Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Диатоника

01-09-2023

Диато́ника (греч. διατονικός — переходящий от тона к тону) — семиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам и/или квартам (см. Квинтовый круг)[1][2][3]. Служит основой диатонического звукоряда (гаммы) со специфическим чередованием идущих подряд 2-3 целых тонов и полутона (в отличие от хроматической гаммы из одних полутонов, целотоновой гаммы и других).

Диатоническими называют любые интервалы и аккорды, которые могут быть образованы из звуков диатонического звукоряда. В число диатонических интервалов входят:

Диатоника как интервальная система — категория гармонии. «Материальной» (акустической) основой диатоники (впрочем, как и всякой другой интервальной системы) на протяжении столетий служили разные строипифагоров, чистый, равномерно темперированный и др. При этом музыкально-теоретическая классификация интервалов как диатонических не зависит от того, какой строй лежит в основе той или иной музыки.

Диатоническими считаются песнопения григорианского хорала и русского знаменного распева[4], русские народные песни, а также песни многих народов Европы. Диатоничны звукоряды натуральных ладов, которые многообразно использовались в европейской многоголосной модальной и тональной музыке. Квинто-терцовая диатоника лежит в основе классической функциональной мажорно-минорной тональности. Основные звукоряды мажора и минора также диатоничны[5].

Диатоники могут быть неполными, или «олиготоновыми» (от греч. ὀλίγος зд. - недостаточный, малочисленный)[6]. Диатонические олиготоники (2-3-4 звука) и мезотоники (5-6 звуков)[7] рассматриваются как часть диатонического звукоряда условно, так как они не образуют семиступенных систем и противоречат дефиниции. Пример шестиступенной олиготоники — гексахорды Гвидо Аретинского (и основанный на них католический гимн «Ut queant laxis»; нотный пример см. в статье Сольмизация).

Недиатоничные элементы могут образовываться не только с помощью введения в диатонику элементов хроматики, но также и смешением разнородных диатонических элементов в одновременности и в последовании (полидиатоника и миксодиатоника).

Академические композиторы начиная с XIX века (Григ, Шопен, Мусоргский, Римский-Корсаков и др.) использовали диатонику для придания музыке особого колорита (как разновидность модализма) «архаичности», национальной «экзотичности», некой «природной чистоты», нетронутости и т.п. Примеры: Мусоргский. Опера «Борис Годунов». Хор «На кого ты нас покидаешь» (так называемый эолийский лад); Равель. «Павана на смерть инфанты».

Исторический очерк

Термины διάτονος / diatonus, διατονικός / diatonicus (и однокоренные) появились в античной гармонике в рамках учения о родах мелоса и первоначально относились к строению тетрахорда, поскольку именно кварта была «первым» (т.е. наименьшим, наименьшего объёма) консонансом. От других родов тетрахорда диатон отличается отсутствием пикнона, при этом конкретные математические значения тонов и полутонов варьировались: Аристоксен описывал две окраски («хрои») диатона, Птолемей в «Гармонике» выделил пять диатонических родов[8]. Соответственно этому (отсутствию пикнона) этос диатонических мелодий определялся характеристиками «естественный», «натуральный». Боэций (выдающийся транслятор греческой гармоники) объясняет слово «диатон», как «нечто проходящее через тон и еще через тон»[9]. Термин «диатонический» античная наука распространяла и на звукоряды (системы) большего объёма (вплоть до Полной системы), которые составлялись из диатонических видов кварты (species diatessaron) — квинты и октавы. В полном соответствии с древней научной традицией так же поступали средневековые теоретики музыки (в рамках учения о «видах консонансов» — species consonantiarum).


Примечания

  1. Большая российская энциклопедия. Т.8. М., 2007, с.720.
  2. Музыкальный словарь Гроува. М., 2007, с.300.
  3. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990, c.172.
  4. Строго говоря, и те и другие должны быть отнесены к миксодиатоническим.
  5. Звукоряды мелодического мажора и мелодического минора относятся к миксодиатонике, гармонического мажора и гармонического минора к гемиолике.
  6. Термин Ю.Н.Холопова. «Олиготониками» он называет совокупно все малоступенные, но вместе с тем самодостаточные (законченные в себе) интервальные системы (таким образом, научное значение термина противоречит его этимологии). См. подробней: Холопов Ю.Н. Практическая гармония. Т.1. М., 2004, с.324.
  7. Термин «мезотоника» применяет Т.А. Старостина; см. список литературы.
  8. Точные (числовые) значения диатонических тонов и полутонов Птолемея см. в статье Роды мелоса.
  9. После рассмотрения [чисел консонансов и звукоряда] следует сказать о родах мелоса. Этих родов три: диатон, хрома, энармон. Диатон несколько жестче и естественней [других]; хрома же отступает от, так сказать,естественного растяжения и смягчается; звуки энармона пригнаны друг к другу наилучшим образом. Всего существует пять тетрахордов: низших, средних, соединенных, отделенных, высших [звуков]; и во всех них мелодия диатонического рода проходит через полутон, тон и тон — сначала в одном тетрахорде, затем (опять через полутон, тон и тон) в другом, и так далее. Потому этот род и называется «диатон», как нечто проходящее через тон и еще через тон (ideoque vocatur diatonum, quasi quod per tonum ac per tonum progrediatur). Boeth. Mus. I,21.

Литература

  • Катуар Г.Л. Теоретический курс гармонии, ч. 1, Москва, 1924;
  • Vincent J. The diatonic modes in modern music. Berkley, 1951;
  • Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии, 3-е изд. Москва, 1966;
  • Способин И.В. Лекции по курсу гармонии. Москва, 1969;
  • Старостина Т.А. Ладовая систематика русской народной песни // Гармония: Проблемы науки и методики. Сб. статей. Вып. 1. Ростов-на-Дону, 2002, сс. 85-105.
  • Холопов Ю.Н. Диатоника // Большая российская энциклопедия. Т. 8. Москва, 2007, сс. 720-721.

Диатоника.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28