01-05-2023
Катастрофа под Чиили | |
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время |
около 16:10 |
Характер | |
Причина |
Ошибка экипажа и служб УВД |
Место |
горы Карамурын, 35 км от Чиили, Кзыл-Ординская область (КазССР, СССР) |
Воздушное судно | |
Модель | |
Авиакомпания |
Аэрофлот (Казахское УГА, Чимкентский ОАО) |
Пункт вылета | |
Остановки в пути | |
Пункт назначения | |
Бортовой номер |
СССР-70737 |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
11 |
Экипаж |
2 |
Погибшие |
13 (все) |
Во вторник 6 февраля 1973 года в окрестностях Чиили потерпел катастрофу Ан-2 компании Аэрофлот, в результате чего погибли 13 человек.
Содержание |
Ан-2 с бортовым номером 70737 (заводской — 1G130-38) был выпущен заводом Антонова 1 октября 1970 года и на момент катастрофы имел 1268 часов налёта и 1797 посадок[1].
Самолёт выполнял транспортно-связной рейс из Чимкента в Кызымчек с пролётом Чулаккургана и обратно, обслуживая геологическую партию. Пилотировал его экипаж из 158-го лётного отряда, состоящий из командира (КВС) А. А. Попенко и второго пилота И. Ф. Белоцерковского. В 12:30 самолёт приземлился в Кызымчеке. Здесь на борт сели 11 пассажиров: 9 взрослых и 2 ребёнка. Затем в 13:05 самолёт взлетел и направился к Чимкенту[1].
В процессе полёта на борт был передан откорректированный прогноз погоды на участке от Чулаккургана до Чимкента, согласно которому горы Каратау, среди которых должен был проходить полёт, оказались закрыты низкими облаками. Данная погода была хуже установленного метеорологического минимума, поэтому в 14:14 Ан-2 приземлился в Чулаккургане в аэропорту местных воздушных линий. Здесь через диспетчера аэропорта Рассылбекова экипаж запросил у диспетчера в Чимкенте прогноз погоды по маршруту Чулаккурган — Даут — Чиили — Чимкент. Этот маршрут позволял обойти хребет Каратау, но не был предусмотрен полётным заданием. Согласно переданному прогнозу, на данном маршруте ожидалась сплошная кучево-дождевая облачность с отдельными разрывами и высотой 500—700 метров, а также отдельные разорвано-дождевые облака на высоте 200—300 метров над поверхностью земли, осадки, дымка, умеренный юго-западный ветер, болтанка, видимость 4—6 километров, кратковременно 2—4 километра. Такой полёт не соответствовал условиям для полёта на участке маршрута Чулаккурган — Даут, который проходил среди гор, но командир принял решение взлетать, на что диспетчер Рассылбеков дал диспетчерское разрешение[1].
В 14:45 экипаж вылетел из Чулаккурганского аэропорта, но связался с диспетчером не Чимкентского аэропорта, а Сузакского, которому в 15:10 доложил о пролёте Сузака. Это был последний сеанс связи с самолётом. Далее в районе горы Даут экипаж попал во вторичный холодный фронт, при этом небо было полностью затянуто дождевыми облаками высотой 100 метров, шёл снег, а видимость упала меньше 1000 метров. Но в таких условиях экипаж не стал поворачивать обратно, а продолжал полёт. Разворот на поворотный пункт Чиили был выполнен раньше времени, в результате чего пилоты теперь не знали своего точного местонахождения. Продолжая лететь в облаках, в районе 16:10 Ан-2 на высоте 454 метра и в 35 километрах северо-восточнее Чиили врезался в вершину гор Карамурын и взорвался[1].
Обломки самолёта были найдены только через два дня, 8 февраля. Все 13 человек на борту погибли[1].
Заключение: главной причиной катастрофы является столкновение самолёта со склоном горы вследствие нарушения требований НПП ГА-71, выразившихся в продолжении полёта при встрече метеоусловий, не соответствующих ПВП, и непринятие мер для выхода из опасного для полёта района с возвратом в пункт вылета или на запасной аэродром.
Сопутствующими причинами являются:
- неудовлетворительное руководство организацией и управлением полёта со стороны службы движения.
- неоправдавшийся прогноз погоды по маршруту полёта.
- низкий уровень организации лётной работы в 158 лётном отряде и полётов на МВЛ в Чимкентском ОАО.
Виновники:
- КВС Попенко — принял решение на вылет при погоде хуже предусмотренной для ПВП, не принял мер по выходу из опасного для полётов района при встрече метеоусловий, не соответствующих ПВП.
- Диспетчер МДП аэропорта Чимкент Жулидов — не запретил вылёт самолёта при отсутствии плана и обеспечения полёта по данному маршруту, не осуществлял руководства движением и не принял мер для возврата самолёта, зная, что прогноз погоды по маршруту не соответствует условиям полёта в горной местности.
- диспетчер КДП аэропорта Чулаккурган Рассылбеков — дал разрешение для выполнения полёта по маршруту, не предусмотренному планом и заданием на полёт при прогнозе погоды хуже установленного минимума.
- Инженер-синоптик АМСГ аэропорта Чимкент Олейник — составил прогноз погоды по маршруту с нарушением требований НМО ГА-66, который не оправдался по высоте облачности и горизонтальной видимости.
— [1]
← 1972 · Авиационные происшествия и инциденты 1973 года · 1974→ | |
---|---|
Рейс 6263 Аэрофлота (21 января) — Катастрофа в Кано (22 января) — Катастрофа под Чиили (6 февраля) — Рейс 141 Аэрофлота (19 февраля) — Рейс 114 Libyan Arab Airlines (21 февраля) — Рейс 630 Аэрофлота (24 февраля) — Рейс Х-167 Аэрофлота (28 февраля) — Рейс 307 Balkan (3 марта) — Рейс 2420 Аэрофлота (23 апреля) — Рейс 6551 Аэрофлота (11 мая) — Рейс 109 Аэрофлота (18 мая) — Катастрофа Ту-144 в Ле-Бурже (3 июня) — Рейс 512 Аэрофлота (30 июня) — Рейс 5385 Аэрофлота (9 июля) — Рейс 820 Varig (11 июля) — Рейс 816 PanAm (22 июля) — Рейс А-547 Аэрофлота (8 августа) — Рейс А-13 Аэрофлота (18 августа) — Рейс 3932 Аэрофлота (30 сентября) — Рейс 10178 Ф Аэрофлота (2 октября) — Рейс 964 Аэрофлота (13 октября) — Рейс 964 Аэрофлота (7 декабря) — Рейс 2022 Аэрофлота (16 декабря) — Рейс 5398 Аэрофлота (23 декабря) |
|
Выделена наиболее тяжёлая катастрофа года |
Катастрофа Ан-2 под Чиили.