30-05-2023
Navy Mark IV (модель 3 тип 1[1]) — скафандр, использовался в космических полетах по программе Меркурий. Это высотный скафандр для всего тела, разработанный «B.F. Goodrich Company» и первоначально использовался американским флотом для пилотов при высотных полетах самолетов-истребителей (предыдущие модели). Этот скафандр использовался астронавтами во всех полетах по программе Меркурий.
Содержание |
Скафандр был разработан Расселом Колли (спроектировал и создал, такой носил летчик Уайли Пост) как средство жизнеобеспечения при полетах в пределах земной атмосферы в примитивных, негерметичных высотных реактивных истребителях, разработанных американскими Воздушными силами и американским флотом после Корейской войны. Скафандр Navy Mark IV начал использоваться в конце 1950-х годов. До появления Марка-4 флот создавал различные типы полных скафандров из этого ряда, но у всех вариантов до Марка-4 были сложности с подвижностью и большой вес. Вариант Марк-4 решил проблемы подвижности использованием упругого шнура, который исключал вздутие скафандра, и был самым легким скафандром, разработанным для военных. Самое серьезное испытание скафандра произошло 4 мая 1961 года во время полета на воздушном шаре Малкольма Росса и Виктора Прэтэра из лаборатории Strato-V в не герметичной гондоле на высоту 34 км 670 м. С появлением герметичных кабин у воздушных шаров, отпала необходимость в полном скафандре Марк-4 и «David Clark Company» по контракту с американскими ВВС и Национальным Консультативным комитетом по Аэронавтике (позже NASA), стала разрабатывать новый скафандр для самолета-ракеты Х-15.
Когда NASA начало разрабатывать Проект Меркурий в 1958 году, появилась одна из первых задач — наличие скафандра, который защитил бы астронавта в случае внезапной разгерметизации капсулы в космическом полете. NASA сравнило скафандр морских ВВС Марк-4 и высотный скафандр для самолета Х-15, и выбрало Марк-4, потому что он был не такой большой как у Дэвида Кларка и в него легко было внести изменения, ориентируясь на его новую космическую роль. Для проекта Меркурий NASA потребовало внести несколько изменений в скафандр морских ВВС Марк-4:
У каждого астронавта было три скафандра: один для обучения, один для полета, и один — резервный. Этот комплект стоил 20 000 долларов и в отличие от военных скафандров Марк-4, подгонялся каждому астронавту индивидуально. Ни один из скафандров не подвел во время космических полетов[2]. Ни одна капсула Меркурия никогда не разгерметизировалась, таким образом скафандры никогда не раздувались после старта. Единственный связанный со скафандром инцидент был связан с входным клапаном вентиляции, который чуть не привел к гибели астронавта Вирджила Гриссома в конце полета Меркурий-Редстоун-4. После приводнения в Атлантическом океане с капсулы сорвало люк и она начала заполняться водой, вынуждая Гриссома покинуть корабль, а скафандр, присоединенный к системам корабля не позволял это сделать быстро, а в дальнейшем мешал плыть. Самые частые жалобы у астронавтов на скафандр были связаны с дискомфортом из-за плохого температурного режима и невозможностью повернуть голову вместе с гермошлемом.
После полета МР-3 в мае 1961 года, скафандр Меркурий претерпел несколько изменений, был улучшен, главным образом в области комфорта и подвижности. Эти изменения включали:
В подготовке к заключительному полету по программе Меркурий МА-9, которым управлял Гордон Купер, скафандр подвергся большому количеству модификаций, прежде всего — замена кожаных ботинок, теперь они были включены непосредственно в скафандр. Другие изменения касались подвижности плеча и гермошлема. Новая автоматика избавила астронавта от необходимости нажимать левой стороной скулы на кнопку подачи кислорода, были добавлены новые микрофоны и новый термометр (был заменен ректальный термометр, используемый в предыдущих полетах). Купер отказался от выпуклого зеркала и спасательного жилета. Шепард, который был дублером Купера, имел такой же скафандр для полета, но в следующем, правда отмененном полете Меркурий-Атлас-10 астронавт должен был носить скафандр со всеми дополнениями. Меркурий-Атлас-9 был последним полетом со скафандром Меркурий.
После завершения программы Меркурий Mark IV использовался как первый вариант при разработке скафандра для программы Джемини, но из-за многих улучшений высотного скафандра X-15 и большего размера корабля Джемини, а также необходимости выхода в открытый космос, скафандр Меркурий был поэтапно выведен из NASA и заменен основной версией G3C скафандра X-15. С тех пор NASA обращалось либо к «David Clark Company, ILC Дувр, Гамильтон Сандстрэнд», либо к «Oceaneering International» для всех изменений скафандра. После окончания программы Меркурий «B.F. Goodrich Company» могла быть привлечена только для производства шин посадочного устройства Шаттла, но это было сделано Michelin.
Программа «Меркурий» | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Полёты |
|
|||||
Подпрограммы | ||||||
Ракеты-носители |
Атлас-LV-3B · Редстоун · Блю-Скаут-2 · Биг Джо · Литл Джо · Юпитер |
|||||
Меркурий 13 · Меркурий 7 · Navy Mark IV |
Пилотируемые космические полёты | |
---|---|
СССР и Россия | |
США |
Меркурий (1961—1963) • North American X-15² (1963) • Джемини (1965—1966) • Аполлон (1968—1975) • |
КНР | |
Индия |
ISRO Orbital Vehicle (с 2016) |
Евросоюз | |
Япония |
|
частные |
SpaceShipOne² (2004) • SpaceShipTwo² (с 2012) • SpaceX Dragon (с 2010¹, c 201?) • CST-100 (с 201?) • Эскалибур-Алмаз (с 201?) • Tycho Brahe² (с 201?) • Stabilo² (с 201?) • М-55 (Геофизика)² (с 201?) |
¹ Только беспилотные полёты, хотя корабль был создан для пилотируемых полётов ² Только суборбитальные полёты |
Военные самолёты и космические корабли McDonnell Douglas | |
---|---|
Истребители | |
Штурмовики | |
Учебные | |
Военно-транспортные самолёты | |
Военные вертолёты | |
Беспилотные летательные аппараты | |
Экспериментальные летательные аппараты |
XV-1 · X-36 · Bird of Prey |
Космические корабли |
Navy Mark IV.