Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Мусор в России

19-08-2023

Мусор в России — одна из острейших экологических и социальных проблем. Ко второй половине 2010-х в Российской Федерации в результате хозяйственной деятельности было накоплено 30 млрд тонн отходов. По итогам инвентаризации территорий выявлено 340 объектов накопленного вреда окружающей среде, являющихся источником потенциальной угрозы жизни и здоровью 17 млн человек. На территории страны расположено около 15 тысяч только санкционированных объектов размещения отходов, занимающих площадь примерно 4 млн гектаров. Ежегодно из сельхозоборота под складирование отходов выводится 300—400 тыс. гектаров[1].

Волонтёры убирают лес рядом с Высокинским озером в Ленобласти и с вредом для себя и природы сжигают мусор. 2015 год.

По данным Минприроды, ежегодно в России образуется около 70 млн тонн твёрдых коммунальных отходов, каждый год — на 3 % больше. Перерабатывается всего 5-7 % мусора, остальное захоранивается. Национальный проект «Экология» предусматривает, что к 2024 году должно перерабатываться 36 % отходов, для этой цели должна быть выстроена система раздельного сбора в масштабах страны и построены заводы по переработке общей мощностью 37 млн тонн[2].

С 2017 года в России стартовала реформа обращения с отходами производства и потребления («мусорная реформа»), которая должна снять остроту мусорного кризиса, сложившегося в России в конце 2010-х.

Путь мусора

Производство

Твёрдые коммунальные отходы

Стихийная свалка в лесополосе в Воронеже, 2012

По данным Минприроды на 2019 год, ежегодно в России образуется около 70 млн тонн смешанных твёрдых коммунальных отходов IV и V класса опасности. Каждый год «выработка» растёт на 3 %, а за двадцать лет производство ТКО выросло вдвое. Росприроднадзор связывает рост количества мусора с активным использованием упаковочных материалов: полиэтилена, пластика, бумаги. На среднестатистического россиянина приходится в год около двух кубометров мусора или примерно 400 кг[2][3]. Тем не менее в своём отчёте, выпущенном в 2018 году, Счётная палата обращала внимание, что у Минприроды «отсутствует достоверная информация» об объёме образующегося мусора: большая часть твердых отходов не попадает в сферу госрегулирования[4].

В 2017 году «Коммерсантъ» на примере московского бытового мусора приводил статистику по составу ТКО: пищевые отходы — 22 %, бумага и картон — 17 %, стекло — 16 %, пластик — 13 %, отсев (ветки, листья и т. п.) — 10 %, текстиль — 3 %, строительные отходы — 3 %, чёрный и цветной металлолом — 2 %, кожа и резина — 1 %, прочее — 13 %[5]. До 700 тысяч тонн органического мусора, по данным Ассоциации компаний розничной торговли, являются «просрочкой» из магазинов, которую из-за налогового режима ретейлерам дешевле уничтожать, чем раздавать[3].

Опасные отходы

В России накоплено более 30 млрд тонн промышленных отходов, из которых перерабатывается менее 40 %[6]. По данным Росприроднадзора за 2018 год, общее производство отходов I (чрезвычайно опасные) и II (высокоопасные) классов опасности составляет 278,1 тысяч тонн: 21,9 тысяч тонн — I класса, 256,2 тысячи тонн — II класса. Другие оценки дают цифру до 350 тысяч тонн ежегодно. К этому типу отходов относятся фтороводород, соли свинца, таллий, диэтилртуть, циановодород — эти вещества могут содержаться в ртутных люминесцентных лампах и термометрах, трансформаторах, конденсаторах, аккумуляторах, автопокрышках, маслах, а также многих других материалах и оборудовании. Точно оценить масштаб, а также вид и состав отходов затруднительно — рынок опасных отходов на 75 % находится в тени[7].

Пожар на полигоне «Красный бор», 2014 год

Росприроднадзор отчитывался, что в 2018 году 53 % отходов I и II классов опасности было утилизировано, 26 % — обезврежено, 7 % — размещено на полигонах, а 14 % хранилось на временных площадках накопления. В отчётности ведомства нет данных о «глубине» утилизации отходов. Одновременно глава комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов приводил другие цифры: по его данным, обезвреживается, утилизируется и перерабатывается всего 2-3 % опасных отходов. Кроме того, государственная статистика учитывает только те опасные отходы, о которых самостоятельно заявили предприятия; опасный мусор от физических лиц никак не учитывается. По разным оценкам, от 6 % до 30 % коммунальных отходов содержат опасные отходы[7].

