22-09-2023
Боинг 707 | |
---|---|
Тип | пассажирский самолёт |
Разработчик | Боинг |
Первый полёт | 15 июля 1954 |
Начало эксплуатации | 1958 |
Статус | эксплуатируется (155 на февраль 2010) |
Годы производства | 1958 - 1978 |
Единиц произведено | 1 010 |
Стоимость единицы | $4,3 млн (1955) |
Варианты | E-3 Sentry |
Изображения на Викискладе |
Боинг 707 — четырёхдвигательный пассажирский лайнер, спроектированный в начале 1950-х. Один из первых реактивных пассажирских лайнеров в мире, наряду с британским DH-106 Comet, советским Ту-104 и французским Sud Aviacion Caravelle.
Первый полёт опытный самолёт 367-80 совершил 15 июля 1954 года. Первый полёт опытного серийного 707-120 состоялся 20 декабря 1954. Всего с 1958 по 1991 годы было произведено 1010 «Боингов-707». Коммерческая эксплуатация 707-120 началась в авиакомпании Pan American World Airways 26 октября 1958. Первый военно-транспортный самолёт/самолёт-заправщик KC-135, созданный на базе 367-80 и элементов конструкции 707-х взлетел в августе 1956 года, и их поставки в Стратегическое Авиационное Командование (SAC) USAF на авиабазу Касл в Калифорнии начались в июне 1957 года. На базе «Боинга-707» и KC-135 были созданы их разнообразные гражданские и военные модификации: заправщики, разведчики, разведчики радиоэлектронных средств противника, разведчики погоды, самолёты для научных исследований, самолёты ДРЛО, воздушные командные пункты управления и связи со стратегическими ядерными силами — МБР, подводными лодками с БРПЛ, бомбардировщиками на случай уничтожения наземных командных пунктов в ядерной войне, перевозки высшего руководства (США и других стран).
В настоящее время грузовые «Боинги-707» и различные военные модификации «Боингов-707» и KC-135 продолжают летать и будут летать предположительно до 2040 года. В основном они используются в системе радиоэлектронной разведки AWACS.
Содержание |
Крупнейшими заказчиками B-707 были американские PanAm и TWA, благодаря этим авиалайнерам стремительно увеличившие размеры своих авиапарков и сделавшие международные авиаперевозки массовыми и популярными. Вскоре к ним присоединились авиакомпании Западной Европы. Массовое производство В-707 велось в 1960-е годы, когда заказчики получали ежегодно десятки новых машин. Конкуренцию самолёту составлял DC-8, поначалу более успешный за счёт лучшей репутации производителя. После доработок Boeing-707 стал продаваться значительно лучше.
С увеличением объёмов пассажирских перевозок стало очевидно, что Boeing-707 морально устарел. Для своей дальности самолёт обладал слишком малой вместимостью, его двигатели были шумными и неэкономичными. Модернизация лайнера с увеличением вместимости требовала замены планера. В итоге Boeing выпустила на рынок Boeing-747, чем удовлетворила спрос на самолёты большой вместимости для дальних перелетов.
К началу 1970-х число заказов на Boeing-707 резко снизилось. Авиакомпании развитых стран выводили их из парка, активность самолётов данного типа переместилась в страны Азии и Латинской Америки, а затем Африки. В 1978 году серийное производство было прекращено, в 1983 состоялся последний регулярный рейс Boeing-707 в США. Последним крупным оператором пассажирских Boeing-707 был Ливан (до 1998). К началу 2000-х самолёт остался в гражданской эксплуатации (почти исключительно грузовой) в основном в беднейших странах Африки и Латинской Америки. Основной парк ныне летающих Boeing-707 составляют военные модификации.
По состоянию на начало 2010 года[1] использовалось 155 самолётов типа B-707, практически все в ВВС ряда стран (самолёты AWACS и грузовые). Несколько машин используется гражданскими грузовыми авиакомпаниями, 8 — в правительственных авиаотрядах. Единственной авиакомпанией, использующей B-707 на регулярных рейсах является иранская Saha Air, у которой в эксплуатации остаются 5 машин, по состоянию на 10 августа 2010. Это последний пассажирский оператор B-707. Таким образом, Боинг-707 - единственный из реактивных лайнеров первого поколения, который эксплуатируется до сих пор; другие "пионеры" реактивной пассажирской авиации ушли в историю еще в 80-х.
Серийно строившиеся и переоборудованные самолёты, построенные «Боингом»:
Самолёты для перевозки высшего руководства:
Военные модификации, построенные на базе планера 707:
Другие военные и исследовательские самолёты, похожие на «Боинг-707», создавались на базе планера KC-135 (см. статью KC-135).
Множество гражданских пассажирских «Боингов-707», отслужив, переделывались в грузовые, военные и исследовательские самолёты, а попавшие на базы хранения служат сейчас источником запчастей и двигателей для всех летающих в настоящее время модификаций 707 и KC-135.
Всего было потеряно 194 самолёта типа Boeing 707 (B-707, B-720, E-3 и т. д.). Крупнейшая катастрофа произошла 3 августа 1975 года в Марокко. Самолёт иорданской авиакомпании при заходе на посадку задел крылом гору и разбился, все 188 человек на борту погибли.
Самолёт «сыграл» главную роль в фильмах Аэропорт и Аэроплан!.
Известный американский актёр Джон Траволта имеет личный Boeing-707-138B. Этот самолёт был построен в 1964 году для австралийской авиакомпании Qantas, где успешно летал до 1969 года. Потом самолёт несколько раз менял владельцев, пока в 1998 его не купил Джон Траволта. Став его владельцем, Траволта сменил регистрацию самолёта на N707JT, что можно расшифровать как Boeing 707 John Travolta. На самолёте восстановлен исторический фирменный стиль Qantas.[2]
707-120B | 707-320B | |
---|---|---|
Пассажиры (2 класса) | 110 | 147 |
Пассажиры (1 класс) | 179 | 202 |
Максимальная взлётная масса | 116 570 кг | 151 320 кг |
Масса пустого | 55 580 кг | 66 406 кг |
Максимальная дальность полёта | 6820 км | 6920 км |
Крейсерская скорость | 1000 км/ч | 920 км/ч |
Длина | 44,07 м | 46,61 м |
Размах крыла | 39,9 м | 44,42 м |
Высота хвоста | 12,93 м | |
Двигатели | Четыре 75,6 kN (17 000 lbf) Пратт&Уитни JT3D-1 турбовентиляторные. | Четыре 80 kN (18 000 lbf) JT3D-3s или четыре 84,4 kN (19 000 lbf) JT3D-7s. |
|
---|
Boeing 707 | Boeing 717 | Boeing 727 | Boeing 737 (Boeing 737 MAX) | Boeing 747 (Boeing 747SP) (Boeing 747-400) (Boeing 747-8)| Boeing 757 | Boeing 767 | Boeing 777 | Boeing 787 |
Boeing 707.