Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Автомобильная промышленность Белоруссии

15-10-2023

МАЗ — крупнейший производитель автомобилей в Белоруссии
Минский завод колёсных тягачей (МЗКТ)

Автомобильная промышленность — крупная отрасль машиностроения в Белоруссии.

Автомобильная промышленность в Белоруссии зародилась в 1944 году с основанием автосборочного завода в Минске, собиравший из поступавших по ленд-лизу машинокомплектов грузовые автомобили Ford, GMC, Chevrolet и другие. Вскоре на его базе был основан Минский автомобильный завод (МАЗ). Благодаря оборудованию, полученному по репарациям из Германии[1][2] и по линии UNRRA, был построен завод с полным циклом производства, на который было передано производство автомобилей с Ярославского автомобильного завода. Вскоре завод начал самостоятельно разрабатывать грузовые автомобили, в том числе специализированные.

БССР в составе СССР специализировалась на выпуске грузовых автомобилей, в том числе большой грузоподъёмности. Производство большегрузных самосвалов было передано на Белорусский автомобильный завод в Жодино, а выпуск тяжёлой техники двойного назначения — на Минский завод колёсных тягачей. В 1990 году на предприятиях БССР было выпущено 42 тысячи грузовых автомобилей.

С обретением независимости (1991) появилось и производство легковых автомобилей. В 2016 году в Белоруссии было собрано 10 360 легковых автомобилей[3].

История

БССР

До войны в БССР не существовало собственной автомобильной промышленности. В Советской Белоруссии существовало с 1930-х годов лишь несколько авторемонтных заводов и мастерских, например в Могилёве, Гомеле, Минске. В первые послевоенное годы Советским правительством было принято решение создать в БССР автомобильный и тракторный заводы. Таковыми стали Минский автозавод (МАЗ), производство грузовиков для которого было перенесено из Ярославля (ЯАЗ) и Минский тракторный завод (МТЗ), который изначально выпускал гусеничные трактора, а после колёсные универсальные.

В конце 1950-х годов, согласно плану спецификации[прояснить] автозаводов СССР, Минавтопромом было принято решение о переносе производства ряда моделей автомобилей МАЗ на другие автозаводы, в частности в Жодино (БелАЗ, карьерная техника) и Могилёв (МоАЗ, одноосные тягачи и аэродромные тягачи). Также, производство армейских тяжелых тягачей МАЗ-537 было перенесено в РСФСР, на завод колесных тягачей в Кургане. К 1960-м годам автомобильная промышленность БССР выпускала дорожные грузовики, одноосные тягачи, карьерные самосвалы грузоподъемностью от 27 до 40 тонн, а также многоосные шасси автомобильного типа для армии.

В 1970—1980-е годы продолжилось развитие автопрома БССР. В 1990 году только один Минский автозавод ежегодно выпускал до 40 тысяч грузовиков в год. Также был построен ряд заводов-смежников для автомобильной и тракторной промышленности в таких городах как Борисов, Осиповичи, Сморгонь, Руденск и др.

1990-е годы

Распад СССР трудно сказался, как на промышленности Белоруссии, так и на автомобилестроении Республики. Тем не менее, автомобилестроители стали искать новые связи, в том числе и за пределами СНГ. В 1990 году по лицензии словенского производителя на площадях МАЗа началось производство кузовов различного назначения, получивших позднее собственную марку «Купава». В 1991 году, как самостоятельное предприятие, был образован Минский завод колесных тягачей (МЗКТ). В 1993 году по лицензии немецкой фирмы Neoplan началось производство автобусов МАЗ, что дало Белоруссии собственное автобусостроение. Предприятие «Белкоммунмаш», занимавшееся в основном ремонтом электротранспорта, начало также производство собственных троллейбусов, а позже и трамвайных вагонов. В пригороде Минска, посёлке Обчак, в 1996 году открылся автосборочный завод Ford (ныне ЗАО «Юнисон»), на котором собирали Ford Escort и Ford Transit. В 1997 году было создано совместное белорусского-немецкое предприятие МАЗ-MAN, по выпуску грузовиков.

2000-е годы

В 2006 году ЗАО «Юнисон» начал сборку легковых автомобилей Iran Khordo Samand.

МАЗ, БелАЗ и МоАЗ создали ряд новых автомобилей. В 2005 году на Гомельском авторемонтном заводе начинается отверточная сборка автобусов «Богдан» Isuzu, но под собственной маркой «Радимич».

2010-е годы

В 2013 году на свободных площадях Борисовского завода «Автогидроусилитель» стартовало отверточное производство китайских автомобилей Geely. В том же году БелАЗ представил свою новинку карьерный самосвал грузоподъемностью 450 тонн, который был занесен в Книгу рекордов Гиннесса.