Специальных полигонов для опасных отходов в России всего два — в Красноярском крае и Томской области. При этом отмечается, что в России нет дефицита мощностей для утилизации опасных отходов, однако из-за слабого надзора и дороговизны утилизации компании предпочитают искажать данные по производству и утилизации опасных отходов. А сами отходы в конце концов оказываются на полигонах для ТКО и несанкционированных свалках[7].

В августе 2019 года президент Владимир Путин подписал закон, присваивающий «Росатому» статус федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности. Он предусматривает создание единой государственной системы учёта и контроля за обращением с опасными отходами, а также федеральную территориальную схему. Эти документы будут содержать сведения об образовании токсичных отходов, лицензированных предприятиях по обращению с ними, а также объектах по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению токсичного мусора. Для работы с опасными отходами нацпроект «Экология» предусматривает создание инфраструктуры стоимостью 36 млрд рублей, в том числе 7 предприятий в Удмуртии, Кировской, Курганской и Саратовской областях. В частности, обсуждается перепрофилирование под новые задачи мощностей по уничтожению химоружия[7].

Разделение

В середине 2010-х годов в ряде городов России стали устанавливаться пункты по централизованному раздельному сбору мусора у населения. Исследование Greenpeace показало, что в 2018 году раздельный сбор был доступен только в 101 городе из 160 с населением от 100 тыс. человек (всего в РФ около 1,1 тыс. городов), то есть из 73,7 млн жителей крупных городов доступ к инфраструктуре раздельного сбора имели только 10,7 млн человек (14,5 %). Лидерами рейтинга стали подмосковные Мытищи (доступ к придомовому сбору имеют 93 % горожан), Альметьевск (86 %), Волжский (84 %), Октябрьский (81 %) и Саранск (80 %). Москва занимает 52-е место, так как только 11 % жителей столицы имеют доступ к инфраструктуре. Это уровень Сургута, Томска и Тюмени (15 %). Один из худших показателей у Санкт-Петербурга — 2,3 % (94-е место). Среди городов-миллионников наилучшая ситуация с раздельным сбором в Новосибирске — 57 %, а также в Екатеринбурге — 21 %[8][9]. По данным картографической компании «2ГИС», систематизировавшей информацию о пунктах раздельного сбора мусора, на середину 2019 году по всей России было установлено 23 тысячи контейнеров для раздельного сбора мусора. Больше всего точек находилось в Москве (2 317), Уфе (1 796), Волгограде (1 128), Казани (1 092). Ещё в 28 тысячах точек можно сдать опасные отходы: ртутные термометры, люминесцентные лампы и батарейки. В столице таких пунктов было 3800, а в Санкт-Петербурге — 1 977[10]. Москва перешла на раздельный сбор с 1 января 2020 года. На первом этапе проекта на всех площадках должны появиться дополнительные контейнеры для сбора вторичного сырья[9].

Из-за недостаточно развитой инфраструктуры и культуры сбора полезных фракций на свалки ежегодно отправляется 9 млн тонн макулатуры, 2 млн тонн пластика и 0,5 млн тонн стекла[3]. Ежегодные потери экономики России из-за отсутствия раздельного сбора в 2016 году оценивалась в 232 млрд рублей[11]. Согласно паспорту нацпроекта «Экология», доля коммунальных отходов, поступающих на обработку (сортировку), должна вырасти с 12 % в 2019 году до 60 % к 2024 году[12].

В середине 2019 года исследовательский холдинг «Ромир» фиксировал, что около 70 % россиян положительно относятся к идее раздельного сбора, 55 % опрошенных готовы сортировать свой мусор. При этом только 8 % опрошенных в той или иной степени занимаются раздельным сбором мусора[9].

