24-05-2023
Иван Никитович Кожедуб | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата рождения | ||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Место рождения |
село Ображиевка, Глуховский уезд, Черниговская губерния, |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Дата смерти | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Место смерти | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Принадлежность | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Род войск |
авиация (военно-воздушные силы) РККА, истребительная авиация ВВС ВС СССР |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Годы службы | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Звание | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Часть |
240иап, 176Гв.иап |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Сражения/войны | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Награды и премии |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
В отставке |
Писатель |
Ива́н Ники́тович Кожеду́б (укр. Іва́н Мики́тович Кожеду́б; 8 июня 1920, Черниговская губерния — 8 августа 1991, Москва) — советский военный деятель, лётчик-ас времён Великой Отечественной войны, наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации союзников (64 сбитых самолета). Трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации (6 мая 1985).
Псевдоним во время боевых действий в Корее — Крылов[1].
Содержание |
Иван Кожедуб родился в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне — Шосткинского района Сумской области Украины) в семье крестьянина — церковного старосты[2]. Принадлежал ко второму поколению[уточнить] советских пилотов-истребителей, принявших участие в Великой Отечественной войне.
В 1934 году Кожедуб окончил школу и поступил в химико-технологический техникум в городе Шостка.
Первые шаги в авиации сделал, занимаясь в Шосткинском аэроклубе. С 1940 года — в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, в которой начал службу в должности инструктора.
После начала войны вместе с авиашколой был эвакуирован в Среднюю Азию, г. Чимкент. В ноябре 1942 года Кожедуб был откомандирован в 240-й истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии, формирующийся в Иваново. В марте 1943 года в составе дивизии вылетел на Воронежский фронт.
Первый воздушный бой закончился для Кожедуба неудачей и едва не стал последним — его Ла-5 был повреждён пушечной очередью Мессершмитта-109, бронеспинка спасла его от зажигательного снаряда, а при возвращении самолёт был обстрелян советскими зенитчиками, в него попало 2 зенитных снаряда. Несмотря на то что Кожедубу удалось посадить самолёт, полному восстановлению он не подлежал, и летчику пришлось летать на «остатках» — имеющихся в эскадрилье свободных самолётах. Вскоре его хотели забрать на пост оповещения, но командир полка заступился за него. 6 июля 1943 года на Курской дуге, во время сорокового боевого вылета, Кожедуб сбил свой первый немецкий самолёт — бомбардировщик Юнкерс Ю-87. Уже на следующий день сбил второй, а 9 июля сбил сразу 2 истребителя Bf-109. Первое звание Героя Советского Союза Кожедубу было присвоено 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника.
С мая 1944 года Иван Кожедуб воевал на Ла-5ФН (бортовой № 14), построенном на средства колхозника-пчеловода Сталинградской области В. В. Конева. В августе 1944 года, получив звание капитана, он был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка и стал воевать на новом истребителе Ла-7. Второй медали «Золотая Звезда» Кожедуб был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника.
К концу войны Иван Кожедуб, к тому времени — гвардии майор, летал на Ла-7, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника, среди них 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по 2 бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129 и 1 реактивный истребитель Me-262[3]. Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил 2 FW-190, Кожедуб провёл в небе над Берлином. За всю войну Кожедуб ни разу не был сбит. Третью медаль «Золотая Звезда» Кожедуб получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны. Он был отличным стрелком и предпочитал открывать огонь на дистанции 200—300 метров, крайне редко сближаясь на меньшую дистанцию.
В лётной биографии Кожедуба числятся также два сбитых в 1945 году самолёта P-51 «Мустанг» ВВС США, которые атаковали его, приняв за немецкий самолёт[4].
И. Н. Кожедуб ни разу не был сбит во время Великой Отечественной войны, и хотя его подбивали, он всегда сажал свой самолёт. Он же считается[кем?] первым в мире летчиком-истребителем, сумевшим сбить немецкий реактивный истребитель Ме-262, но следует отметить, что он совершил это 15 февраля 1945 года, в то время как ещё 28 августа 1944 года один сбитый Me-262 был записан на счёт американских пилотов М. Кроя и Дж. Майерса, а всего до февраля 1945 года американским лётчикам было официально засчитано около 20 сбитых самолётов этого типа[5].
