23-10-2023
K-159, Б-159 | ||
---|---|---|
|
||
История корабля | ||
Государство флага | СССР | |
Порт приписки | Западная Лица | |
Спуск на воду | 6 июня 1963 | |
Основные характеристики | ||
Тип корабля | ПЛАТ | |
Обозначение проекта | 627А «Кит» | |
Разработчик проекта | СКБ № 143 | |
Главный конструктор | В. Н. Перегудов | |
Классификация НАТО | November | |
Скорость (надводная) | 15,5 узлов | |
Скорость (подводная) | 30 узлов | |
Предельная глубина погружения | 300 метров | |
Автономность плавания | 50-60 суток | |
Экипаж | 104 человек (30 офицеров) | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 3 065 тонн | |
Водоизмещение подводное | 4 750 тонн | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 107,4 метра | |
Ширина корпуса наиб. | 7,9 метра | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 5,65 метр | |
Силовая установка | ||
Атомная, двухвальная, типа ВМА, модификации с двумя водо-водяными реакторами. Тепловая мощность 2 x 70 МВт, мощность на валу 2 x 17 500 л.с. | ||
Вооружение | ||
Торпедно- минное вооружение |
8 ТА калибра 533 мм, 20 торпед |
К-159 — советская атомная подводная лодка проекта 627А «Кит», заводской № 289. Затонула 30 августа 2003 года при буксировке на утилизацию. Погибло 9 человек.
Содержание |
Заложена 15 августа 1962 года на стапеле цеха № 42 Северного машиностроительного предприятия. Спущена на воду 6 июня 1963 года. С 11 июня по 20 августа 1963 года на лодке были проведены швартовные испытания оборудования и механизмов. Государственные испытания проходили с 11 сентября по 9 октября 1963 года. 9 октября 1963 года Государственная комиссия подписала акт о завершении государственных испытаний ПЛА «К-159».
Включена в состав Северного флота 4 ноября 1963 года, зачислена в состав 3-й дивизии подводных лодок с местом базирования в Западной Лице. Первым командиром ПЛА «К-159» был назначен капитан 2 ранга Синев Б. С.
В кампанию 1963 — 1966 годов ПЛА «К-159» совершила 2 автономных похода на боевую службу общей продолжительностью 74 суток. 2 марта 1965 года в море была обнаружена микротечь охлаждающих трубок конденсатора главного турбозубчатого агрегата левого борта, что привело к необходимости возвращения на базу. С 30 декабря 1966 года по 5 ноября 1968 года ПЛА «К-159» проходила текущий ремонт с заменой парогенераторов на судоремонтном заводе «Звездочка».
В кампанию 1981 — 1984 годов ПЛА «К-159» была в 4 автономных походах на боевую службу общей продолжительностью 138 суток. В 1985 — 1988 годах лодка отрабатывала задачи боевой подготовки в море и на базе.
В 1989 году переклассифицирована из крейсерской в большую и далее называлась Б-159.
30 мая 1989 года ПЛА «К-159» была выведена из боевого состава ВМФ.
Всего с момента спуска на воду ПЛА «К-159» совершила 9 боевых служб, прошла 212618 морских миль за 25364 ходовых часов.
С 1989 года по 2003 год лодка находилась в пункте временного хранения на плаву.
Затонула ночью 30 августа 2003 года вблизи острова Кильдин на глубине 170 метров[1] (по другим данным — 248 м[2][3]) во время буксировки из бухты Гремиха для утилизации на судоремонтном заводе «Нерпа» в городе Снежногорск. Погибло 9 человек, одному — старшему лейтенанту Максиму Цибульскому — удалось спастись. Найдены тела двоих членов экипажа. После аварии руководство страны и ВМФ говорило о необходимости подъёма лодки[4], но по состоянию на 2008 год подъём осуществлён не был.
В августе 2011 года Госкорпорация по атомной энергии «Росатома» снова подняла вопрос о возможном подъёме атомной субмарины, окончательное решение о подъёме может быть принято в 2012 году.[5][3]
Это заготовка статьи о подводных лодках. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
К-159.