Переработка и утилизация

В середине 2019 года «Российский экологический оператор» приводил оценку, что в России есть только 15 предприятий, на которых извлекается более 20 % вторичных материальных ресурсов для переработки. Их доля в общем мусоре — около 3 %[12]. В России работает мало перерабатывающих заводов, а уже существующие сталкиваются с проблемой недогрузки из-за отсутствия качественного вторсырья[5]. Эксперты Высшей школы экономики отмечали, что работающие с бытовыми отходами компании в основном специализируются на перевозке или на переработке одного вида отходов (макулатуры или пластика)[13]. Согласно паспорту нацпроекта «Экология», доля коммунальных отходов, поступающих на переработку, должно вырасти с 7 % в 2019 году до 36 % в 2024. Также к этому сроку в России планируется ввести в эксплуатацию объекты по обработке мусора общей мощностью 37,1 млн тонн[12]. На конец 2019 году, по данным Росприроднадзора, в России было 295 объектов обработки коммунальных отходов, 119 — утилизации[2].

Также слабо развито использование пищевых отходов. Их доля в ТКО доходит до 35 %, и они же являются основными загрязнителями вторсырья; однако практически отсутствует практика выделения органики из состава коммунальных отходов[13]. Из-за органического загрязнения процент извлечения фракций составляет только 8-10 %, тогда как раздельно собранные отходы дают более 30 % полезной выборки. Участники «мусорного» рынка отмечают, что отправить на переработку можно не более 25 % от всего потока отходов — столько востребовано сырья. Ещё повысить долю можно за счёт сжигания, компостирования и переработки мусора в RDF-топливо[en][12].

В конце 2019 года Государственная дума приняла закон, приравнивающий энергетическую утилизацию отходов к переработке. Курс на сжигание «хвостов» — неперерабатываемых отходов — позволит выполнить цели нацпроекта, который предполагает резкий рост переработки отходов в стране, одновременно сократив потребность в полигонном захоронении[14]. Основным игроком на новом рынке считается компания РТ-Инвест, планирующая построить 5 мусоросжигательных заводов в Подмосковье и Татарстане[15]. В мае 2020 года консорциум из трёх государственных корпораций — «Ростеха», «Росатома» и ВЭБ.РФ — договорился о строительстве в регионах России не менее 25 новых мусоросжигающих электростанций, которые планируется разместить в агломерациях с населением не менее 500 тыс. человек и крупнейших туристических центрах. Мощность новых станций составит 1,5 ГВт. Вместе с уже строящимися пятью заводами новые МТЭС смогут перерабатывать около 18 млн т, или 15–20% от общего объёма отходов в стране[16][17].

Захоронение на полигонах

Отгрузка мусора на закрытый Алексинский карьер, август 2017 года

На май 2019 года для захоронения ТКО было предусмотрено 1099 лицензированных полигонов. Ещё более 8300 свалок к 2018 году выработали свой ресурс и ожидали рекультивации. К 2024 году правительство рассчитывает рекультивировать хотя бы 191 нелегальную свалку, преимущественно в черте городов[18]. Кроме того, у Минприроды существует государственный перечень объектов накопленного экологического вреда окружающей среде, в который на 2019 год включены 155 объектов. Как минимум на 44 из них размещены вещества I и II классов опасности. Примером такого полигона является «Красный бор»[7].

Большинство даже легальных мусорных полигонов не соответствуют нормам безопасности и являются источником загрязнения почв, подземных вод и атмосферного воздуха. Тление и пожары на полигонах приводят к выбросам в атмосферу диоксинов, токсичных соединений и тяжёлых металлов. Свалочный газ ответственен за приблизительно 5 % всех выбросов парниковых газов России[5].

В 2019 году Минприроды разрешило до 2023 года размещать отходы на полигонах без документов, в том же году Минприроды с Росприроднадзором в качестве крайней меры собирались легализовать несколько тысяч старых свалок[18].

Свалка на месте бывшей сортировочной станции. Омск, 2011 год

Значительный объём мусора оказывается на нелегальных и стихийных свалках. По оценке Greenpeace, ежегодный прирост площади стихийных свалок составляет 0,4 млн гектаров. В каждом регионе счёт только выявленных стихийных свалок идёт на сотни: в 2017 году в Волгоградской области было найдено 650 свалок, за неполный 2019 год в Ленинградской области — более 820[19][20].