По окончании войны Кожедуб продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. В это же время он оставался действующим пилотом-истребителем, освоив в 1948 году реактивный МиГ-15. В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба. Во время войны в Корее командовал 324-й истребительной авиационной дивизией (324 иад) в составе 64-го истребительного авиационного корпуса. С апреля 1951 по январь 1952 года лётчики дивизии одержали 216 воздушных побед, потеряв всего 27 машин (9 пилотов погибло).
В 1964—1971 — заместитель командующего ВВС Московского военного округа. С 1971 служил в центральном аппарате ВВС, а с 1978 года — в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. В 1970 году Кожедубу присвоено звание генерал-полковника авиации. А в 1985 году И. Н. Кожедубу присвоено воинское звание Маршал авиации. Избирался депутатом Верховного Совета СССР II—V созывов, народным депутатом СССР.
Скончался 8 августа 1991 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
В официальной советской историографии итог боевой деятельности Кожедуба выглядит как 62 самолёта противника, сбитые лично. Однако недавние архивные исследования показали, что эта цифра немного занижена — в наградных документах (откуда она, собственно, и была взята) по неизвестным причинам отсутствуют две воздушные победы (8 июня 1944 — Ме-109 и 11 апреля 1944 — ПЗЛ-24), между тем как они были подтверждены и официально занесены на личный счёт лётчика.[6]
Список воздушных побед И. Н. Кожедуба | |||
---|---|---|---|
№ п/п | Дата победы | Тип самолёта | Место победы |
1 | 06.07.1943 | Ю-87 | зап. Завидовка |
2 | 07.07.1943 | Ю-87 | ст. Гостищево |
3 | 09.07.1943 | Ме-109 | Красная Поляна |
4 | 09.07.1943 | Ме-109 | вост. Покровка |
5 | 09.08.1943 | Ме-109 | Прелестный |
6 | 14.08.1943 | Ме-109 | Искровка |
7 | 14.08.1943 | Ме-109 | Коломна |
8 | 16.08.1943 | Ю-87 | Рогань |
9 | 22.08.1943 | ФВ-190 | Люботин |
10 | 09.09.1943 | Ме-109 | сев. Искровка |
11 | 30.09.1943 | Ю-87 | юго-зап. Бородаевка |
12 | 01.10.1943 | Ю-87 | зап. Бородаевка |
13 | 01.10.1943 | Ю-87 | зап. Бородаевка |
14 | 02.10.1943 | Ме-109 | Плоское |
15 | 02.10.1943 | Ю-87 | Петровка |
16 | 02.10.1943 | Ю-87 | юго-зап. Андреевка |
17 | 02.10.1943 | Ю-87 | юго-зап. Андреевка |
18 | 04.10.1943 | Ме-109 | сев.-зап. Бородаевка |
19 | 05.10.1943 | Ме-109 | юго-зап. Красный Кут |
20 | 05.10.1943 | Ме-109 | зап. Куцеваловка |
21 | 06.10.1943 | Ме-109 | Бородаевка |
22 | 10.10.1943 | Ме-109 | Днепрово-Каменка |
23 | 12.10.1943 | Ю-87 | сев. Плоское |
24 | 12.10.1943 | Ме-109 | юж. Петровка |
25 | 12.10.1943 | Ю-87 | юж. Домоткань |
26 | 29.10.1943 | Ю-87 | Кривой Рог |
27 | 29.10.1943 | Хе-111 | зап. Будовка |
28 | 16.01.1944 | Ме-109 | Ново-Злынка |
29 | 30.01.1944 | Ме-109 | вост. Нечаевка |
30 | 30.01.1944 | Ю-87 | зап. Липовка |
31 | 14.03.1944 | Ю-87 | Осиевка |
32 | 21.03.1944 | Ю-87 | Лебедин — Шпола |
33 | 11.04.1944 | ПЗЛ-24 | Сырка |
34 | 19.04.1944 | Хе-111 | сев. Яссы |
35 | 28.04.1944 | Ю-87 | юго-вост. Вултуру |
