Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Катастрофа Ту-104 под Внуково (1979)

22-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Рейс 1691 Аэрофлота

Разбитая передняя часть фюзеляжа
Общие сведения
Дата

17 марта 1979 года

Время

19:48

Характер

Недолёт ВПП

Причина

ложная сигнализация о пожаре, ошибки экипажа, конструктивные недостатки

Место

близ аэропорта Внуково и Киевского шоссе, Московская область (РСФСР, СССР)

Координаты

(O)(O)

Воздушное судно


Разбившийся Ту-104Б борт CCCP-42444 в старой ливрее.

Модель

Ту-104Б

Авиакомпания

(Аэрофлот Украинское УГА, Одесский ОАО)

Пункт вылета

Внуково, Москва

Пункт назначения

Одесса

Рейс

1691

Бортовой номер

CCCP-42444

Дата выпуска

19 сентября 1958 года

Пассажиры

113

Экипаж

6

Погибшие

58

Выживших

61

В субботу 17 марта 1979 года в районе московского аэропорта Внуково потерпел катастрофу Ту-104Б компании Аэрофлот, в результате чего погибли 58 человек.

Содержание

Самолёт

Ту-104Б с бортовым номером 42444 (заводской — 921001, серийный — 10-01) был выпущен Казанским авиазаводом 19 сентября 1958 года, а к 27 сентября 1959 года был передан Главному управлению гражданского воздушного флота, которое сперва направило его во Внуковский авиаотряд Московского управления транспортной авиации ГВФ. По имеющимся сведениям, изначально авиалайнер имел салон на 100 мест, но позже был переделан на 115 мест. 6 апреля 1972 года его перевели уже в Одесский авиаотряд Украинского управления гражданской авиации. На момент катастрофы самолёт имел 24 356 часов налёта и 14 118 посадок[1][2].

Экипаж

Пилотировал самолёт экипаж из 90-го лётного отряда, имеющий следующий состав[2]:

Катастрофа

Вечером 16 марта экипаж выполнил рейс 1690 по маршруту «ОдессаМосква». Утром 17 марта должен был выполняться рейс 1691 по маршруту «Москва—Одесса», при этом вылет из московского аэропорта Внуково по расписанию был в 08:15. Однако аэропорт Одессы был закрыт по метеоусловиям, в связи с чем вылет был отложен до 13:50. Однако затем он был отложен до 15:30, так как теперь по метеоусловиям был закрыт сам Внуково. Далее время вылета переносили на 16:15, но и его потом изменили. Наконец после 17:00 появилось «окно». В общей сложности всего экипаж выполнял предполётную подготовку трижды, и все в полном объёме. Небо над аэропортом вылета в это время было затянуто слоисто-дождевыми и разорвано-дождевыми облаками высотой 150 метров, шёл дождь, гололёд, а видимость составляла 1000 метров. Это соответствовало метеорологическому минимуму для взлёта, но не посадки[2].

Всего на борт сели 114 пассажиров, топливные баки были полностью заправлены, а взлётный вес составлял 78 тонн (по некоторым данным, был превышен на 1171 килограмм). В процессе ожидания вылета один из пассажиров отказался от полёта и его высадили, таким образом на борту теперь были 113 пассажиров и 6 членов экипажа. В целом ожидание разрешения на взлёт затянулось и исполнительный старт авиалайнер занял лишь в 19:32 ночью. В 19:33:55 самолёт начал разгон по ВПП для взлёта про магнитному курсу 242°[2].

В 19:35 на скорости 350 км/ч Ту-104 оторвался от ВПП, когда всего через 5 секунд загорелась лампа-кнопка «Пожар левого двигателя» и автоматически сработала первая очередь системы пожаротушения. Бортмеханик Лущан доложил об этом командиру Акстютину, на что тот, вопреки РЛЭ, принял решение повременить с отключением левого двигателя, так как существовал риск, что тяжёлый самолёт после падения силы тяги двигателей вдвое может упасть на расположенный под ним лес. Позже была активирована и вторая очередь пожаротушения. Лишь на высоте 1500 метров, спустя 5 минут 53 секунды после взлёта левый двигатель был отключён, при этом не был перекрыт пожарный кран и не включён кран кольцевания, что также нарушало РЛЭ. Бортмеханик попытался разглядеть левый двигатель из салона, но не смог точно определить, есть пожар или нет[2].

Было принято решение возвращаться обратно в аэропорт вылета, хотя погодные условия были хуже минимума для посадки, а посадочный вес авиалайнера был на 10,7 тонн выше допустимого. Вес можно было снизить за счёт слива топлива, но экипаж не стал этого делать, так как не был уверен, что пожар ликвидирован, в противном случае сбрасываемое топливо могло воспламениться. Авиалайнер левым разворотом начал выполнять заход на посадку, который осуществлялся по магнитному курсу 242° в директорном режиме по ИЛС, при этом руководство осуществлял диспетчер посадки. До полосы оставалось 19 километров, когда при скорости 430 км/ч экипаж выпустил шасси. Четвёртый разворот был пройден с разворотом, но экипаж исправил его и Ту-104 вышел на предпосадочную прямую[2].

