28-07-2023
Бори́с Бори́сович Вахти́н (30 ноября 1930, Ростов-на-Дону — 12 ноября 1981, Ленинград) — русский советский писатель, драматург, сценарист, философ, переводчик, востоковед-синолог.
Содержание |
Родился 30 ноября 1930 года в Ростове-на-Дону. Отец — Борис Вахтин, журналист, специальный корреспондент «Комсомольской правды» в Ростове-на-Дону[1], в 1935 году погибший в лагере, мать — журналистка, будущая писательница Вера Панова.
В 1937 году Борис Вахтин вместе с матерью, старшей сестрой и младшим братом переехал к бабушке, в полтавскую деревню Шишаки[1]. Во время войны с бабушкой и братом пережил оккупацию[1]. Позже Пановой удалось переправить сына в Пермь[1]. В 1947 году Борис переехал к матери в Ленинград[1].
В 1954 году окончил китайское отделение Восточного факультета ЛГУ, в 1957 г. — аспирантуру. Учился у академиков Василия Алексеева и Николая Конрада. С 1952 года работал в Ленинградском отделении института народов Азии АН СССР, где в 1962—1964 гг. заведовал Дальневосточным кабинетом. Умер в Ленинграде 12 ноября 1981 г.
Творческая и профессиональная жизнь Бориса Вахтина делится на две части, две составляющие: официальную и неофициальную.
Преуспевающий китаист. Кандидат филологических наук, автор нескольких трудов по литературе Древнего Китая и Кореи. Был принят в СП СССР как переводчик китайской поэзии, в 1978—1981 годах руководил семинаром переводчиков с восточных языков.
Автор сценариев нескольких художественных фильмов, в том числе популярного телефильма «На всю оставшуюся жизнь» (экранизация романа В. Пановой «Спутники») — в соавторстве с режиссёром Петром Фоменко.
Написал очерк «Гибель Джорджтауна», посвященный массовому самоубийству членов американской секты «Народный храм». Опубликован очерк был в 1982 г. в журнале «Новый мир» уже после смерти Вахтина.
В 1950-х гг. начал писать прозу. В 1964 году вместе с Владимиром Марамзиным, Игорем Ефимовым и Владимиром Губиным создал литературную группу «Горожане». Составленный ими одноименный сборник, к которому Вахтин написал предисловие, был предложен в издательство «Советский писатель», но после долгих обсуждений издательство его отвергло, и сборник распространялся в самиздате. В советской печати у Бориса Вахтина вышло три рассказа, два в 1965 г. в альманахе «Молодой Ленинград», один в 1970 г. в журнале «Аврора», а начиная с 1977 г. его рассказы и повести печатались в эмигрантских журналах «Время и мы», «Эхо». В 1979 г. Вахтин принял участие в бесцензурном альманахе «Метрополь» с сатирической повестью «Дубленка», наполненной отсылками к произведениям Н. В. Гоголя.
Повесть «Одна абсолютно счастливая деревня» — это 26 эпизодов из жизни русской крестьянки, муж которой погиб на войне; в эпизодах передается образ мыслей, свойственный простому народу; при этом натуралистический комизм диалогов сменяется сюрреалистическими монологами предметов (например, колодца). Ироническая дистанция, выдерживаемая автором, не снижает трагизма происходящего.
Написал несколько пьес, лишь в 2000-х годах поставленных в Петербурге. Спектакль по повести «Одна абсолютно счастливая деревня» был поставлен в 2000 г. Московским театром-студией П.Фоменко.
Помимо художественной прозы писал социально-исторические и философские трактаты, главы из книги «Этот спорный русский опыт» публиковались в 1986 г. в журнале «Эхо» под псевдонимом Василий Акимов.
«Советский социум предстает перед читателем в трех повестях Б.Вахтина — „Летчик Тютчев, испытатель“, „Абакасов — удивленные глаза“ … и „Ванька Каин“. Художественный метод писателя — создание обобщенной картины советского образа жизни из деталей быта, фрагментов человеческих судеб, пересечения их мыслей, анекдотов». (Б. И. Иванов. Литературные поколения в ленинградской неофициальной литературе: 1950-е — 1980-е годы// Самиздат Ленинграда. 1950-е — 1980-е: Литературная энциклопедия. — М., Новое литературное обозрение, 2003.)
«В „Лётчике Тютчеве“ и в „Абакасове Удивлённые глаза“ Вахтин был, на мой вкус, одним из немногих прозаических писателей послевоенного времени (наряду, конечно, с Венедиктом Ерофеевым и, быть может, с Сашей Соколовым первых двух романов), достигших, говоря по-старинному, совершенства прозы и, тем самым, безотносительности к условиям и обстоятельствам её написания». (Олег Юрьев. Писатель как сотоварищ по выживанию// В. А. Губин. Илларион и Карлик. Повесть о том, что… СПб 1997.)
«Русская литература на том коротком отрезке, когда писал Вахтин, знает лишь немногих авторов … у которых в подобной мере проявляется любовь к слову и словесному изображению». (Вольфганг Казак. Лексикон русской литературы XX века. — М.: РИК «Культура», 1996.)
В 1960-е гг. Борис Вахтин был фактически неформальным лидером молодых ленинградских писателей, организовывал литературные выступления, выступил инициатором составления сборника группы «Горожане». Вел на ленинградском телевидении программу «Русский язык», в 1966 г. был отстранен от работы за высказывания, прозвучавшие во время передачи, посвященной сохранению традиционных топонимов. 30 января 1968 г. участвовал в организации вечера Экспериментального литературного объединения, после которого разгневанное ленинградское партийное руководство инициировало кампанию увольнений и проработок.
Был близок к правозащитному движению, подписывал обращения в защиту политзаключенных. В 1964 году выступал в поддержку Иосифа Бродского. Подпись Вахтина, удостоверяющая точность пересказа, стоит под записями из зала суда над Бродским[1].
В 1966 году во время суда над Андреем Синявским и Юлием Даниэлем («процесс Синявского-Даниэля») вел записи, позже использовавшиеся в «Хронике текущих событий».
В 1974 г. привлекался свидетелем по делу Владимира Марамзина и Михаила Хейфеца, но от дачи показаний отказался, из-за чего впоследствии не смог защитить докторскую диссертацию.
Вахтин, Борис Борисович.