Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Pandera

18-07-2023

Pandera

Отреставрированный мотоцикл Pandera, 2009 год
Общая информация
Другие названия

Пандер

Производитель

ВЭФ

Годы выпуска

1936—1938

Составляющие

Pandera (Пандер[1], 1936—1938, Латвия) — единственный спроектированный мотоцикл на заводе ВЭФ (Рига), сконструированный Арнольдом Пандерсом (Arnolds Panders, Alexandr Panders). Выпущено около 2— машин. В разработке транспортного средства принимал участие и авиаконструктор Карлис Ирбитис. Карлису Ирбитсу приписывают разработку дизайна мотоцикла.

Содержание

История

Инженер рижского завода ВЭФ А. Пандерс в 1932 году запатентовал собственную конструкцию мотоцикла «Пандера». Прототип мотоцикла был завершен в 1937 году. Во второй половине 30 годов была изготовлена установочная партия мотоциклов Pandera. Точное количество изготовленных мотоциклов неизвестно, но единственный сохранившийся экземпляр Пандеры имеет номер рамы 301. [2] В 1938 году, на улице Smilšu был зарегистрирован патент электростартера Пандеры.[3][4]

Владельцем единственного экземпляра мотоцикла Pandera является Гвидо Адамсон (латыш. Gvido Ādamsons). Гвидо Адамсонс приобрёл мотоцикл в 1985 году. В 2009 году, после реставрации мотоцикла, он зарегистрировал его в Дирекции безопасности дорожного движения (CSSD) под маркой «Pandera».[3]

Технические характеристики

Мотоцикл был сделан по американскому образцу.[2] Мотоцикл Pandera был оснащен оригинальным латвийским электростартером и двигателем. По мнению некоторых специалистов, электростартер мотоцикла Pander был запатентован раньше «Harley-Davidson», в 1938 году.[4] . Газеты того времени писали:

«А. Пандерс подходит к мотоциклу и стартует сразу, пока остальные пытаются завести (привести в действие) свои мотоциклы (spēkrates

Мотоцикл Pandera имел V-образный нижнеклапанный двигатель рабочим объёмом 750 см³, который поперечно располагался в трубчатой изогнутой раме. Сохранился номер на двигатели 002 и 003, это позволило сделать предположение о двух-трёх экземплярах этой машины. Передняя вилка была сделана параллелограммной.[2] Конструкция мотора являлась собственной работой Арнолдса Пандерса. Двигатель мотоцикла не был адаптирован, его создал и отлил Пандерс в кузнице на улице Akmens.

Примечания

  1. В Дирекции безопасности дорожного движения (CSSD) мотоцикл зарегистрирован как «Pandera», в других источниках как «Pander»
  2. 1 2 3 Энциклопедия мотоциклов (за 2003 год)
  3. ↑ Latvijā reģistrēts vienīgais VEF rūpnīcā izgatavotais motocikls
  4. ↑ / Jaunākajā numurā / Latvijas avīze

Источники

  • Энциклопедия мотоциклов (изд. «За рулем», 2003 г., страница 419)
  • VEF motocikls Latvijai — Latvijas avīze, Arnis Blodons, 2009

Ссылки

  • Исключительный мотоцикл ВЭФа vsesmi.ru, 09.2009
  • Latvijā reģistrēts vienīgais VEF rūpnīcā izgatavotais motocikls — новостной портал Delfi, 2009
  • VEF MOTOCIKLS LATVIJAI «Hermejs»

Pandera.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28