13-10-2023
В праславянском языке ударение было подвижным и музыкальным, однако в большинстве современных славянских языков оно сильно изменило свой характер. Музыкальный характер ударение сохранило только в сербохорватском и словенском языках, однако в сербохорватском ударение систематически сместилось на один слог ближе к началу слова. Восточнославянские, болгарский, словинский и кашубский языки сохранили подвижность ударения, но музыкальное ударение в них сменилось динамическим. В чешском, словацком, польском, лужицких и македонском языках ударение утратило как подвижность, так и музыкальный характер[1]. Для последней фазы существования праславянского языка реконструируют два исконных тона — акут (восходящая интонация, по версии В. А. Дыбо, восходяще-нисходящая) и циркумфлекс (нисходящая интонация) и один инновационный — новый акут, появившийся а результате передвижения ударения[2][3][4]. У праславянских существительных выделяют три акцентные парадигмы, которые возникли из двух первоначальных парадигм, одна была с неподвижным ударением на первом слоге, а другая с подвижным[5].
Содержание |
Интонационные различия в слогах такого типа косвенно сохранились и в языках-потомках праславянского. Слоги с акутовой интонацией (англ.) дали ударение на втором слоге в полногласных сочетаниях в восточнославянских языках, долготу в чешском, краткое нисходящее ударение в сербском; слоги с циркумфлексной интонацией — ударение на первом слоге в полногласных сочетаниях в восточнославянских языках, краткость в чешском, долгое нисходящее ударение в сербском[6].
литовский | русский | чешский | сербохорватский | словенский |
---|---|---|---|---|
var̃nas | во́рон | vran | вра̂н | vrân |
várna | воро́на | vrána | вра̏на | vrána |
Праславянские акцентные парадигмы (на примере существительных -ā-склонения)[7]:
Акцентные парадигмы | a | b | c |
---|---|---|---|
И. ед. | síla | žená | rǫká |
Р. ед. | síly | žený | rǫký |
Д. ед. | sílě | ženě́ | rǫ́cě |
В. ед. | sílǫ | ženǫ́ | ŕkǫ |
Тв. ед. | sílojǫ | ženójǫ | rǫkojǫ́ |
М. ед. | sílě | ženě́ | rǫcě́ |
И., П. дв. | sílě | ženě́ | rǫ́cě |
Р., М. дв. | sílu | ženú | rǫkú |
Д., Тв. дв. | sílama | ženáma | rǫkáma |
И. мн. | síly | žený | rǫ́ky |
Р. мн. | sílъ | žénъ | rǫ́kъ |
Д. мн. | sílamъ | ženámъ | rǫkámъ |
В. мн. | síly | žený | rǫ́ky |
Тв. мн. | sílami | ženámi | rǫkámi |
М. мн. | sílaxъ | ženáxъ | rǫkáxъ |
Термин «новый акут» («новоакутовая интонация») был введён в науку Я. Розвадовским[8]. Новый акут возник из циркумфлексной интонации в результате метатонии в некоторых положениях. Новый акут сохраняется в чакавских и кайкавских диалектах в виде долгого восходящего ударения, в штокавских диалектах в виде долгого нисходящего ударения (старый акут в сербохорватском языке перешёл в краткое нисходящее ударение), в словенском, чешском и восточнославянском языках новый акут совпал со старым[9].
Праславянский язык | |
---|---|
Фонетика | |
Морфология | Существительное • Местоимение • Прилагательное • Числительное • Глагол |
Лексика | Заимствования в праславянском языке |
Ударение в праславянском языке.