09-07-2023
Часосло́в или Часо́вник или Часосло́вец (др.-греч. ῾Ωρολόγιον) — богослужебная книга, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга.
Книга получила своё название от службы часов, которую она содержит. Часослов служит руководством для чтецов и певцов на клиросе.
Название книги др.-греч. ῾Ωρολόγιον верно переводится на славянский как «Часовник», это название и было на Руси до Книжной справы, поскольку др.-греч. ῾Ωρολόγιον образовано от слов др.-греч. ὥρα — «час» + др.-греч. λέγω — «собирать»[1], то есть сборник служб часов. Название было изменено в худшую сторону в середине XVII века, была сделана ошибочная калька, когда вторую часть названия книги: др.-греч. λόγιον неверно перевели как «слово». Название книги «Часовник» заменили в результе Церковной реформы патриарха Никона на «Часослов». В настоящее время название книги «Часовник» сохранилось у старообрядцев.
Первоначальное составление Часослова приписывается преподобному Савве Освященному, включившего в него чинопоследования ежедневных церковных служб. Дополнения к Часослову сделаны, как полагают, святым Иоанном Дамаскиным и Феодором Студитом.
Часословы в виде книг появились в Западной Европе в XIII веке, однако особенное распространение получили в XIV—XV веках, в связи с ростом грамотности. Их изготовляли в ремесленных мастерских всех стран Европы, наибольшую популярность обрели французские и фламандские.
Часослов включает тексты неизменяемых молитвословий ежедневных церковных служб:
Кроме того, Часослов содержит чины и молитвы, присоединяемые к службам дневного круга: утренние молитвы, последование возвышения панагии (называемый также «чин о панагии»), благословение трапезы, канон Богородице и молитвы на сон грядущий. В позднее время в Часослов были включены краткие изменяемые песнопения, которые, однако, регулярно повторяются: тропари, кондаки, Богородичны, прокимны и причастны. Часослов может содержать избранные тексты Пасхальной недели и других больших праздников или постов.
На Руси был Часослов «большой» и «малый». Читать учили по «малому», и он зачастую специально издавался для учёбы.
В западной традиции структура службы часов и самого часослова несколько отличается, см. «Бревиарий».
Часовник.