36 | 29.04.1944 | Хш-129 | Хорлешти |
37 | 29.04.1944 | Хш-129 | Хорлешти |
38 | 03.05.1944 | Ю-87 | Тыргу Фрумос — Думбрэвица |
39 | 31.05.1944 | ФВ-190 | вост. Вултуру |
40 | 01.06.1944 | Ю-87 | Чужа Вода |
41 | 02.06.1944 | Хш-129 | зап. Стынка |
42 | 03.06.1944 | ФВ-190 | Редиу-Улуй — Тэтэр |
43 | 03.06.1944 | ФВ-190 | Редиу-Улуй — Тэтэр |
44 | 03.06.1944 | ФВ-190 | сев.-зап. Яссы |
45 | 07.06.1944 | Ме-109 | Пырлица |
46 | 08.06.1944 | Ме-109 | Кырпицы |
47 | 22.09.1944 | ФВ-190 | сев.-зап. Стренчи |
48 | 22.09.1944 | ФВ-190 | юго-зап. Рамниеки — Даксты |
49 | 25.09.1944 | ФВ-190 | сев.-зап. Валмиера |
50 | 16.01.1945 | ФВ-190 | юж. Студзяна |
51 | 10.02.1945 | ФВ-190 | сев.-зап. окр. аэродром Морин |
52 | 12.02.1945 | ФВ-190 | зап. Кинитц |
53 | 12.02.1945 | ФВ-190 | зап. Кинитц |
54 | 12.02.1945 | ФВ-190 | оз. Китцер-Зее |
55 | 17.02.1945 | Ме-262 | вост. Альт-Фридлянд |
56 | 19.02.1945 | Ме-109 | сев. Фюрстенфельде |
57 | 11.03.1945 | ФВ-190 | сев. Брюнхен |
58 | 18.03.1945 | ФВ-190 | сев. Кюстрин |
59 | 18.03.1945 | ФВ-190 | сев.-зап. Кюстрин |
60 | 22.03.1945 | ФВ-190 | сев. Зеелов |
61 | 22.03.1945 | ФВ-190 | вост. Гузов |
62 | 23.03.1945 | ФВ-190 | ст. Вербиг |
63 | 17.04.1945 | ФВ-190 | Врицен |
64 | 17.04.1945 | ФВ-190 | Кинитц |
Всего воздушных побед: 64+0
боевых вылетов — 330
воздушных боёв — 120
По информации Первого канала, в конце Великой Отечественной войны американскими лётчиками в зоне действий советской авиации были сбиты советские истребители. И. Н. Кожедуб вылетел и лично подбил два американских истребителя, виновных в этом акте агрессии.[1] В книге Николая Бодрихина «Советские асы»[7] приведены несколько иные обстоятельства этого эпизода: Кожедуб отогнал от американского бомбардировщика атаковавшие его немецкие самолёты, после чего был сам атакован американским истребителем с очень большой дистанции. Кожедуб сбил два американских самолёта; судя по словам выжившего американского лётчика, американцы приняли самолёт Кожедуба за немецкий Фокке-Вульф.
Бронзовый бюст Кожедуба установлен на родине в селе Ображиевка. Его Ла-7 (бортовой № 27) экспонируется в музее ВВС в Монино. Также именем Ивана Кожедуба назван парк в городе Сумы (Украина) возле входа установлен памятник лётчику, а также улица на Юго-Востоке Москвы (улица Маршала Кожедуба).
Имя Трижды Героя Советского Союза Ивана Никитича Кожедуба носит Харьковский университет Воздушных Сил (бывш. ХВУ, ХИЛ), а также Шосткинский химико-технологический колледж. 8 мая 2010 года памятник Кожедубу открыт в парке Вечной Славы в Киеве. 8 июня 2010 года в городе Шостка в ознаменование 90-летия Кожедуба был установлен бюст возле музея Ивана Кожедуба. 12 ноября 2010 года памятник Кожедубу был установлен в Харькове, на территории Харьковского университета Воздушных Сил.
О Кожедубе снят документальный фильм «Тайны века. Две войны Ивана Кожедуба».
В 2010 году Украина праздновала на государственном уровне 90-летие со дня рождения героя.[8] Тогда же была выпущена памятная монета посвященная Ивану Кожедубу.
Кожедуб Иван Никитович.