Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Цыгане в России

09-05-2023

(перенаправлено с «Цыгане в России»)
Перейти к: навигация, поиск
Русские цыганки из состоятельной московской семьи

Русские цыгане, самоназвание ру́ска рома́ — цыганская субэтническая группа, входящая в группу цыган-рома. Сформировалась в Северо-Западной части России из иммигрировавших в XVIII веке в страну польских цыган. Является самой многочисленной цыганской этногруппой в России, где в основном и проживает.

Изначально были известны как «халадытка рома» (то есть «армейские цыгане», «цыгане-солдаты»), пока не выделились в особую цыганскую группу.

Диалект русских цыган отличается преобладанием заимствований немецких, польских и русских слов, а также использованием некоторых заимствованных из русского языка приставок и суффиксов.

Традиционно занимались коневодством, пением, танцами, музицированием, гаданием. В настоящее время русские цыгане — одна из самых образованных цыганских этногрупп с широким спектром профессий. Заметно отличились в музыкальной области; стоят у истоков цыганского романса.

Участие в российской истории

В 1774 году граф А. Г. Орлов-Чесменский выписал в Москву из Валахии первую цыганскую капеллу, которая впоследствии развилась в хор и положила начало профессиональному цыганскому исполнительству в России, существенно повлиявшему на развитие русской народной музыкальной и романсовой культуры[1].

В начале XIX века крепостные цыганские хоры были освобождены и начали самостоятельную деятельность в Москве и Санкт-Петербурге. В течение всего XIX века, а также в начале XX века были в России в большой моде. Известны случаи, когда дворяне брали хоровых цыганок в жёны.

В 1812 году, в связи со вторжением французских войск, общины русских цыган Москвы и Санкт-Петербурга добровольно жертвовали крупные суммы денег на содержание российской армии, а также лучших коней для кавалерии. Цыганская молодёжь отправилась служить в уланские полки.

В конце XIX века в Малом театре даёт представления цыганская театральная труппа Шишкина. К этому времени русские цыгане уже значительно интегрированы в российское общество и представлены в таких сословиях, как крестьянство, мещанство, купечество. Множество семей ведут оседлый образ жизни.

Отдельные представители цыганской молодёжи после революции участвовали в Гражданской войне как на стороне Красной Армии, так и на стороне Белой Армии. В результате прихода к власти большевиков многие оседлые купеческие семьи бросают имущество и уходят в кочевье — кочевых цыган власть автоматически относит к категории бедноты.

В конце 1920-х — начале 1930-х годов в СССР происходит выработка литературной цыганской нормы на базе диалекта русских цыган. У истоков появившейся цыганоязычной литературы и прессы стоят, в основном, русские цыгане.

В 1931 году в Москве создан цыганский театр «Ромэн». Среди его основателей — русские цыгане, так же, как и большая часть его актёров.

Начиная с 1933 года, цыгане подвергаются репрессиям со стороны властей. Цыганоязычная пресса и литература в 1930-х закрывается.

Во время Великой Отечественной войны русские цыгане по призыву и добровольно отправляются в армию. Они участвуют в боевых действиях в качестве рядовых, офицеров, танкистов, артиллеристов, лётчиков, шофёров, кавалеристов, разведчиков, медицинских работников. Подростки и старики партизанят. Цыганские артисты (в основном, женщины) выступают на передовой, дают шефские концерты в госпиталях. Огромное количество цыган, в том числе русских, погибает на оккупированных территориях в результате геноцида немецких оккупантов, на фронте, в блокадном Ленинграде.

После войны нарастает популярность цыганской музыки. Театр «Ромэн», цыганские певцы и цыганские ансамбли процветают. Цыгане СССР начинают воспринимать культуру русских цыган как базовую цыганскую культуру.

После указа о запрете кочевья (1956 год) происходит вторая волна оседания русских цыган.

В 1980-х некоторые представители цыганских артистических семей вносят заметный вклад в «неформальную» музыку: джаз (Валентина Пономарёва), Нора Иванова, рок (Валентина Пономарёва, Михаил Жемчужный-младший), шансон (Алексей Дулькевич-младший).