Выйдя на предпосадочную прямую, экипаж при скорости 370 км/ч выпустил закрылки на 20°, но через 14 секунд убрал их до 10°. На высоте 360 метров самолёт вошёл в глиссаду, находясь при этом в 50 метрах левее курса. При скорости полёта 345—350 км/ч на расстоянии 6—9 километров от торца ВПП Ту-104 снижался с вертикальной скоростью 2,4 м/с, что было недостаточно. Тогда в 5900 метрах от торца ВПП, когда авиалайнер был на 20 метров выше глиссады, были снижены обороты правого двигателя с 4100 до 3750 об/мин, что при некотором снижении силы тяги увеличило вертикальную скорость снижения. Но тем не менее, ДПРМ был пройден на 38 метров выше глиссады, поэтому вертикальную скорость увеличили ещё больше, достигнув значения 9 м/с. При этом попытка устранить уклонение влево привело к тому, что в 3900 метрах от торца ВПП самолёт пересёк продолжение оси ВПП и теперь начал быстро уклоняться вправо, несмотря на неоднократные предупреждения диспетчера. В 1800 метрах от БПРМ самолёт был на 20 метров выше глиссады и в 60 метрах правее её (по другим данным — в 180 метрах). Экипаж попытался исправить боковое уклонение, но при выполнении манёвра на крыле из-за обледенения (произошло во время полёта в облаках), произошло падение подъёмной силы и самолёт начал быстро терять высоту. Экипаж попытался исправить ситуацию увеличением режима оставшегося единственного рабочего двигателя (правого) до взлётного и потянули штурвалы на себя. Однако тяжёлая машина плохо слушалась управления и продолжала снижаться[2].

Ту-104 врезался левой стойкой в провода (O)). От удара левую плоскость оторвало, а самолёт перевернуло, после чего под углом 45° он врезался передней частью фюзеляжа в деревья и землю. Помчавшись через лес, авиалайнер разрушаясь начал сбивать деревья и столбы. Затем передняя часть фюзеляжа с правой плоскостью крыла перелетела шоссе, перевернулась и упала в лес в 375 метрах от места первого касания земли ((O)), после чего загорелась[2].

Общая площадь разброса обломков составила 550 на 160 метров. В катастрофе погибли 58 человек: стюардесса Тамара Хрулева и 57 пассажиров, включая четырёх иностранных граждан. Все выжившие стали инвалидами.

Причины

В выводах комиссии в катастрофе обвинили командира экипажа Аксютина, который пилотируя тяжёлый обледеневший самолёт с одним работающим двигателем превысил вертикальную скорость снижения. По мнению членов экипажа, его фактически сделали козлом отпущения.

Также, по мнению комиссии, катастрофе способствовали такие факторы, как отсутствие в РЛЭ рекомендаций по выполнению вынужденной посадки с превышением максимально допустимого посадочного веса и по сливу топлива в случае срабатывания табло «пожар двигателя», а также плохое взаимодействие между членами экипажа. Последнее выразилось в том, что штурман не предупредил командира о достижении высоты принятия решения (120 метров), а второй пилот при пилотировании не следил за приборами, что и привело к снижению ниже глиссады и уклонению вправо. К тому же заход на посадку осуществляли при выключенном сигнализаторе высоты СВ-2[2].

Что до срабатывания системы о пожаре в двигателе, то техническая комиссия сделала вывод, что срабатывание было ложным, а вызвало его выбивание горячего воздуха с температурой до 253 °C в подкапотное пространство из-за разъединения на взлёте шарового соединения трубопровода противообледенительной системы левого двигателя. Разъединение соединения в свою очередь было вызвано несоответствием размеров деталей соединения (сферическое кольцо и труба) требованиям чертежа, что при эксплуатации своевременно не было обнаружено[2].

Штурман Виктор Ованесян однако считает, что причины у катастрофы были несколько иного характера:

  1. Существовали два метеорологическим минимума: для взлёта и для посадки. При этом первый меньше, чем второй, то есть если самолёт взлетел, то существовала вероятность, что обратно он уже приземлиться не мог.
  2. Сильная изношенность самолёта, которому было уже 20 лет, а его отказавший левый двигатель успел пройти три капитальных ремонта.

Последствия

Командир экипажа был приговорён к 7 годам в колонии для лиц, совершивших преступление по неосторожности. Через полтора года его по состоянию здоровья (потеря зрения) освободили и он вернулся в Одессу, где ему дали комнату в коммунальной квартире. Умер 8 марта 2010 года в возрасте 70 лет.

После катастрофы под Внуково, в ноябре того же года Министерство гражданской авиации прекратило эксплуатацию самолётов Ту-104[2].

Примечания

  1. Туполев Ту-104Б Бортовой №: CCCP-42444. Russianplanes.net. Архивировано из первоисточника 28 мая 2013. Проверено 27 мая 2013.
  2. ↑ Катастрофа Ту-104Б Украинского УГА в районе а/п Внуково. airdisaster.ru. Архивировано из первоисточника 28 мая 2013. Проверено 27 мая 2013.

См. также

Катастрофа Ту-104 под Внуково (1979).

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28