07-10-2023
АО «Вкусвилл» | |
---|---|
Тип | Акционерное общество |
Основание | 2009 |
Прежние названия | Избёнка |
Основатели | Андрей Кривенко |
Расположение | Россия, Москва |
Отрасль |
розничная торговля (МСОК: 47 ) |
Собственный капитал |
|
Оборот | 162,19 млрд (2021) |
Операционная прибыль |
|
Чистая прибыль |
|
Активы |
|
Сайт | Медиафайлы на Викискладе |
Вку́свилл[2][3] — российская розничная сеть супермаркетов и собственная торговая марка продуктов, позиционируемых как «продукты для здорового питания». На июль 2023 года «Вкусвилл» имеет более 1490 магазинов в 147 городах России[4].
Основана в 2009 году в Москве предпринимателем Андреем Кривенко как сеть магазинов под названием «Избёнка»[5]. Первый магазин открылся в районе Строгино 12 мая 2009 года. С 2012 года помимо (а позднее и вместо) «Избёнок», торговавших исключительно молочной продукцией, начали открываться магазины «Вкусвилл» с более широким ассортиментом, с фокусом на скоропортящуюся продукцию без консервантов и усилителей вкуса от небольших производителей[6].
За 2014 год сетями «Избёнка» и «Вкусвилл» управляли ООО «Луг да поле» и ООО «Вкусвилл», выручка и чистая прибыль первого составили 3,59 млрд рублей и 446 млн рублей соответственно, второго — 1,33 млрд рублей и −41 млн рублей[7]. По данным на 2016 год, совокупная выручка обеих компаний составила 18,5 млрд рублей[8], количество сотрудников — около 3,5 тыс. человек[9]. Владельцем обеих компаний является основатель сети Андрей Кривенко.
С 2017 года компания начала открывать магазины за пределами Москвы и Подмосковья (в соседних областях и Санкт-Петербурге)[10]. В том же году компания вошла в рейтинги РБК, заняв 489-е место среди 500 крупнейших компаний России[11], а также 3-е место из 50 самых быстрорастущих компаний России[8].
В мае 2019 года компания стала соучредителем ООО «Парим-варим», созданного для развития собственной сети кулинарии[12].
В 2020 году на фоне пандемии COVID-19 сеть увеличила долю онлайн-продаж до 15 %[13]. 28 мая 2020 года открылся магазин VkusVill в Амстердаме[14][неавторитетный источник]. 24 декабря 2020 года стало известно, что сеть добавит возможность покупать газировку, конфеты и снеки в онлайн-магазине сети в целях повышения среднего чека заказов[15].
30 июня 2021 год на сайте «Вкусвилл» была опубликована статья «Рецепты семейного счастья», в которой описывались семьи, покупающие продукты в сети супермаркетов бренда. В числе прочих была рассказана история ЛГБТ+ семьи, что вызвало полярные реакции в рунете. Некоторые СМИ заявили о первом случае поддержки ЛГБТ-движения в истории крупного российского бизнеса[16]. Однако после распространения материала среди телеграм-каналов ультраконсервативного толка, в адрес ВкусВилл, а также семьи девушек из статьи, стали поступать угрозы, в том числе физической расправы. В результате общественного резонанса, руководство сети супермаркетов удалило статью с сайта и соцсетей и принесло извинения за «ошибку, ставшей проявлением непрофессионализма отдельных сотрудников»[17][18][19]. После этого компанию раскритиковала и либерально настроенная часть аудитории[20]. Героиням ролика из-за угроз пришлось уехать из России в Испанию[21]. Маркетолог и ещё несколько сотрудников уволились[22]. В сентябре 2021 года The Wall Street Journal сообщила о намерении «Вкусвилл» и СПБ Биржи в этом году или в начале следующего выйти на IPO в США, с учётом предполагаемой стоимости торговой площадки в 2 млрд долларов, а сети магазинов — от 3 до 5 млрд долларов[23]. 21 сентября 2021 года «Вкусвилл» начал процесс ребрендинга, в рамках которого были изменены логотип сети, слоган и шрифт, созданный специально для сети Юрием Гордоном. Также в цветовую палитру визуальной составляющей компании был добавлен новый цвет — красно-ягодный. Слоганом сети стала фраза «Здесь полезное вкусно»[24][25].
9 июня 2022 года из-за сложившейся геополитической обстановки «Вкусвилл» отказался от планов по проведению IPO на иностранных рынках[26][27].
В ноябре 2022 года компания объявила о старте продаж продуктов в Китае[28].
В мае 2022 года «ВкусВилл» запустил поставки своей продукции в Казахстан[29].
Основатель сети Андрей Кривенко через АО «Эволюционная цель» владеет ООО «Проект Избенка», которому, в свою очередь, принадлежит 86,05 % АО «Вкусвилл», и ещё 1,79 % акций напрямую[30]. Структуре Baring Vostok принадлежит 12,16 % акций ретейлера[30].
Супермаркет «Вкусвилл» на Судостроительной улице в Москве
Готовая пищевая продукция в одном из московских магазинов
Вкусвилл.