Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Утилизация и переработка автомобильных шин

07-09-2023

Утилизация и переработка автомобильных шин в современном мире, где число автомобилей неуклонно растёт, приобретает большое экологическое и экономическое значение. Это связано прежде всего с тем, что изношенные шины являются источником длительного загрязнения окружающей среды. К тому же резина огнеопасна и не подвергается биологическому разложению, обладая высокой стойкостью[1] к действию природных факторов (солнечного света, влаги, кислорода)[2], а куча резиновых покрышек представляет собой достаточно удобное место для проживания целых колоний грызунов и насекомых[3][4], многие из которых являются источником инфекционных заболеваний[5].

Колёса от автомобилей

В 1909 году среднее содержание вторично переработанной резины в новых покрышках было более 50%. Такой высокий процент повторного использования был вызван тем что один фунт натурального каучука стоил почти столько же, сколько фунт серебра, и было выгодно как можно дольше повторно использовать резину. В 1960 году повторно перерабатывалось 20%. Снижение было обусловлено дешёвой нефтью. В 1995 году процент составлял 2%[6]. Шины с металлическим кордом впервые появились в Европе в 1948 году[4].

Переработка шин предпочтительна потому, что 80 % мирового запаса шин созданы из синтетического каучука который получают из нефти — не возобновляемого природного ресурса. Около половины использованных шин в мире, по состоянию на конец 1990-х сжигалось[en][7][8]. Но при сгорании резины покрышек генерируется широкая гамма чрезвычайно токсичных соединений которые попадают в атмосферу[9][3]. Среди них: бифенил, антрацен, флуорантен, пирен и так далее[5].

Osborne Reef[en] (2007)

По опубликованным данным в США ежегодно образуется около 2,8 млн. тонн шин, в Европе около 2 млн. тонн[5], а в России около 1 млн. тонн покрышек[10]. Замена складирования, захоронения и сжигания технологией утилизации имеет важное экономическое значение[11][10], так как способствует сохранению природных запасов ценного сырья, стимулирует развитие ресурсосберегающих, дешёвых технологий, а также улучшает экологическую обстановку и исключает утрату больших земельных площадей под свалки резиновых отходов.

Использованные шины, вне зависимости от наличия или отсутствия глубины протектора, могуть быть восстановлены посредством вулканизации нового протектора к покрышке[12][13][14].

Также изношенные шины применяются для устройства искусственных рифов[en][15][16].

Продукция переработки

Использование шин для оснащения детских спортивных площадок
Лебедь из шины
Использование шин для изготовления декоративных предметов

Изношенные покрышки содержат 5 основных компонентов:

  • резиновая составляющая — вулканизированная оболочка, имеющая сложную структуру;
  • чёрный металл в виде бортовых колец, тонкой проволоки армирования;
  • цветной металл (алюминиевые и латунные шипы);
  • синтетические текстильные нитки армирования;
  • прочие составляющие (например клей).

При правильной переработке, изношенные шины могут являться сырьём для изготовления различной продукции, например[17]:

  • новых автомобильных покрышек (до 15—20 %);
  • РТИ для автомобилей (до 25 %);
  • техпластин (для последующего производства РТИ) (до 40 %);
  • водоотталкивающих покрытий для крыш[18] (до 40 %);
  • ж/д шпал и прокладок подрельсовых[19] (до 60 %);
  • плиты Рездор для покрытия легкоатлетических стадионов, игровых полей[20];
  • плит для полов животноводческих ферм[21];
  • напольных ковриков и подошв для обуви (от 10 до 100 %);
  • колёс (шинок) для инвалидных колясок и коек (10—100 %);
  • покрытий для дорог (14—15 тонн на 1 км дорожного покрытия)[22][23];
  • бесшовных покрытий из резиновой крошки для спортивных[24], игровых и детских площадок;
  • тротуарной резиновой плитки (основным сырьём для её изготовления является фракционированная резиновая крошка — продукт механической переработки изношенных шин);
  • бетона для строительства в качестве добавок (фибробетон)[25];
  • для очистки сточных вод[26];
  • для изготовления резиновой фанера и дощатой тары[27].

