16-10-2023
Жан-Мишель Жарр Jean-Michel Jarre |
|
Основная информация | |
---|---|
Дата рождения |
24 августа 1948 (66 лет) |
Место рождения | |
Годы активности |
с 1969 года |
Страна | |
Профессии | |
Инструменты | |
Жанры | |
Псевдонимы |
Jamie Jefferson, 1905. |
Коллективы |
Dustbins, Mystere IV |
Лейблы | |
Награды | |
jeanmicheljarre.com | |
Аудио, фото, видео на Викискладе |
Жан-Мише́ль Андре Жарр (фр. Jean-Michel André Jarre; 24 августа 1948, Лион) — французский композитор, мультиинструменталист, один из пионеров электронной музыки, играющий в основном на синтезаторах, автор и постановщик грандиозных музыкально-световых шоу. Всемирную популярность приобрёл благодаря альбому Oxygene (1976), ставшему классикой электронной музыки.
Жан-Мишель Андре Жарр родился 24 августа 1948 года в Лионе, Франция. Сын композитора Мориса Жарра и участницы движения Сопротивления Франс Пежо (1914—2010), заключённой в годы немецкой оккупации в концентрационный лагерь Равенсбрюк (1944)[1], сводный брат киносценариста Кевина Жарра. Бабушка Жарра происходила из семьи еврейских иммигрантов из России[2][3].
Когда Жан-Мишелю было пять лет, его родители развелись, и его отец переехал в Америку. Жан-Мишель жил со своей матерью в маленькой квартирке в пригороде Парижа. У отца и сына нормального общения не вышло[4].
Жан-Мишель начал учиться играть на фортепиано и гитаре уже в 5 лет. Учась в школе, параллельно брал уроки гармонии и музыкальной композиции в Парижской консерватории. Находясь под влиянием британской поп-музыки, играл на гитаре в различных парижских группах[5]. С 1968 года был членом Группы музыкальных исследований (фр. Groupe de recherches musicales) под руководством Пьера Шеффера. В это время Жан-Мишель приобрёл свой первый синтезатор и начал сочинять электронную музыку. В 1972 году вышел его дебютный альбом «Deserted Palace».
Френсис Дрейфус стал покровителем Жарра и спродюсировал его альбом «Oxygene» (Кислород). «Космическая» синтезаторная электроника Жарра имела большой успех: альбом вскоре стал «золотым» и завоевал награду «Дисковый Гран-при» (Grand Prix du Disque). Последующие работы Жана-Мишеля значительно повлияли на развитие электронной музыки, в особенности амбиента и нью-эйджа[6]. В общей сложности по всему миру было продано более 80 миллионов копий его альбомов.
5 июля 1983 Жарр выставил на аукцион единственную виниловую копию своего нового альбома «Musique pour Supermarché», музыка на котором была создана для художественной выставки. Аукцион Hôtel Drouot[fr] в Париже собрал 69 тыс. франков. Жарр пообещал сжечь оригинальные ленты в присутствии представителя власти.
Альбом был проигран один раз на волнах радиостанции RTL[fr] и впоследствии аудиопираты выпустили бутлег с записью этой передачи (правда, звук был подпорчен помехами и искажениями, вносимыми АМ-модуляцией).
После того, как матрица была уничтожена, части «Musique pour Supermarché» были переработаны в 1984 году в новом альбоме «Zoolook». Альбом объединяет аналоговый синтез с этнической и вокальной музыкой. «Zoolook» представляет семплы и слова на различных языках со всего земного шара для создания разнообразного диапазона звуков и эффектов.
Жан-Мишель Жарр 4 раза попадал в Книгу рекордов Гиннесса когда его концерты отмечались как самые массовые в истории:
Альбом «Music for Supermarkets» («Музыка для супермаркетов», 1983), выпущенный в единственном экземпляре, продан на аукционе за сумму в 10 тыс. фунтов стерлингов[14].
The 59-year-old French composer has had four entries in the Guinness Book Of Records for concert attendances, breaking his own total three times — the largest being in 1997 when he performed to 3.5 million people in Moscow.
Жарр, Жан-Мишель.