21-05-2023
Хэвлок Эллис (Havelock Ellis; 1859—1939) — английский врач, стоявший у истоков сексологии как научной дисциплины. Его magnum opus — 7-томная энциклопедия «Исследования по психологии пола» (Studies in the Psychology of Sex) — печаталась с 1897 по 1928 гг.
Содержание |
Отцом Эллиса был капитан дальнего плавания. В молодости будущий учёный работал учителем в Австралии. С 1881 г. стажировался в лондонской больнице св. Фомы. В 1891 г. вступил в брак с суфражисткой Эдит Лис, которая не скрывала свои лесбийские наклонности. В своих мемуарах Эллис признал, что их брак был в значительной степени фиктивным и что до 60 лет он страдал от полового бессилия.
В 1897 г. в содружестве с Дж. Э. Саймондсом опубликовал первое на английском языке медицинское пособие по вопросам гомосексуальности.
Первый том «Исследований по психологии пола», будучи опубликован в Великобритании, эпатировал викторианскую публику и стал предметом резонансного судебного процесса. Судья во время заседания постановил, что предполагаемая научная ценность книги — «лишь предлог, измышленный с целью сбыта непристойностей»[1]. Последующие тома Эллис печатал в США. В этой работе детально рассмотрены такие аспекты сексуального поведения человека, как влечение к лицам своего пола, мастурбация и сексуальные девиации.
Эллис считал сексуальную активность естественным и здоровым проявлением человеческой природы. Он полагал своей задачей снос всех тех наслоений невежества и предрассудков, которые накопились к началу XX века вокруг «половых тайн». При общем скептическом отношении к психоанализу как феномену скорее эстетическому, чем медицинскому, поддерживал отношения с З. Фрейдом как «одним из величайших мастеров мысли»[2].
Эллис одним из первых (до Фрейда) исследовал аутоэротизм и нарциссизм. Возглавлял Институт Гальтона — крупнейшее объединение адептов евгеники. В качестве президента Всемирной лиги сексуальных реформ (с 1928) высказывал радикальные для своего времени идеи, предвещавшие концепцию сексуальной революции[2]. В частности, высказывался за равноправие полов и за планомерное половое воспитание молодёжи. Он преклонялся перед Дж. Б. Шоу, вступил в Фабианское общество и участвовал в проекте популяризации английской драматургии XVII века.
В 1906 году в Германии была опубликована книга, написанная Эллисом в соавторстве с Джоном Эддингтоном Саймондсом (англ.)русск., — «Сексуальная инверсия» (Sexual Inversion). Год спустя она была опубликована также и в Англии, однако там подверглась судебному преследованию как «похотливая, вредная, порочная, грязная, скандальная и непристойная»[3]. Это было время, когда Оскар Уайльд совсем недавно отбывал уголовное наказание за гомосексуальность. Книга содержала научный обзор всех известных в то время фактов относительно гомосексуальных отношений среди животных, у «примитивных» (нецивилизованных) народов, в античности и в современной Эллису эпохе. Сам Эллис так охарактеризовал изложение жизни его гомосексуальных современников:
«Эти истории были получены частным образом; их герои не являются обитателями тюрем и сумасшедших домов, в большинстве случаев они никогда не консультировались с врачом относительно своих… инстинктов. Они ведут жизнь обычных, а иногда и уважаемых членов общества»[4].
Радикализм этого изложения состоял в том, что гомосексуалы изображались нормальными людьми, отличавшимися от других преимущественно только своими сексуальными предпочтениями. Эллис отверг представление о гомосексуальности как «дегенеративном заболевании»[3][5], безнравственности и преступлении. Он рассматривал гомосексуальность как некоторое врождённое свойство[5], которое актуализируется жизненным опытом. Эллис скептично относился к возможности лечения гомосексуальности. Браки «излечившихся» гомосексуалов («инвертированных») он считал бесперспективными, утверждая, что:
«Кажущееся изменение оказывается неглубоким, положение инвертированного становится еще несчастнее, чем первоначальное, как для него самого, так и для его жены»[6].
Вместе с этим признание гомосексуальных союзов в качестве альтернативы брака было слишком революционно для него, и он видел идеальным вариантом для гомосексуала соблюдение воздержания:
«Именно идеал целомудрия, а не нормальной сексуальности, должен стоять перед глазами инвертированного от рождения. В нем, может быть, и нет задатков качеств обычного человека, но, возможно, он скрывает в себе задатки святого»[7].
Много данных о гомосексуальности содержится и в других сочинениях Эллиса, особенно в семитомных «Исследованиях по психологии пола». В конце жизни Эллис стал пользоваться большим влиянием в Англии и Соединенных Штатах. Его книги позволили обсуждать проявления сексуальности, прервав табу викторианской эпохи.
Эллис, Хэвлок.