Технология переработки

В каждом мешке по 1 тонне резиновой крошки

На линии переработки после сортировки шины дробят в промышленном шредере[28]. Стальные кордовые волокна извлекаются с помощью постоянных магнитов. Для извлечения алюминиевых и латунных включений (шипов) создаётся переменное магнитное поле, вызывающие в них индукционные токи (электромагнитная индукция), благодаря чему шипы также притягиваются магнитом. Чёрный и цветной металл передаётся на переплавку, резина же по выходу с линии переработки представляет собой гранулы размером 2 — 3 кубических сантиметра[29].

Переработка шин с применением криогенных технологий

Криогенный процесс, производится при температурах -60 °С ... -90 °С, когда резина находится, в псевдохрупком состоянии[30][31]. Это позволяет разделять шины на составные компоненты – резину, металл и текстиль. Дробление при низких температурах значительно уменьшает энергозатраты на дробление, улучшает отделение металла и текстиля от резины, повышает выход резины. Однако, для охлаждения резины требуется либо дорогостоящий азот, либо достаточно дорогая и энергоёмкая система получения и очистки холодного воздуха

Переработка резин методом пиролиза

Сначала шины измельчают до кусков 5х5 см, а затем направляют в пиролизную печь[32][33][34]. Процесс пиролиза экзотермичен, поэтому после разогрева измельчённой резины дальнейшего подвода теплоты не требуется[35]. Как правило реакцию проводят при недостатке кислорода, а то и вовсе в вакууме. Оптимальная температура пиролиза, обеспечивающая максимальный выход жидких продуктов, составляет 480-520°С. В результате пиролиза получаются вещества, очень напоминающие продукты крекинга нефти, металлы, и как следствие тепловую или электрическую энергию[36].

Юридическая база

Россия

Согласно российскому федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО) изношенные шины относятся к IV классу опасности[37] являются малоопасным отходом. Имеют следующий компонентный состав: Поли — 80 — 95 %, также может содержать: текстиль, металл (бортовая проволока)[38]

В конце декабря 2008 года были внесены изменения в российское законодательство об охране окружающей среды[39]. Отменено лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов пятого класса опасности, а также по накоплению отходов I—V классов опасности. Введён уведомительный порядок предоставления отчётности о фактически образованных, использованных и размещённых отходах.

Данные изменения вовсе не означают, что теперь можно не заботиться об охране окружающей среды. Наоборот, теперь будут увеличены штрафные санкции в отношении не только должностных лиц, но также индивидуальных предпринимателей и организаций.

США

За период с 1990 г. свалки покрышек сократились на 87 %. В 12 штатах США запрещён любой способ захоронения шин (целых и резаных). Законодательное регулирование отрасли переработки шин в США осуществляется на уровне штатов[40]. С 1991 г. в США действует закон, требующий применения 20 % изношенных шин в асфальтобетонных покрытиях. Финансирование переработки шин осуществляется за счёт налогов и сборов (tire fees), взимаемые при продаже новых шин либо при регистрации новых транспортных средств.

Япония

Граждане Японии, согласно «Закону о переработке отходов», обязаны доставить отработавшие покрышки на пункты сбора[41] (обычно на ту же заправочную станцию, где они и были куплены). При этом владелец платит за утилизацию. Кроме этого, в Японии действует закон, возлагающий ответственность за сбор и утилизацию шин на самих производителей новых автопокрышек.

