17-07-2023
Инци́пит (лат. incipit — начинается, личная форма глагола incipere)[1] — начальные одно или несколько слов какого-либо текста, служащие для его идентификации, а также выполняющие функцию его названия (заголовка). В средневековых латинских рукописных текстах инципиты нередко выделялись красным цветом (киноварью). В музыкальной источниковедческой литературе (например, в тематических каталогах сочинений композиторов) инципитом называют начальную фразу (или первый отдел формы) музыкального произведения.
Идентификация текстов по инципиту вынужденно необходима в анонимных текстах (например, в теоретических трактатах Средних веков) с одинаковыми заголовками или вовсе без заголовков.
Содержание |
Следующие тексты широко известны под названиями-инципитами:
текст | церковнославянский инципит |
латинский инципит |
---|---|---|
Молитва Господня | Отче наш | Pater noster |
Псалом 50 | Помилуй мя, Боже | Miserere |
Песнь Симеона Богоприимца | Ныне отпущаеши | Nunc dimittis |
Песнь Богородицы | Величит душа моя Господа | Magnificat |
Символ веры | Верую | Credo |
Хвалебная песнь Амвросия Медиоланского |
Тебе Бога хвалим | Te Deum |
Среди других православных молитвенных песнопений, практически всегда называющихся по инципиту — «Богородице Дево», «Достойно есть», «Честнейшую херувим», «Господи, воззвах», «Царице моя преблагая»[2], «Агни́ Парфе́не»; среди католических — Аве Мария, Salve Regina (вместе с другими Богородичными антифонами), De profundis (Псалом 129), Gloria.
Инципиты широко употребляются в богослужебных книгах для указания того или иного текста, который необходимо петь (или читать) в соответствующем месте богослужения.
Книга Пролог получила своё славянское название по первому слову оригинального греческого текста (подзаголовка), воспринятого славянскими переводчиками как заголовок всего сборника.
Многие вокальные сочинения в современной концертно-исполнительской и музыковедческой практике именуются по инципитам их текстов — например, подавляющее большинство вокальных произведений И. С. Баха.
Ряд популярных оперных номеров широко известны именно по инципитам. Например, арию Калафа из оперы Дж. Пуччини «Турандот» реферируют (как в среде любителей музыки, так и в музыковедческой[3]) с помощью одного лишь её инципита «Nessun dorma», а каватину Нормы из 1-го акта одноимённой оперы В. Беллини — с помощью её инципита «Casta diva».
Инципиты текстов протестантских хоралов практически всегда выступают в качестве их названий (например, «Ein feste Burg ist unser Gott» — «Наш Бог — твердыня», «Wachet auf, ruft uns die Stimmе» — «Пробуждайтесь, голос к нам взывает»).
Множество народных песен широко известны по инципитам (например, «Во поле берёзка стояла», «Во саду ли, в огороде», «Ах, мой милый Августин»)[4].
Инципит.