18-07-2023
Pandera | |||||||||
Отреставрированный мотоцикл Pandera, 2009 год |
|||||||||
Общая информация | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Другие названия |
Пандер |
||||||||
Производитель | |||||||||
Годы выпуска |
1936—1938 |
||||||||
Составляющие | |||||||||
|
Pandera (Пандер[1], 1936—1938, Латвия) — единственный спроектированный мотоцикл на заводе ВЭФ (Рига), сконструированный Арнольдом Пандерсом (Arnolds Panders, Alexandr Panders). Выпущено около 2— машин. В разработке транспортного средства принимал участие и авиаконструктор Карлис Ирбитис. Карлису Ирбитсу приписывают разработку дизайна мотоцикла.
Содержание |
Инженер рижского завода ВЭФ А. Пандерс в 1932 году запатентовал собственную конструкцию мотоцикла «Пандера». Прототип мотоцикла был завершен в 1937 году. Во второй половине 30 годов была изготовлена установочная партия мотоциклов Pandera. Точное количество изготовленных мотоциклов неизвестно, но единственный сохранившийся экземпляр Пандеры имеет номер рамы 301. [2] В 1938 году, на улице Smilšu был зарегистрирован патент электростартера Пандеры.[3][4]
Владельцем единственного экземпляра мотоцикла Pandera является Гвидо Адамсон (латыш. Gvido Ādamsons). Гвидо Адамсонс приобрёл мотоцикл в 1985 году. В 2009 году, после реставрации мотоцикла, он зарегистрировал его в Дирекции безопасности дорожного движения (CSSD) под маркой «Pandera».[3]
Мотоцикл был сделан по американскому образцу.[2] Мотоцикл Pandera был оснащен оригинальным латвийским электростартером и двигателем. По мнению некоторых специалистов, электростартер мотоцикла Pander был запатентован раньше «Harley-Davidson», в 1938 году.[4] . Газеты того времени писали:
«А. Пандерс подходит к мотоциклу и стартует сразу, пока остальные пытаются завести (привести в действие) свои мотоциклы (spēkrates)»
Мотоцикл Pandera имел V-образный нижнеклапанный двигатель рабочим объёмом 750 см³, который поперечно располагался в трубчатой изогнутой раме. Сохранился номер на двигатели 002 и 003, это позволило сделать предположение о двух-трёх экземплярах этой машины. Передняя вилка была сделана параллелограммной.[2] Конструкция мотора являлась собственной работой Арнолдса Пандерса. Двигатель мотоцикла не был адаптирован, его создал и отлил Пандерс в кузнице на улице Akmens.
Pandera.