Примечания

  1. Макаров, Дроздовский, 1986, с. 4.
  2. Макаров, Дроздовский, 1986, с. 28.
  3. 1 2 Kurt Reschner, 2008, с. 1.
  4. 1 2 Ahmet Turer, 2012, с. 197.
  5. 1 2 3 МГТУ, 2009, с. 19.
  6. Kurt Reschner, 2008, с. 2.
  7. Myhre, Marvin; MacKillop, Duncan A (2002). «Rubber recycling». Rubber Chemistry and Technology 75 (3): 429—474. doi:10.5254/1.3547678.
  8. Desmond Threadingham, Werner Obrecht, Wolfgang Wieder, Gerhard Wachholz and Rüdiger Engehausen «Rubber, 3. Synthetic Rubbers, Introduction and Overview» in Ullmann’s Encyclopedia of Industrial Chemistry, 2011, Weinheim. doi:10.1002/14356007.a23_239.pub5
  9. МГТУ, 2009, с. 23.
  10. ↑ Ведомости (28 мая 2013).
  11. Макаров, Дроздовский, 1986, с. 29.
  12. ТБО, 2012, с. 59.
  13. YouTube (31 октября 2019).
  14. MARANGONI GROUP. An history of ideas. marangoni.com.
  15. МГТУ, 2009, с. 20.
  16. Макаров, Дроздовский, 1986, с. 232.
  17. ТБО, 2012, с. 59-60.
  18. Макаров, Дроздовский, 1986, с. 18-20.
  19. Макаров, Дроздовский, 1986, с. 20-22.
  20. Макаров, Дроздовский, 1986, с. 22-23.
  21. Макаров, Дроздовский, 1986, с. 23-24.
  22. Макаров, Дроздовский, 1986, с. 195-204.
  23. Kurt Reschner, 2008, с. 4, 13-14.
  24. Макаров, Дроздовский, 1986, с. 208.
  25. оригинала 25 февраля 2021 года.
  26. Макаров, Дроздовский, 1986, с. 227-228.
  27. Макаров, Дроздовский, 1986, с. 230-231.
  28. Макаров, Дроздовский, 1986, с. 30.
  29. Роман Некрасов. Покатились на переработку // Москва. Северо-Запад : газета. — 2021. — Август (№ 39 (560)). — С. 6.
  30. МГТУ, 2009, с. 21-22.
  31. Kurt Reschner, 2008, с. 9-10.
  32. Макаров, Дроздовский, 1986, с. 211-222.
  33. МГТУ, 2009, с. 23-24.
  34. Kurt Reschner, 2008, с. 13.
  35. Ahmet Turer, 2012, с. 200-201.
  36. Макаров, Дроздовский, 1986, с. 222-227.
  37. [1] Wayback Machine шины пневматические автомобильные отработанные
  38. Приказ Росприроднадзора от 13.10.2015 N 810 «Об утверждении Перечня среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов»
  39. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ Wayback Machine «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «РГ» — Федеральный выпуск № 4824, 31 декабря 2008 г.
  40. ТБО, 2012, с. 60-61.
  41. ТБО, 2012, с. 60.

Литература

на русском языке
  • Макаров В.М., Дроздовский В.Ф. Использование амортизованных шин и отходов производства резиновых изделий. — Л.: Химия, 1986. — 248 с. — 2300 экз.
  • Переработка использованных шин: международный опыт : [арх. 4 марта 2016]. — Твердые бытовые отходы. — 2012. — № 12. — С. 58-63.
  • Утилизация изношенных автомобильных шин : [МГТУ «МАМИ». — 2009. — С. 19-24.
на других языках
  • «Scrap Tires — Basic Information». US Environmental Protection Agency. 16 July 2011. (англ.)
  • Ahmet Turer. Recycling of Scrap Tires. Chapter 8 of Dr. Dimitris Achilias, Material Recycling — Trends and Perspectives (англ.). — Intech, 2012. — ISBN 978-953-51-0327-1.
  • Kurt Reschner. Scrap Tire Recycling. A Summary of Prevalent Disposal and Recycling Methods : [англ.]. — 2008. — 8 July. — 16 с.

Ссылки

Видео
  • Как восстанавливают старые шины, для повторного использования

Утилизация и переработка автомобильных шин.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28