Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Киреевский, Иван Васильевич

15-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Иван Васильевич Киреевский
Дата рождения:

3 апреля 1806({{padleft:1806|4|0}}-{{padleft:4|2|0}}-{{padleft:3|2|0}})

Место рождения:

Москва, Российская империя

Дата смерти:

23 июня 1856({{padleft:1856|4|0}}-{{padleft:6|2|0}}-{{padleft:23|2|0}}) (50 лет)

Место смерти:

Санкт-Петербург, Российская империя

Страна:

Российская империя

Язык(и) произведений:

русский

Направление:

русская философия

Основные интересы:

славянофильство

Значительные идеи:

соборность

Ива́н Васи́льевич Кире́евский (22 марта [3 апреля1806, Москва — 11 [23] июня 1856, Санкт-Петербург) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из главных теоретиков славянофильства.

Биография

Иван Васильевич Киреевский родился в Москве в семье Василия Ивановича Киреевского и Авдотьи Петровны, которая после смерти мужа в 1817 году вышла повторно замуж за А. А. Елагина.

В 1823 г. Киреевский поступил на службу в Архив иностранной коллегии и становится одним из «архивных юношей», организовавших Общество любомудрия, которое самораспустилось в 1825 году после восстания декабристов.

В 1830 году Киреевский вместе с братом Петром едет в Германию. В Берлине он слушает лекции Гегеля, в Мюнхене — Шеллинга; рассматривал Гегеля как рационалиста и последователя Аристотеля, как последнюю и высочайшую из возможных вершин западной мысли, которой должно быть противопоставлено русское мировоззрение, построенное на чувстве и чистой православной вере.

Вернувшись в Россию, Иван Васильевич в 1832 году начинает издание журнала «Европеец», который был запрещен Николаем I за статью Киреевского «Девятнадцатый век», где усматривались требования конституции для России.

В 1834 году Киреевский женился на Наталии Петровне Арбеневой[1].

После многолетнего молчания в 1840-х гг. Киреевский попытался получить философскую кафедру в Московском университете, но его все ещё считали неблагонадежным.

Вместе со старцами Оптиной пустыни он работает над изданием сочинений Отцов Церкви.

В 1852 году славянофилы начинают издание «Московского сборника». Киреевский опубликовал в нём свою статью «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России», которая не понравилась властям и выпуск журнала были прекращен.

В последние годы жизни Киреевский работает над курсом философии.

В 1856 году Киреевский умер от холеры. Был похоронен в Оптиной пустыни. В этом же году посмертно была опубликована его статья «О возможности и необходимости новых начал для философии» в журнале «Русская беседа».

В 1856 году были изданы труды Киреевского в 2 томах.

Философские идеи

"...У нас есть Надежда и Мысль о великом назначении нашего отечества!"[2]

В начале творчества Киреевского заметны «западнические» симпатии, вскоре сменившиеся мистицизмом и славянофильством[3].

Главенствующее место у Киреевского занимает идея цельности духовной жизни. Именно «цельное мышление» позволяет личности и обществу избежать ложного выбора между невежеством, которое ведет к «уклонению разума и сердца от истинных убеждений», и логическим мышлением, способным отвлечь человека от всего важного в мире. Вторая опасность для современного человека, если он не достигнет цельности сознания, особенно актуальна, полагал Киреевский, ибо культ телесности и культ материального производства, получая оправдание в рационалистической философии, ведет к духовному порабощению человека. Принципиально изменить ситуацию может только перемена «основных убеждений», «изменение духа и направления философии».

Как и Хомяков в учении о соборности, Киреевский связывал рождение нового мышления не с построением систем, а с общим поворотом в общественном сознании, «воспитанием общества». Как часть этого процесса общими («соборными»), а не индивидуальными интеллектуальными усилиями и должна была войти в общественную жизнь новая, преодолевающая рационализм, философия. Суть этого пути — стремление к сосредоточенной цельности духа, которая дается только верой: «осознанием об отношении человеческой личности к личности Божества». Этому должна помочь также и аскеза — необходимый элемент не только жизни, но и философии. В то же время Киреевский отнюдь не считал бессмысленным опыт европейского философского рационализма: «Все ложные выводы рационального мышления зависят только от его притязания на высшее и полное познание истины».

Электронные публикации

  • Иван Васильевич Киреевский «Полное собрание сочинений. Том 1. 1911»
  • Иван Васильевич Киреевский «Полное собрание сочинений. Том 2. 1911»

Литература

  • Киреевский И. В. Из писем И. В. Киреевского к В. А. Жуковскому / Сообщ. П. В. Жуковским // Русский архив, 1870. — Изд. 2-е. — М., 1871. — Стб. 959—965.
  • Лясковский В. Братья Киреевские, жизнь и труды их. — СПб., 1899.
  • Лушников А. Г. И. В. Киреевский. — Казань, 1918.
  • Мюллер Э. И. В. Киреевский и немецкая философия // Вопросы философии. — 1993. — № 5.
  • Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. А. Маслина. — М.: Республика, 1995.
  • Смолич И. И. В. Киреевский // Путь. — 1932. — № 33. — С. 52-66.

Примечания

  1. Смолич И., 1932
  2. http://www.ras.ru/FStorage/download.aspx?Id=e688ff36-3506-4e2f-9cc5-4e3cf6b32ca7
  3. Русская философия, 1995

Киреевский, Иван Васильевич.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28