10-05-2023
«Савёловская» | |
---|---|
Большая кольцевая линия | |
Московский метрополитен | |
Зал станции | |
Район | Савёловский, Бутырский |
Округ |
Северный, Северо-Восточный |
Расположение | Бутырки |
Дата открытия | 30 декабря 2018 года[1] |
Проектное название | «Нижняя Масловка» |
Тип | Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения |
Глубина заложения, м | 63[2], 64[3] или 65[4][5] |
Количество платформ | 1 |
Тип платформы | островная |
Длина платформы, м | 163[6][7] |
Ширина платформы, м | 19[6][7] |
Архитекторы |
Руководитель — Шумаков Н. И. Авторы — Орлов А. Ю., Волович В. С., Расстегняева Н. В., Сычёва В. О., Рзянин Д. С., Солдатов Т. Ю. |
Станцию возвело |
Мосинжпроект (Генподрядчик) Ингеоком (Подрядчик) Мосметрострой (Подрядчик) СМУ-8 Метростроя (Субподрядчик) |
Переходы на станции |
Савёловская Савёловский вокзал Савёловская |
Выход к улицам | Нижняя Масловка и Бутырская |
Наземный транспорт | А: м40, 72, 82, 87, 379, 382, 384, 447, 466, с543, 727, т29, т56, т78 |
Код станции | Нм[комм. 1] |
Соседние станции | Петровский парк и Марьина Роща |
Медиафайлы на Викискладе |
«Савёловская» — станция Московского метрополитена на Большой кольцевой линии. Связана пересадкой с одноимённой станцией на Серпуховско-Тимирязевской линии. Своё название получила по Савёловскому вокзалу. Расположена на границе Савёловского и Бутырского районов (САО и СВАО) под улицей Нижняя Масловка. Открыта 30 декабря 2018 года продлением совмещённого участка Солнцевской и Большой кольцевой линии на один перегон[1]. Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой.
24 июня 2008 года постановлением Правительства Москвы на основании предложения городской межведомственной комиссии по наименованию территориальных единиц, улиц и станций метрополитена было утверждено название «Нижняя Масловка»[8][9]. В конце октября (или в августе[10]) 2018 года это проектное название заменено на «Савёловская»[11].
По первоначальным планам, станция должна была открыться к 2015 году[9]. В 2011 году появились планы открыть станцию в 2014 году[12][13], но через год дату открытия вновь перенесли на 2015 год. В октябре 2014 года открытие было перенесено сначала на 2016 год[14], в августе 2015 года новым сроком открытия был назван 2017 год[15], а всего через 2 месяца, в октябре 2015 года — уже 2018 год[16].
В начале мая 2018 года заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин сообщил, что станцию планируется открыть в середине декабря 2018 года.
21 июля 2018 года было объявлено о переносе предполагаемой даты открытия станции на начало 2019 года[17][18].
В августе 2018 года в СМИ станция фигурировала под новым названием «Савёловская», при этом в качестве возможного срока открытия вновь стал рассматриваться конец этого же года[10].
30 декабря 2018 года станция была открыта для пассажиров мэром Москвы Сергеем Собяниным[1].
25 января 2019 года открыли второй вестибюль станции, выходящий непосредственно к Савёловскому вокзалу[19][20].
С момента открытия станция являлась частью двух маршрутов: Солнцевской и Большой кольцевой линии. После возобновления работы станции метро «Деловой центр» 12 декабря 2020 года, движение Солнцевской линии по участку «Хорошевская» — «Савёловская» прекратилось.
1 апреля 2021 года, после открытия станций «Народное Ополчение» и «Мнёвники», на Большой кольцевой линии было организовано вилочное движение: часть поездов следует до станции «Деловой центр», а часть — до «Мнёвников» (с 7 декабря 2021 года — до «Каховской», а с 1 марта 2023 года, после замыкания БКЛ — по кольцу против часовой стрелки). Осенью 2023 года движение по маршруту «Савёловская» — «Деловой центр» будет прекращено с связи с закрытием станций «Шелепиха» и «Деловой центр» (точная дата неизвестна)[21].
С 23 июля по 15 августа 2022 года станция была закрыта в связи с подготовкой к присоединению нового участка Большой кольцевой линии[22].
Станцию изначально планировалось построить горнопроходческим способом (два тоннеля — для движения поездов и один — для платформенной части «Нижней Масловки»). Проектной компанией «Геодата Инжиниринг» предлагались технологии, предполагающие односводчатую конструкцию. Проектировщики считали, что такой метод позволил бы построить станцию не за 36 месяцев, а за 24[23]. Однако в конечном итоге выбор сделан в пользу горного способа строительства[3].
Генеральный проектировщик и генеральный подрядчик по строительству — АО «Мосинжпроект».
|
Станция расположена вблизи улиц Нижней Масловки и Бутырской и является пересадочной на станцию «Савёловскую» Серпуховско-Тимирязевской линии[9] и Савёловский вокзал (прямой выход открыт 27 января 2019 года), к 2020 году планируемого к преобразованию в остановочный пункт МЦД[30]. Пассажиры входят и выходят через два подземных вестибюля[31] к железнодорожным платформам Савёловского вокзала, платформе Савёловская (соединительной линии) и на обе стороны Бутырской улицы[4].
Рядом со станцией будет возведён транспортно-пересадочный узел «Савёловская», первый этап строительства которого предполагалось завершить к запуску станции Большой кольцевой линии[2].
На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта[32]:
Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения, глубиной 63[2], 64[3] или 65 м[4][5][33]. Сообщалось, что это будет последняя станция глубокого заложения в Москве[34], однако позже было решено, что станции «Марьина Роща» и «Рижская» тоже будут глубокого заложения.
Неотделанные тюбинги как элемент дизайна станции
Светильники в центральном зале
Труба, проложенная параллельно путям под тюбингами
Указатель в направлении станции «Петровский парк» (до 2021 года)
Название на путевой стене
Выход на Бутырскую улицу и в подземный переход возле Савёловского вокзала
Общий вид станции
Эскалатор в вестибюле на Бутырской улице
Общий вид вестибюля на Бутырской улице
Станция оформлена в серой цветовой гамме, в цвет Серпуховско-Тимирязевской линии, на которую осуществляется пересадка[16]. Отделка станции выполнена с использованием серого и белого мрамора, а также серого и чёрного гранита. Отделка путевых стен и части поверхностей пилонов представлена в виде необлицованных тюбингов, покрытых прозрачными панелями, что по замыслу проектировщиков должно напоминать «стеклянный тоннель с алюминиевым каркасом»[7]. Над порталами, ведущими из центрального зала на посадочные платформы, написаны названия станции на русском и английском языках.
За станцией имеется шесть стрелочных переводов, перекрёстный съезд, два станционных пути для оборота и отстоя подвижного состава. Один из станционных путей (3 путь) переходит в служебную соединительную ветвь к Серпуховско-Тимирязевской линии[35]. 23 октября 2017 года было объявлено, что строительство оборотных тупиков завершено[2].
Савёловская (станция метро, Большая кольцевая линия).