Полигон отходов в Александровском районе Владимирской области

Мусорный кризис

В конце 2010-х годов в России сложился системный экологический кризис в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами. В 2017 году тема обращения с ТКО крайне обострилась. Так, в 2017—2018 годах только в Подмосковье в акциях протеста, связанных с утилизацией отходов, приняли участие около 36 тысяч человек. В 2018 году социальная напряжённость продолжала нарастать, значительно увеличилось количество жалоб и социальных протестов, вызванных нарушением прав граждан на охрану здоровья. В начале 2019 года в 30 регионах России прошли масштабные «мусорные» протесты[21][11][22].

Протесты в Северодвинске против вывоза в Архангельскую область московского мусора

Несмотря на то, что в России «мусорную» реформу активно стали развивать с 2015 года, её промежуточные результаты в 2019 году свидетельствовали о системном кризисе. В обществе сложилась атмосфера недоверия к любым проектам, направленным на решение проблемы обращения с ТКО; отсутствие взаимодействия со стороны властей, невозможность высказаться, недоверие к информации являлись основными причинами недовольства. Реакцией на угрозы экологической безопасности стали десятки протестных выступлений с тысячами участников и перекрытием дорог. 16 % населения относят мусорные свалки к числу наиболее острых экологических проблем[21][11].

«Мусорная» реформа

В 1998 году в России был принят федеральный закон № 89 «Об отходах производства и потребления». Закон выводил из теневого сектора систему обращения с мусором, устанавливал правила контрольно-надзорной деятельности, соответствия санитарным нормам и природоохранному законодательству. Однако не предусматривал никаких экономических показателей и стимулов для сокращения образования отходов, введения системы раздельного сбора и создания мусороперерабатывающих производств. Предполагалось, что отходы будут свозиться на мусорные полигоны.

В 2014 году были приняты поправки в федеральный закон № 89. Закон впервые обозначил иерархию управления отходами[en]: 1) максимальное использование исходных сырья и материалов; 2) предотвращение образования отходов; 3) сокращение образования и снижение класса опасности отходов в источнике их образования; 4) обработка отходов; 5) утилизация отходов; 6) обезвреживание отходов[5]. В новой версии закон предусматривал введение системы расширенной ответственности производителя и экологического сбора, средства от которого должны пойти на утилизацию мусора[5].

С 2017 года в России стартовала реформа обращения с отходами производства и потребления («мусорная реформа»), основой которого стал переработанный федеральный закон № 89. Реформа вводит поэтапный запрет на захоронение некоторых видов отходов на полигонах: с 2018 года запрещено захоронение чёрных и цветных металлов и отходов, содержащих ртуть; с 2019 года — картона и бумажной упаковки, покрышек, полиэтилена, стекла и стеклянной тары; с 2021 года будет запрещено захоронение компьютерной и оргтехники, бытовых приборов и аккумуляторов. К середине 2020-х годов планируется наладить во всей стране систему разделения мусора и переработки вторичного сырья. При этом предполагается стимулировать население к разделению через снижение тарифов на вывоз мусора для разделяющих его, а позднее ввести систему штрафов за нарушение разделения[23][5].

Помимо этого, закон устанавливал, что в каждом регионе регионе на конкурсной основе будет выбран региональный оператор по обращению с отходами и будут разработаны территориальные схемы, на которых окажутся все объекты по сортировке, переработке и утилизации мусора. На разработку терсхем законом было отведено всего полгода — сжатые сроки не позволили создать продуманную схему по обращению с отходами и привлечь достаточное количество специалистов в этой области[5]

На реформу обращения с коммунальными отходами в рамках нацпроекта «Экология» должно пойти почти 300 млрд рублей. Планируется, что 108 млрд поступят из федерального бюджета, 6 млрд — из региональных бюджетов, ещё 182 млрд привлекут из внебюджетных источников. В конце 2019 года нацпроект подвергся сокращению в трёхлетнем проекте госбюджета. В первую очередь правительство намерено сэкономить на реформе обращения с отходами, а именно на инвестициях в строительство перерабатывающих мощностей: финансирование будет сокращено на 20 % в 2020 году (до 10 млрд рублей), на 26 % в 2021 г году (до 12 млрд) и на 4 % в 2022 году (до 17 млрд). Сокращение расходов связано со снижением прогноза поступлений от экологического сбора. Ожидается, что из-за снижения финансирования в каких-то регионах вообще не будут созданы мусоросортировочные и мусороперерабатывающие заводы и сократить захоронение отходов в этих городах в краткосрочной перспективе не удастся[2]. «Коммерсантъ» в конце 2019 года отмечал, что в первый год работы новая схема вывоза мусора показала малую эффективность. Недовольны оказались как граждане, так и компании-участники рынка, а регионы жаловались на отсутствие консультативной и финансовой помощи от федерального центра и профильных ведомств[24].

