27-07-2023
Киевское маршрутное такси | |
Автобусная система | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Дата открытия |
1960-е гг. |
Количество маршрутов |
221 |
Стоимость проезда |
2.00 — 3.00 грн |
Киевское маршрутное такси — вид общественного транспорта, количество маршрутов которого в городе превышает количество автобусных, троллейбусных и трамвайных маршрутов вместе взятых.
Содержание |
Маршрутное такси впервые появилось в Киеве в 1960-х годах. На линиях использовали автобусы особо малого класса РАФ-977 «Латвия». Маршрутное такси или в просторечье «маршрутка» быстро набрало популярность, несмотря на значительно более высокую стоимость проезда (20 коп.).
Во второй половине 1970-х годов на линии маршрутного такси стали поступать новые микроавтобусы РАФ-2203 «Латвия». К 1987 году в городе действовало 28 таксомоторных маршрутов, протяженность которых составляла свыше 100 км. На линиях работали 62 микроавтобуса РАФ-2203 «Латвия»[1]. В результате экономических потрясений конца 1980-х — начала 1990-х годов маршрутное такси, находившееся в государственной собственности, стало нерентабельным и быстро пришло в упадок. Маршрутки исчезли с улиц города.
Кризисную ситуацию, сложившуюся с пассажирскими перевозками в городе, улучшило внедрение таксомоторных перевозок. В 1996 году автобусные парки стали впервые осуществлять перевозку пассажиров без предоставления льгот. На автобусах появились таблички «Автобусный таксомотор». Первые экспрессные маршруты появились на Вигуровщине-Троещине (№ 21к, 26э, 57э, 59э). В этот период курсировали автобусы с междугородных трасс — ЛАЗ-699р и Икарус-250 (более 50 единиц).
С 1997 года в Киеве началось возрождение Псковавто-2214 на базе «ГАЗели» .
Быстро выяснилось, что рынок городских пассажироперевозок IVECO Daily 2, которые продержались на линиях несколько лет. Были попытки заменить их автобусами на базе Mercedes-Benz Vario, но неудачно.
Требовалась более вместительная и недорогая в обслуживании машина. Такой машиной стал отечественный автобус малого класса «Богдан» А091. Он быстро завоевал популярность и стал основной маршруткой на улицах Киева. Наряду с его поздней модификацией «Богдан» А092 этот автобус и сегодня можно увидеть в городе повсеместно.
Флагман украинского, а в прошлом советского автобусостроения, ЛАЗ-A07310. Но проволочки с серийным выпуском этой машины не позволили ей занять свое место на рынке пассажирских перевозок. В Киев попало только три таких маршрутки.
Кроме того, к этому времени был начат серийный выпуск автобусов малого класса ДАЗ-3220, но и они не получили в Киеве распространения. Крупных перевозчиков автобус не заинтересовал.
Также киевлянам запомнились ярко-желтые маршрутки необычного вида Peugeot J9 Karsan и очень удачные автобусы Otoyol, закупленные частными транспортными компаниями и около двух лет эксплуатировавшиеся на улицах города.
Государственные АТП, ввиду убыточности муниципального транспорта, находившиеся на дотациях, тем не менее, не желали оставаться в стороне от прибыльного направления автоперевозок маршрутками. Не имея средств на закупку автобусов малой вместимости, они выпустили на свои автобусные линии в качестве маршруток междугородные и туристические автобусы Ikarus-250, Ikarus-255, Ikarus-256, ЛАЗ-699, в тот период имевшиеся в автопарках в больших количествах. Плохо приспособленные к такой работе, эти громоздкие автобусы были сняты с линий при первой возможности.
Кроме перечисленных машин, в конце 1990-х — начале 2000-х годов на маршрутах работали автобусы мелких автоперевозчиков и отдельных водителей-частников. Если не считать старые советские ПАЗы и единичные КАвЗы, в основном это были подержанные коммерческие автофургоны известных компаний Mercedes-Benz, Volkswagen, Ford, Peugeot, Renault, Citroën, DAF, FIAT, IVECO разных моделей, пригнанные из Европы и переоборудованные для пассажирских перевозок. Однако мелкие автоперевозчики не выдержали финансовой конкуренции с крупными операторами и были вытеснены на городскую периферию и пригородные маршруты. В настоящее время переоборудование грузовых фургонов для пассажирских перевозок запрещено, однако ранее зарегистрированные переделанные машины продолжают работать.
На сегодня самой распространённой в Киеве маркой маршрутного такси остается «Богдан» моделей А091 и А092. Но в последние годы столичный рынок перевозок у «Богдана» начали понемногу отвоевывать автобусы малого класса БАЗ А079 «Эталон» и ЗАЗ А07А «І-Ван».
Автобусы «Богдан» моделей А091 и А092, БАЗ А079 «Эталон» и «І-Ван» составляют основной парк маршрутного такси в Киеве.
Иногда АТП, обслуживающие киевские автобусные маршруты, выпускают на линии свои автобусы в режиме «таксомотора», то есть, в качестве маршрутных такси. Причём, это может быть машина любой из марок, составляющих парк киевских автобусов. Стоимость проезда в таких автобусах такая же, как и в обычных маршрутках. Автобусные проездные билеты и льготные удостоверения при этом не действуют, что вызывает нарекания пассажиров, особенно пенсионеров, имеющих право бесплатного проезда в муниципальном транспорте. По этой причине работа городских автобусов в режиме «таксомотора» в Киеве ограничена.
За машинами сегодняшнего киевского маршрутного такси прочно закрепилось общее наименование «маршрутка». Реже применяется название «бусик». В период возрождения маршрутного такси 1997—1998 гг. любой микроавтобус, работавший на линии, называли «автосвитом» по имени первой частной компании, пришедшей на киевский рынок пассажирских автоперевозок.
Стоимость проезда в маршрутках с 1997 г. до 2011 г. изменилась с 50—75 копеек до 2—3 грн.
В Киеве существует 221 маршрут маршрутных такси. Маршруты составлены таким образом, что из любого района города можно добраться до другого района на маршрутках. Среди маршрутов представлены как длинные (проходящие несколько районов, такие, как 529МТ, 416МТ, 590дМТ), так и короткие (между двумя соседними станциями метро или то станции метро до массива, например, 559МТ, 241МТ, 582МТ и другие).
Автобусы «Богдан» А064, «Богдан» А069, ЧАЗ А074, БАЗ А148, пассажирские версии IVECO Daily 2 (Turbo Daily), автобусы, переоборудованные из коммерческих фургонов IVECO Daily 2, IVECO Daily 3, FIAT Ducato, Ford Transit, Citroën Jumper, Peugeot Boxer, Renault Master, Volkswagen LT, Volkswagen Crafter, Mercedes-Benz Vario, Mercedes-Benz Sprinter (T1N), и его дорестайлинговых предшественников Mercedes-Benz T1, принадлежащие мелким перевозчикам и водителям-частникам.
Пассажиры оплачивают проезд при входе в салон водителю или кондуктору. Стоимость проезда варьирует от 2.00 гривен (на небольших маршрутах: 559, 441-к и аналогичных) до 3.00 гривен (на крупных маршрутах: 550, 529, 416 и аналогичных). И это не предел.[2]
В киевских маршрутных такси предусмотрен льготный проезд ветеранов войны, инвалидов I, II групп, детей-инвалидов и некоторых других категорий населения, перечисленных в «Выдержке из Правил предоставления услуг по перевозке пассажиров». За один оборотный рейс допускается перевозка не более 2 «льготников».[3]
Киевское маршрутное такси.