В 1990-х популярность музыки русских цыган значительно уменьшается и в наше время сужена до узкой сферы любителей жанра.

Культура

Традиционный костюм русской цыганки состоит из рубашки и юбки (или нескольких юбок), может также дополняться накинутой на плечи или повязанной на корпус или бёдра шалью. Замужняя русская цыганка носила также платок на голове и фартук. Очень ценился цветочный узор ткани. Цыганок, носящих традиционный костюм, можно встретить и в наши дни.

Традиционный костюм русского цыгана копировал русскую купеческую моду, и состоял из свободных штанов, свободной рубахи, жилета, сапог и картуза; сейчас его можно увидеть на артистах, за исключением картуза. Сапоги считались отличительным признаком юношей и мужчин, мальчики их не носили. Ещё одним признаком считался кнут. Его не покупали, а делали сами или получали в дар. Кнут считался ценным наследством. По поверьям, в нём сохранялась удачливость барышника.

Музыкальное и танцевальное искусство русских цыган значительно развито, оно заметно отличается от музыки и танцев других цыган. Танцы и песни русских цыган исполняют многие цыгане России, Украины и Беларуси. В то же время, оно молодо и появилось и развилось в течение XIX—XX веков; многие авторы песен, считающихся народными, всё ещё живы.

См. также

Примечания

  1. Цыганское пение. Энциклопедия эстрады и цирка

Библиография

  • Племя кочевое. Николай Бессонов. National Geographic Россия (журнал), № 4 2007.
  • История цыган. Новый взгляд Н.Бессонов, Н.Деметер, Воронеж, 2000 ISBN 5-89981-180-3
  • Язык цыганский весь в загадках. Народные афоризмы русских цыган из архива И. М. Андрониковой Сост, подгот. текстов, вступит. статья и справочный аппарат С. В. Кучепатовой. СПб, «Дмитрий Буланин», 2006
  • Многонациональный Петербург: История. Религии. Народы Науч. Ред. И. И. Шангина. Санкт-Петербург, «Искусство-СПБ», 2002
  • Цыганская трагедия. Вооружённый отпор. Николай Бессонов. Издательский дом «Шатра», 2010 ISBN 978-5-86443-161-0
  • Репертуары цыганских хоров старого Петербурга. К. Бауров. Санкт-Петребург, 1996
  • И. Ром-Лебедев. От цыганского хора к театру «Ромэн». М.: Искусство, 1990
  • Цыганское музыкальное исполнительство и творчество в России. Т. Щербакова. М.: Музыка, 1984
  • К истории "цыганского пения в России. Б. Штейнпресс. М.: Государственное музыкальное издательство, 1934

Ссылки

  • Костюм незамужней русской цыганки
  • История цыганской диаспоры Санкт-Петербурга. Николай Бессонов
  • Жизнь хоровых цыган
  • Книга памяти (фрагмент). Николай Бессонов
  • Статьи Илоны Махотиной о фольклоре русских цыган на сайте «Российский центр исследований цыганской культуры»
  • Миф о цыганском единстве. Николай Бессонов
  • О положении цыган в России (ПРИЛОЖЕНИЕ к альтернативному докладу НПО «Об исполнении Российской Федерацией Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств»)
  • Доклад МХГ "Национализм, ксенофобия и нетерпимость в современной России РАЗДЕЛ 4. НАИБОЛЕЕ УЯЗВИМЫЕ ГРУППЫ Положение цыган
  • Владимир Лузин. Калининградское дело. Записки юриста
  • Сергей НЕХАМКИН Таборы и колхозы. Как в 1930-е цыган «сажали на землю»
  • Н. В. Бессонов ЦЫГАНЕ ПОД СЕНЬЮ РУБИНОВЫХ ЗВЕЗД
  • Цыганский Московский ансамбль Русска Рома
  • Смирнова-Сеславинская М. В., Цветков Г. Н. Антропология социокультурного развития цыганского населения России. М.: ФГУ ФИРО, 2011. — 129 с.
  • Чалора Карат. 200-лет цыганского исполнительства в России. «Рром п-о дром», № 6-7/1994, стр. 8


Цыгане в России.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28