Ключевые понятия реформы

Российский экологический оператор

В январе 2019 года президент России Владимир Путин подписал указ о создании публично-правовой компании «Российский экологический оператор» (РЭО). РЭО должен стать ключевым игроком реформы мусорной отрасли и обеспечить реализацию норм законодательства в области обращения с ТКО. Планируется, что РЭО будет координировать работу региональных операторов, обеспечит заключение межрегиональных соглашений, будет оценивать ход реформы и давать рекомендации регионам по необходимой инфраструктуре, а также помогать привлекать инвестиции в строительство мусороперерабатывающих заводов[13].

Региональные операторы

С 1 января 2019 года большинство российских регионов перешли на новую систему, при которой за сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение мусора отвечают региональные операторы, выбранные на конкурсах. Всего было выбрано 189 региональных операторов, с которыми были заключены долгосрочные контракты (как правило, на 10 лет). Крупнейшими операторами по числу обслуживаемого населения на середину 2019 года были «РТ-Инвест» и [26].

Сегодня самым крупным региональным оператором в Иркутской области является ООО "РТ-НЭО Иркутск". Точность графика вывоза отходов составляет 98,8%.

К концу 2019 года стало ясно, что новый механизм буксует. В ряде регионов жители жаловались, что при общем росте тарифов мусор стали вывозить реже и появилось больше несанкционированных свалок. В Минприроды также признавали, что в 16 регионах мусор вывозится некачественно (среди них Алтайский и Красноярский края, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Вологодская, Курская, Магаданская, Новгородская, Новосибирская, Томская и Челябинская области). В свою очередь, многие региональные операторы испытывают сложности из-за массовых неплатежей физических и юридических лиц: доля неплатежей со стороны населения — от 20 до 35 %, со стороны юридических лиц — 65-70 %. По данным Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ), в первом полугодии 2019 года собираемость платежей колебалась от 20 до 90 %, в среднем — менее 60 % в месяц. У 90 % компаний образовался кассовый разрыв более 50 млн рублей[27][28][25][26].

Территориальные схемы

Территориальные схемы регулируют все операции с мусором в регионе. Документ учитывает все имеющиеся в субъекте мусорные мощности, потоки отходов, а также планируемую к размещению в будущем инфраструктуру. Перейти на новый режим работы регионы должны были с начала 2019 года (кроме получивших отсрочку Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Кроме того, регионы должны были провести общественные обсуждения терсхем и по результату уточнить их до конца 2019 года. Но к началу 2020 года только в 55 субъектах региональные власти успели обсудили эти документы с гражданами, ещё 13 регионов обсуждали терсхемы, а в 17 эту процедуру даже не начинали. Среди «отстающих» были Дагестан, Бурятия, Калмыкия, Тува, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия, а также Амурская, Белгородская, Иркутская, Псковская и Тверская области[25][29].

Качество принятых территориальных схем и их рассогласованность на межрегиональном уровне были таковы, что Минприроды предложил усилить федеральный контроль за обращением с коммунальными отходами в регионах. Эта работа была поручена «Российскому экологическому оператору», который до 31 марта 2020 года должен разработать федеральную схему обращения с ТКО. Благодаря этому информация о любых перемещениях мусора из одного региона России в другой впервые станет официальной и публичной. Региональным операторам и мусоровывозящим компаниям предписано соблюдать закреплённые «потоки движения» отходов. Кроме того, РЭО может добиваться пересмотра одобренных в регионах схем сбора и вывоза мусора[30][31].

