После окончания семи классов школы перешел учиться в техникум.
В 1936 году в Цхинвали открыли аэроклуб. В 1938 году, после окончания техникума, Харитон поступил в аэроклуб. В 1939 году в конце выпуска, тех, кто хорошо учился (в том числе и Цховребов), отправили в Сталинградскую школу летчиков-истребителей. Из школы был выпущен со свидетельствами летчика-инструктора аэроклуба. В 1940 году был зачислен в отряд летчиков-инструкторов, начал работать в Цхинвальском аэроклубе.
C началом Великой Отечественной войны попал не в боевую часть, а в Тбилисскую авиационную школу для летчиков № 26. В октябре 1942 года Харитон Цховребов попал в действующую армию. Воевал в Черноморской группе войск, позже — на Северо-Кавказском фронте. В 1944 году он — заместитель командира авиаэскадрильи 85-го отдельного авиаполка, 2-й Украинской фронт. В 1945 году в составе 2-го Украинского фронта был в Братиславе. До конца войны воевал в Молдавии, Румынии, Венгрии, Австрии.
На его счету — 644 боевых вылета. Перевез 990 раненых, 529 литров консервированной крови для них, 4598 килограммов медикаментов и свыше 10000 килограммов медицинских грузов, а также 177 медработников и командиров.
После войны Цховребов долгое время работал на международных авиалиниях. В 1950-х—1960-х годах работал в 206-ом авиаотряде (Внуково), затем — в 210-ом авиаотряде (Шереметьево). Харитон Николаевич был первым летчиком на многих прямых рейсах из Москвы в страны Юго-Восточной, Центральной и Северной Америки. 17 апреля 1967 года он со своим экипажем совершил первый беспосадочный перелет по маршруту Москва—Токио—Москва. Экипаж самолета «Ту-114», возглавляемый пилотом Х. Н. Цховребовым, совершил беспримерный перелет из Гаваны в Москву (через Мурманск). Воздушный лайнер прошел без посадки 10900 километров. Ни один гражданский самолет в мире еще не совершил беспосадочных перелетов на такое расстояние
В настоящее время находится на заслуженном отдыхе. Является членом клуба «Опыт».[1]
Цховребов, Харитон Николаевич.