03-09-2023
Политика — Портал:Политика |
Латвия |
Эта статья — часть серии: |
|
Конституция Латвийской Республики или Сатверсме (латыш. Latvijas Republikas Satversme) — основной закон Латвии.
Содержание |
Конституция принята Учредительным собранием 15 февраля 1922 года при пяти воздержавшихся (представителях Латгальской христианской крестьянской партии[1]), и вступила в силу 7 ноября 1922 года. Разрабатывая Конституцию, депутаты главным образом руководствовались Веймарской конституцией Германии[2]. 15 мая 1934 года в результате переворота, осуществленного президентом министров Карлисом Улманисом, действие Конституции было частично отменено. После включения Латвии в состав СССР в 1940 г. Конституцию сменила Конституция (Основной Закон) Латвийской ССР, которая была заменена на новую в 1978 году.
4 мая 1990 года Верховный Совет Латвийской ССР 138 голосами из 201 при 1 воздержавшемся (значительная часть депутатов не участвовала в голосовании) провозгласил восстановление независимости Латвийской Республики и возобновление действия статей 1, 2, 3 и 6 конституции 1922 года. Полностью Конституция была восстановлена в силе 6 июля 1993 года, при начале деятельности Пятого Сейма (до того в мере, не противоречившей её статьям 1, 2, 3 и 6, действовали также положения конституции Латвийской ССР с позднейшими поправками; сообщение Сейма о вступлении Конституции в силу в полном объёме подписали 98 депутатов из 100[3]). Латвия — единственная из восточноевропейских стран, которая после ухода от реального социализма восстановила довоенную конституцию[4].
В 1998 году Конституция была дополнена разделом о правах человека (аналогичный раздел разрабатывался при разработке конституции как её вторая часть, но её проект был отклонён Учредительным собранием в апреле 1922 года[5]). После исключения статьи 81 в 2007 году Конституция состоит из 115 статей, с 1 по 116.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Латвии, наравне с собственно Конституцией Латвийской Республики, нормами конституционного ранга признаются «нормы Декларации о Латвийском государстве от 27 мая 1920 года, Декларации независимости и Конституционного закона [от 21.08.1991.] постольку, поскольку они не заменены нормами Конституции»[6].
Поправки к Конституции (как и обычные законопроекты) имеют право вносить президент, правительство, комиссии Сейма, не менее 5 депутатов Сейма, а также одна десятая часть избирателей (ст. 65). Их принимает Сейм в трёх чтениях большинством не менее двух третей голосов присутствующих депутатов при кворуме в две трети членов Сейма. Изменения статей 1, 2, 3, 4, 6 или 77 Конституции, а также внесённые 10 % избирателей, но не принятые Сеймом проекты поправок, выносятся на референдум. Для принятия поправок на референдуме требуется, чтобы их поддержало большинство лиц, имеющих право голоса (ст. 76-79).
Подача поправок избирателями предусматривает сначала сбор инициаторами 10 000 нотариально заверенных подписей, затем — организованный ЦИК сбор подписей. Если в сумме собраны подписи 10 % избирателей, поправки поступают на рассмотрение Сейма[7].
Президент имеет также право (ст. 47) вносить на рассмотрение Сейма инициативы не в форме законопроектов.
По состоянию на декабрь 2011 года, были внесены следующие поправки:
Весной 1934 года по инициативе Латышского крестьянского союза Сейм рассматривал проект поправок, расширявших полномочия президента и отменявших неприкосновенность депутатов Сейма. Когда ключевые положения проекта были отклонены Сеймом, лидер ЛКС, премьер-министр К. Улманис, совершил государственный переворот.
В 2008 году на референдум были вынесены поправки, распространявшие применение референдума на вопрос о досрочном роспуске парламента, но референдум (англ.) был признан несостоявшимся из-за низкой явки.
В 2011 году объединением «ВЛ!»-«ТБ»/ДННЛ проект поправок о полном переходе на латышский язык в публичных школах[8] был доведён до этапа сбора подписей, организованного ЦИК.
В 2011 г. президент В. Затлерс представил в порядке статьи 47 на рассмотрение Сейма инициативу поправок, предусматривающих расширение полномочий президента и усложнение процедуры его импичмента.[9]
В ответ на поправки «ВЛ!»-«ТБ»/ДННЛ в марте 2011 года ряд общественных и политических организаций начал сбор подписей за поправки к статьям 4, 18, 21, 101 и 104 Конституции о введении русского языка как второго государственного[10], к 19 апреля собрав под поправками требуемые 10 000 нотариально заверенных подписей.[11] В ноябре начался сбор подписей, организованный ЦИК[12]. Поправки были отклонены Сеймом и переданы на референдум.
В конце 2011 года в Сейм внесёны и переданы на рассмотрение комиссиям: проект поправок к статьям 36 и 85 об отказе от закрытых голосований в Сейме по назначению и отзыву должностных лиц[13] (подан группой депутатов от ПРЗ) и проект поправки к статье 66 о финансовой стабильности (подан Кабинетом министров).[14]
В 2012 году СЗК инициировал поправки о запрете референдумов, «угрожающих латвийской государственности»[15].
Это заготовка статьи о Латвии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Это заготовка статьи по конституционному праву. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
|
|
---|---|
Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония |
|
Зависимые территории | |
Непризнанные и частично признанные государства | |
¹ Частично или полностью в Азии, в зависимости от проведённой границы • ² В основном в Азии
|
Конституция Латвии.