В 2017 году в Борисовском районе недалеко от Жодино было открыто новое сборочное производство БелДжи. В 2019 году филиал МАЗ Брестмаш начал сборку автобусов и фургонов китайской марки JAC под брендом «МАЗ».

Производство

Производство грузовых автомобилей в БССР и Республике Беларусь, шт[4][5][6]:
Графики временно недоступны из-за технических проблем.

Предприятия

Минский автомобильный завод

Магистральный седельный тягач МАЗ-5440М9.
Автобус МАЗ-203

Завод был основан в 1944 году как автосборочное предприятие, на котором собирались из машинокомплектов автомобили Ford, Chevrolet, GMC, Studebaker, поставлявшиеся по ленд-лизу в СССР.

В 1946 году началось строительство завода с полным циклом производства. В 1992 году МАЗ начал производство по лицензии автобусов Neoplan N4014[7]. Впоследствии заводом разработаны новые модели с широким использованием отечественных комплектующих — МАЗ-103 и другие.

Белорусский автомобильный завод

БелАЗ-75214

В состав холдинга входят:

  • ОАО «БелАЗ» — управляющая компания холдинга «БелАЗ-холдинг» (Жодино Минской области; более 12 тысяч работников)[8];
  • ОАО «Могилёвский автомобильный завод имени С. М. Кирова»[9];
  • СЗАО «Могилёвский вагоностроительный завод»[10];
  • ОАО «Кузлитмаш» (Пинск Брестской области; около 700 работников)[11][12];
  • ОАО «Слуцкий завод подъёмно-транспортного оборудования» (около 250 работников)[13];
  • ОАО «Стародорожский механический завод»[14].

Минский завод колёсных тягачей

Седельный тягач МЗКТ-750440.

Могилёвский автомобильный завод

Могилёвский автомобильный завод им. Кирова начал работу в 1935 году как авторемонтный завод. В 1939—1941 годах велось строительство авиамоторного завода, затем предприятие переоборудовано в локомобильный завод, а на выпуске строительно-дорожной техники специализируется с 1958 года. Выпускал автотягачи, самоходные скреперы, подземные самосвалы[15].

В настоящее время завод является частью холдинга БелАЗ как отдел подземной и строительно-дорожной техники[16][9][17].

Амкодор

ОАО «Амкодор» создано в 1991 году на базе минского завода «Ударник» и специализируется на выпуске дорожно-строительной и специальной техники.

Белкоммунмаш

Электробус модели Е321 производства Белкоммунмаш

В 1973 году в Минске был создан ремонтный трамвайно-троллейбусный завод. С обретением независимости остро встала проблема обеспечения городов Белоруссии новым электрическим пассажирским транспортом (троллейбусные системы существовали в семи городах, трамвайные — в четырёх). В 1993 году Минский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод начал готовиться к выпуску электротранспорта; производство троллейбусов АКСМ-100 началось в 1994 году, трамваев АКСМ-1М — в 2000 году, электробусов АКСМ-Е433 — в 2016 году[18]. Впоследствии модельный ряд значительно увеличился. В настоящее время на базе предприятия создан холдинг «Белкоммунмаш».

Опытный завод Нёман

В 1992 году в рамках программы конверсии началось производство лицензионной копии автобусов ЛиАЗ-5256 на ПРУП «Опытный завод „Неман“» (город Лида Гродненской области). Впоследствии были разработаны и запущены в серийное производство автобусы Неман-52012 и другие модели. В 2014 году завод стал филиалом МЗКТ, новое юридическое название — филиал «Автосборочный завод „Неман“» ОАО «Минский завод колесных тягачей».

Гомельский авторемонтный завод

Автобус Радзіміч А092 в Гомеле.

В середине 2000-х годов Гомельский авторемонтный завод (ГАРЗ) занялся сборкой автобусов малого класса и грузовых автомобилей на шасси Isuzu; автобусы продавались под торговой маркой «Радзіміч» (по названию славянского летописного племенного объединения IX—XII веков радимичей, населявших в том числе восток Гомельской области). Впоследствии начался выпуск пригородных автобусов.

Первоначально завод закупал большую часть комплектующих у украинского ОАО «Черкасский автобус» («Богдан») и завода Isuzu, но затем приступил к постепенному замещению иностранных комплектующих. В частности, на грузовые автомобили, собираемые из комплектов Isuzu, устанавливались двигатели Минского моторного завода; для автобусов в Белоруссии изготовлялись кузовы, пневматические системы, электрика, внутренняя отделка[19][20]. В 2006—2012 гг. завод выпустил около 1600 автобусов «Радзіміч», в 2013 году освоил выпуск автобуса А432 на метане[21].

