08-09-2023
Zemag Zeitz | |
Тип | |
---|---|
Год основания | |
Упразднена |
2004 |
Причина упразднения |
банкротство |
Расположение | |
Отрасль |
Машиностроение, Производители кранов |
Продукция |
Гусеничные краны, экскаваторы, фабрики буроугольного брикета и прессы, соледробильные фабрики, саморазгружающиеся вагоны, дробилки, мельницы |
«Zemag Zeitz» — немецкая компания, производившая грузоподъёмную технику, вагоны, а также оборудование для соляной и угольной отраслей. Существовала в период с 1860-х годов до декабря 2004 года.
Содержание |
C 1945 года по 1954 год завод являлся собственностью СССР и работал в качестве советского акционерного общества.
В 1954 году в связи с образованием государства ГДР руководством советской военной администрации завод был передан Народному предприятию (VEB) нем. Zemag Zeitz. В начале 1950-х и до 1960-х годов предприятие Zemag Zeitz, в основном, занималось производством фабрик готового угольного брикета под маркой BF. В начале 1960-х годов заводом разработана, а с 1962 года серийно начала изготавливаться первая модель экскаваторов, UB-162.
В 1966 году завод совместно с ВКТИ Минмонтажстроя СССР проводит совместную разработку первой модели дизель-электрического крана на гусеничном ходу RDK 25, унифицированного узлами с советским гусеничным краном МКГ 25. Новый кран существенно отличался от отечественного МКГ 25 собственным ходовым многомоторным устройством. Проводятся испытания первых 12 штук, серийное производство начинается в том же году с крана под № 0013 и ведётся вплоть до 1972 года. С 1972 года выпуск базового RDK 25 прекращён, начат серийный выпуск первой его модификации — RDK 250-1. Первый кран этой серии имеет заводской номер № 1390.
В 1960-х годах завод входит в Объединение Народных Предприятий VVB TAKRAF.
В 1989 году появилась очередная модель крана из серии «RDK», RDK 400.
Всего за свою историю в составе VVB TAKRAF Zemag Zeitz было произведено более 15000 гусеничных кранов RDK и 3900 экскаваторов UB[1].
31 декабря 2004 года бывший индустриальный гигант, имевший во времена ГДР несколько тысяч рабочих мест, с более чем 100-летней историей, оказался в глубоком кризисе и после многочисленных неудачных попыток выйти из него и после смены десятка владельцев объявил о своём закрытии. На улице оказались 85 человек[1].
Автокраны ADK в основном использовались в ГДР, некоторые модели небольших в количествах поставлялись в страны СЭВ.
Модель | Начало выпуска | Конец производства | Завод. № (первый) | Завод. № (последний) | |
---|---|---|---|---|---|
RDK 25 | 1966 год | 1972 год | 0013 | 1389 | |
RDK 280 | 1975 год | 1977 год | 1001 | 1439 | |
RDK 300 | 1982 год | 1988 год | 2998 | 3516 | |
RDK 350, RDK 350U | ограниченная серия | изготовлены только «тестовые» экземпляры | |||
RDK 400 | 1989 год | 1990 год | 000 | 122 | |
RDK 500 | 1984 год | 1986 год | 001 | 102 | |
RDK 630 | 1988 год | 1990 год | 5100 | 5165 | |
RDK 800 | 1989—1990: изучение спроса | проект не состоялся | |||
RDK 1600 | 1987—1988: изучение спроса | проект не состоялся |
Модель | Начало выпуска | Конец производства | Завод. № (первый) | Завод. № (последний) | |
---|---|---|---|---|---|
RDK 250-1 | 1972 год | 1980 год | 1390 | 6009 | |
RDK 250-2 | 1980 год | 1988 год | 6010 | 12049 | |
RDK 250-3 | 1988 год | 3.1990 год | 12050 | 13448 | |
RDK 250-4 Polar | 1990 год — 1991 год | специальный заказ, 6 штук, версия ХЛ (для северных районов с t до -60 °C) | |||
RDK 280-1 | 1978 год | 1981 год | 1440 | ||
RDK 300-1 | 1987 год | 1990 год | 3516 | 4073 | |
RDK 500-1 | 1987 год | 1987 год | 103 | 154 | |
RDK 580 | 1989 год | 1991 год | 5166 | 5166 | |
RDK 630-1 | 1989 год | 1991 год | 5167 | 5168 |
Кроме ГДР, краны RDK специально производились и поставлялись ещё для 16 стран: СССР, Чехословакия, Румыния,Венгрия, Польша, Марокко, КНР, Демократическая Республика Афганистан, Мозамбик, Колумбия, Заир, Сирия, СФРЮ, Австрия, Вьетнам, Гуайана[3].
Служба Импорта-Экспорта TAKRAF (подразделение TAKRAF Export-Import Außenhandel Berlin) для поставок своей продукции на территорию СССР использовала критерий — «для рынка СССР» (согласно действовавшим в те поры положениям регулирующих органов СССР — Госгортехнадзор СССР; соответствия принятым в стране требованиям по грузоподъёмности; потребности в тех или иных механизмах; а также использование некоторых узлов, сделанных в СССР — к примеру, двигателей и дизель-электростанций), в противном случае использовался другой критерий — «для рынков, кроме СССР» (с использованием требований и/или узлов, производившихся в других странах — например, Чехословацких двигателей).
Со стороны СССР, принимавшей организацией выступало Всесоюзное Объединение Машиноимпорт, г. Москва. Термину «для рынка СССР» соответствовали краны (и их модификации):
Все остальные краны (грузоподъёмностью 28, 30, 50 и 63 т) были предназначены «для рынков, кроме СССР».
Производители кранов стран, входящих в ЕС | ||
---|---|---|
Demag • FM Gru • Gottwald • Kirow Leipzig • Kranbau Eberswalde • Liebherr • Linden Comansa • Palfinger • Potain • Plasser & Theurer • TAKRAF • Zemag Zeitz |
Zemag Zeitz.