Расширенная ответственность производителя

В 2015 году в России была внедрена система расширенной ответственности производителя (РОП). Предполагалось, что РОП будет стимулировать производителей и импортёров товаров к созданию систем переработки и утилизации за свой счёт, обеспечив норматив утилизации таких товаров после утраты потребительских свойств, в ином случае они будут вынуждены уплачивать экологический сбор. На начало 2020 года норматив утилизации составляет от 5 % до 35 % продукции. В 2019 году представили отчётность о выполнении нормативов утилизации лишь 15 тысяч компаний из 250 тысяч производителей и импортёров[32][33][34][35].

Разочаровавшись в действующей системе РОП, в августе 2019 года Минприроды анонсировало реформу. Проект предлагает резко повысить нормативы самостоятельной утилизации и увеличить собираемость экосбора с 2,2 млрд в 2018 год до 136 млрд руб. ежегодно после реформы. Проект реформы предполагает, что экологический сбор продолжит администрировать ФНС, а распоряжаться собранными средствами будет госкомпания «Российский экологический оператор» через специально созданный фонд. Также проект Минприроды предусматривает льготы по НДС для заготовителей вторичных ресурсов и дополнительной льготы НДФЛ для граждан, получивших доход от сдачи вторсырья. Также должны быть созданы публичные реестры производителей и импортёров, заготовителей и утилизаторов, а также мусоросортировочных станций. Концепция предполагает увеличение штрафов компаний, избегающих утилизации отходов. В изначальной версии Минприроды предложило поднять для производителей и импортёров тары, бумаги, шин, одежды, электроники и других товаров порог самостоятельной утилизации до 100 %. В уточнённом проекте Минприроды, который рассчитывали принять весной 2020 года, а после перенесли на осень, планировалось внедрить с 2021 года 100%-утилизацию только для производителей и импортёров всех видов упаковки, масел и элементов питания[32][36][33][34][37].

Примечания

  1. Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года. Правительство РФ (25 января 2018). Дата обращения: 5 марта 2020. Архивировано 27 февраля 2020 года.
  2. ↑ Архивировано 16 декабря 2019 года.
  3. ↑ Архивировано 12 мая 2020 года.
  4. Такие дела (31 июля 2018). Дата обращения: 5 марта 2020.
  5. ↑ Архивировано 19 февраля 2020 года.
  6. Архивировано 5 августа 2018 года.
  7. ↑ Архивировано 29 ноября 2019 года.
  8. Архивировано 14 февраля 2020 года.
  9. ↑ Раздельный сбор мусора – не для россиян. Архивировано 25 февраля 2020 года.
  10. Архивировано 25 февраля 2020 года.
  11. ↑ Архивировано 20 января 2022 года.
  12. ↑ Архивировано 11 ноября 2019 года.
  13. ↑ Ведомости (14 марта 2019). Дата обращения: 5 марта 2020.
  14. Архивировано 19 февраля 2020 года.
  15. Архивировано 25 февраля 2020 года.
  16. Архивировано 29 июня 2020 года.
  17. Архивировано 21 июня 2020 года.
  18. ↑ Архивировано 7 октября 2019 года.
  19. Архивировано 2 декабря 2020 года.
  20. Архивировано 6 марта 2021 года.
  21. ↑ Рекомендации по результатам 67-го специального (133-го) заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему «Предотвращение образования отходов как необходимое условие обеспечения экологических прав граждан и успешной реализации национального проекта «Экология». Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (17 июня 2019). Дата обращения: 5 марта 2020. Архивировано 24 февраля 2020 года.
  22. Архивировано 5 марта 2020 года.
  23. Архивировано 25 февраля 2020 года.
  24. Архивировано 11 февраля 2020 года.
  25. ↑ Ведомости (4 сентября 2019). Дата обращения: 5 марта 2020.
  26. ↑ Архивировано 10 августа 2020 года.
  27. Архивировано 11 февраля 2020 года.
  28. Архивировано 10 января 2020 года.
  29. Архивировано 11 февраля 2020 года.
  30. Архивировано 26 сентября 2019 года.
  31. Архивировано 10 января 2020 года.
  32. ↑ Архивировано 3 апреля 2020 года.
  33. ↑ Архивировано 20 февраля 2020 года.
  34. ↑ Архивировано 7 марта 2020 года.
  35. Архивировано 7 марта 2020 года.
  36. Архивировано 29 февраля 2020 года.
  37. Архивировано 15 июня 2020 года.

Мусор в России.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28