В 2014 году завод признан банкротом.

Юнисон

Новые корпуса завода «Юнисон»

В середине 1990-х годов было основано совместное предприятие с компанией Ford — «Форд-Юнион» (сейчас — СП ЗАО «Юнисон»). В деревне Обчак Минского района был построен корпус для сборки автомобилей. После прекращения сотрудничества с Ford в 2000 году, предприятие занималось сборкой автомобилей Lublin и иранских Samand.
В 2014 году компания подписала соглашения с General Motors и PSA Peugeot Citroën, после чего началась сборка нескольких моделей Peugeot, Citroën, Cadillac XT5, Cadillac Escalade, Chevrolet Tahoe[22].

БелДжи

Geely Emgrand 7
Geely Coolray

В 2011 году было подписано соглашение о создании СЗАО «Белджи» с китайской компанией Geely (51 % акций совместного предприятия принадлежит ОАО «БелАЗ»), в рамках которого началось строительство автосборочного завода возле автодороги P53, между городами Жодино и Борисов Минской области; проектная мощность завода — 60 тыс. автомобилей в год[23]. Завод был официально открыт в ноябре 2017 года[24]; предполагается, что в 2018 году локализация производства должна составить 52 %. В 2023 году началось производство автомобилей под маркой BelGee основанных на автомобилях Geely. От оригинала они отличаются использованием белорусских и российских компонентов вместо китайских.

Прочие

  • ОАО «Брестмаш» — филиал Минского автомобильного завода. С конца 2019 года на предприятии началась сборка микроавтобусов МАЗ-281040 и фургонов МАЗ-365022 собираемых из комплектов китайского производителя JAC.
  • Могилёвтрансмаш — МАЗ-182 (производство так и не состоялось);
  • 140 ремонтный завод (Борисов) небольшими партиями выпускает вездеходы[25].

См. также

Примечания

  1. Рэпарацыі з Германіі ў БССР у 1945—1948 гг. // Белорусская государственность: истоки, становление, развитие (IX—XXI вв.). Материалы Республиканской научно-теоретической конференции (Минск, 29 июня 2017 г.). — Мн.: РИВШ, 2017. — С. 86.
  2. Архивировано 2 октября 2020 года.
  3. Промышленность Республики Беларусь. Статистический сборник. — Мн.: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2017. — С. 143.
  4. Республика Беларусь. Энциклопедия. — Т. 1. — Мн.: Беларуская Энцыклапедыя, 2005. — С. 519.
  5. Промышленность Республики Беларусь. Статистический сборник. — Мн.: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2018. — С. 141.
  6. Архивировано 12 июня 2021 года.
  7. оригинала 7 января 2018 года.
  8. Открытое акционерное общество «БЕЛАЗ»-управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» (ОАО «БЕЛАЗ»-управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ»)
  9. ↑ Филиал «Могилевский автомобильный завод имени С. М. Кирова» ОАО БелАЗ (Филиал «МоАЗ им. С. М. Кирова» ОАО БелАЗ)
  10. оригинала 24 мая 2018 года.
  11. оригинала 19 мая 2018 года.
  12. Открытое акционерное общество «Кузлитмаш» (ОАО «Кузлитмаш»)
  13. Открытое акционерное общество «СЛУЦКИЙ ЗАВОД ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ» (ОАО «СЛУЦКИЙ ЗАВОД ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ»)
  14. Открытое акционерное общество «Стародорожский механический завод» (ОАО «Стародорожский механический завод»)
  15. О предприятии. Дата обращения: 16 мая 2018. Архивировано 3 мая 2020 года.
  16. Отдел подземной и строительно-дорожной техники ОАО «Белорусский автомобильный завод»
  17. оригинала 19 мая 2018 года.
  18. Архивировано 7 января 2018 года.
  19. В добрый час, новый автобус А 421 «Радзимич»! Дата обращения: 16 мая 2018. Архивировано 18 мая 2018 года.
  20. оригинала 18 мая 2018 года.
  21. Архивировано 18 мая 2018 года.
  22. Белорусско-британское автомобильное предприятие «ЮНИСОН». Дата обращения: 16 мая 2018. Архивировано 3 января 2018 года.
  23. Завод «БелДжи» готов: мы увидели, как собирают Geely Wayback Machine // 18 декабря 2012
  24. оригинала 3 января 2018 года.
  25. Архивировано 28 ноября 2016 года.

Ссылки

Автомобильная промышленность Белоруссии.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28