13-05-2023
Рейс 964 Аэрофлота | |
Ту-104Б компании Аэрофлот |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время |
20:18—20:20 |
Причина |
Отказ навигационных приборов из-за сбоя в электропитании |
Место |
близ Яковлево, Подольский район Московской области (РСФСР, СССР) |
Координаты |
|
Воздушное судно | |
Модель | |
Авиакомпания |
Аэрофлот (Грузинское УГА, Тбилисский ОАО) |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Рейс |
964 |
Бортовой номер |
CCCP-42486 |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
114 |
Экипаж |
8 |
Погибшие |
122 (все) |
В субботу 13 октября 1973 года в Подольском районе Московской области при заходе на посадку в аэропорт Домодедово потерпел катастрофу Ту-104Б компании Аэрофлот, выполнявший рейс 964 (Кутаиси—Москва). Всего погибли 122 человека — крупнейшая катастрофа в истории Ту-104.
Ту-104Б с бортовым номером 42486 (заводской — 021504, серийный — 15-04) был выпущен Казанским авиазаводом 5 июля 1960 года, а 23 сентября передан Главному управлению гражданского воздушного флота, которое направило его в Тбилисский авиаотряд Грузинского УГА. Изначально авиалайнер имел салон на 100 мест, но позже был переделан в 115 местный. На момент катастрофы самолёт имел 16 250 часов налёта и 9776 посадок[1].
Пилотировал самолёт экипаж из 112 лётного отряда, состоящий из командира Георгия Курцидзе, второго пилота Кармена Ратиани, штурмана Бориса Енгояна, бортмеханика Деви Закариадзе и бортрадиста Гурами Ломинадзе. В салоне работали стюардессы Нубарова и Русова. Также в состав экипажа входил сопровождающий милиционер Чубинидзе. Всего на борту авиалайнера находились 114 пассажиров (при вместимости 115 мест), при этом 8 из них являлись безбилетниками, незаконно взятыми экипажем. В 18:10 рейс 964 вылетел из кутаисского аэропорта Копитнари и после набора высоты занял эшелон 10 000 метров[2].
В 19:52 Ту-104 вошёл в зону Московской районной диспетчерской службы (РДС), а в 19:52:26 экипаж получил от авиадиспетчера указание снижаться к ОПРС Венёв до высоты 4200 метров, а затем до 3600 метров. В 20:01:24 Ту-104 прошёл Венёв, а в 20:07:39 — Туменское, летя при этом на высоте 3600 метров с приборной скоростью 460 км/ч. Далее на скорости 400 км/ч и с вертикальной скоростью от 2 до 5 м/с авиалайнер начал снижаться по направлению к ДПРМ, а в 20:10:39 экипаж доложил о снижении с 1500 метров до 1200. В ответ диспетчер дал им указание занимать высоту 1200 метров, а также что посадка будет осуществляться по курсу 137° на левую ВПП. Над самим аэропортом небо в это время было полностью затянуто тучами с нижней границей 100 метров, шёл дождь, видимость составляла 2400 метров а температура воздуха — около 1 °C[2].
В 20:12:55 диспетчер дал разрешение снижаться до 400 метров, а через 26 секунд с самолёта доложили о прохождении высоты 900 метров, находясь при этом в 11 километрах от полосы аэропорта Домодедово. В 20:13:28 экипаж доложил, что они заняли курс 317° (противоположный посадочному), а в 20:15:23 они прошли траверз ДПРМ, находясь при этом в 13 километрах от полосы (11 километров от локатора). В 20:15:55 пилоты передали о занятии высоты 400 метров, а также что у них начали плохо работать компасы. Через 30 секунд в 19 километрах от полосы на скорости 380—400 км/ч с выпущенными шасси авиалайнер начал выполнять третий, правый, разворот. После этого экипаж на связь не выходил и на вызовы не отвечал[2].
В районе между 20:18 и 20:20 на высокой скорости летящий по курсу 143° Ту-104 под углом 25—30° и с левым креном около 70—80° с вертикальной скоростью 50 м/с врезался в поле в Подольском районе Московской области. Лайнер упал в километре к западу от деревни Яковлево и в 16,3 километров северо-западнее (азимут 303°) торца взлётно-посадочной полосы (19,6 километров от КТА). Разброс обломков составил 248 на 180 метров, а также были порваны идущие рядом линии электропередач, что обесточило ряд деревень. Все 122 человека (8 членов экипаж и 114 пассажиров) на борту рейса 964 погибли[2]. Это самая смертоносная катастрофа в истории Ту-104[3].
По данным комиссии, поначалу правый разворот выполнялся в нормальном режиме, при этом правый крен достигал 40°. Но через 26 секунд пилоты стали уменьшать правый крен, однако пилотажно-навигационные приборы, включая курсовую систему и авиагоризонты, перестали двигаться. Находясь в темноте в облаках, экипаж не мог определить своё положение по наземным ориентирам. Пытаясь уменьшить правый крен, пилоты не заметили, как начали вводить самолёт во всё увеличивающийся левый крен, который вскоре дошёл до 70°, затем перешедший в крутую ниспадающую левую спираль. Пытаясь замедлить падение, пилоты полностью потянули штурвалы на себя, а также увеличили мощность двигателей, но не знали о большом крене, тем самым не сумев предотвратить быстрое снижение[2].
Причиной сбоя приборов стало нарушение их электропитания переменным током (36 В, 400 Гц). Точная причина этого определена не была, есть лишь предположения, что либо отказал переключатель управления преобразователем (ПТ-1000ЦС) или нарушился контакт в его минусовой цепи, либо произошло межфазное короткое замыкание в контакторе подключения рабочего преобразователя на шинах 36 вольт[2].
Стоит отметить, что представители министерства авиапромышленности (МАП) заявили о том, что в течение 17 лет эксплуатации Ту-104 не было случаев, чтобы происходил отказ питания переменным током от преобразователей. По мнению представителей МАП, произошло непреднамеренное или случайное выключение переключателя ППН-45 предметом, висящим на крючке электрощитка бортрадиста, либо одним из восьми незаконных пассажиров, которые по всей вероятности находились в кабине. Бортрадист же своевременно не заметил, что произошло отключение питания. Помимо этого, на данном самолёте, в нарушение сервисного бюллетеня, на данном переключателе не была установлена защитная ограждающая скоба[2].
Хотя в тот день день погода и предрасполагала к обледенению, максимальное отложение льда на крыльях не могло превышать 4—5 миллиметра. Таким образом, обледенение привести к катастрофе не могло[2].
|
Катастрофа Ту-104 под Домодедово.