Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Медведев, Сильвестр

10-08-2023

Сильве́стр (в миру — Симео́н Агафо́нович Медве́дев; 1641, Курск — 11 февраля 1691, Сергиев посад) — книгохранитель Московского печатного двора, духовный писатель, придворный поэт, ученик Симеона Полоцкого.

Участвовал в религиозных спорах 1680-х на стороне «латинской» партии и в политической борьбе за наследование московского престола по смерти Фёдора Алексеевича, поддерживая сторонников царевны Софьи.

Содержание

Биография

Родился и до 17 лет жил в Курске.

В 1658 году переехал в Москву, поступил на службу в Приказ тайных дел.

В 1665 году поступил в новооткрытую в Спасском, что за Иконным рядом, монастыре школу Симеона Полоцкого, где пробыл 3 года, изучал латинский и польский языки, риторику и пиитику, познакомился с историей, богословием, философией и сделался ревностным учеником и последователем Симеона.

Сопровождал боярина А. Л. Ордина-Нащокина в Курляндию, а потом в Андрусово при заключении мира.

В 1672 году, после того, как Ордин-Нащокин попал в опалу, скрывался в Путивле, где в 1674 году в Молченском монастыре принял монашество с именем «Сильвестр»; подвизался в Богородицком (ныне Знаменском) монастыре Курска.

В 1677 году вернулся в Москву и в присутствии Симеона Полоцкого был принят новым царем Федором Алексеевичем и после долгого разговора с ним получил прощение; был назначен справщиком и книгохранителем на Московский Печатный двор; принимал большое участие в исправлении церковных книг. Вместе с Полоцким создал типографию в Кремле — так называемую «Верхнюю», то есть дворцовую типографию.

По смерти Полоцкого в 1680 году, сделался главой партии малороссийских (украинских) учёных в Москве, представителем которой был его учитель. По завету Полоцкого Сильвестр должен был стать придворным учителем для Петра I, однако Московский патриарх Иоаким, опасаясь западного влияния, настоял на других учителях для Петра[1]. Сильвестр был назначен «строителем» (настоятелем) Спасского, что за Иконным рядом, монастыря. Когда в 1681 в Москву прибыл поляк Ян Белободский, Медведеву поручено было обличить Белободского в ереси: он составил по поручению Патриарха Иоакима ответ на Wyznanie Wiary Белободского.

По указу Фёдора Алексеевича от 15 января 1682 года в Спасском монастыре были построены 2 келии для школы Медведева, которая, как и школа Полоцкого, отличалась латинским направлением: в ней учились «латинскому языку»; просуществовала до 1686 года. Сильвестр имел планы превратить свою школу в академию и в 1685 году представил Царевне Софье на утверждение «Привилею» академии в стихах; но с появлением братьев Лихудов, которое означало победу «грекофильской» линии, поддерживаемой Патриархом Иоакимом, и открытием ими своей школы (Славяно-греко-латинской академии), прочие школы в Москве прекратили своё существование.

Как придворный стихотворец, написал «Приветство брачное» по случаю бракосочетания царя Фёдора Алексеевича и «плач» о его смерти, надгробную эпитафию своему учителю, высеченную на гробнице Полоцкого, и т. д.

В 1689—1690 годах в рамках кампании проводимой при русском дворе против иностранного влияния, Сильвестр попал в опалу как «латинизатор», а его отношения с патриархом Иоакимом совсем испортились[2]. Положение Сильвестра сделалось шатким: он был устранён от должности справщика на печатном дворе; пущена была молва, что он хотел убить патриарха; одно время его келья охранялась стрельцами на случай нападения патриарших людей.

После прихода к фактической власти царевны Софьи в 1682 году участвовал в подделке решения о передаче ей власти при малолетних царях Иване и Петре[3]. После отстранения Софьи от власти в августе-сентябре 1689 оказался в числе главных врагов нового режима. Замешанный в заговоре Шакловитого Сильвестр бежал из Москвы, но был схвачен в Дорогобуже и отправлен в Троице-Сергиев монастырь, где производилось следствие о заговоре Шакловитого.

Осенью 1689 года по инициативе патриарха Иоакима Сильвестр был лишён иноческого звания, подвергнут пыткам и приговорён к смертной казни «за воровство и измену и за возмущение к бунту»; также среди прочего обвинялся в распространении латинского толкования времени пресуществления[4]. После суда Сильвестр «до пролития крови» был отдан «в твёрдое хранило», то есть в крепкую тюрьму в Троицком монастыре, где он подвергался увещаниям с целью довести его до раскаяния в ереси.

Существует его «покаянное отречение от ереси», подлинность которого, впрочем, подлежит сомнению. Сочинения Медведева были запрещены Собором 1690 года в Москве и преданы сожжению. Сохранилась переписка Сильвестра с Симеоном Полоцким.

11 февраля 1691 был публично казнён усечением головы.

Участие в богословских спорах; сочинения

В 1680-х в Москве возник богословский спор о времени пресуществления (преложения) святых Даров. В более широком смысле, спор также касался вопроса о том, основывается ли вера на Предании (православная Церковь) или на ratioлатинство»). Спор принял особую остроту по приезде в Москву Лихудов.

Сильвестр вслед за Полоцким защищал распространённое тогда в Малороссии латинское мнение о том, что пресуществление святых Даров бывает при произнесении тайносовершителем так называемых «тайноустановительных слов» Иисуса Христа: «приимите, ядите» и «пийте от нея вси»; противники Сильвестра, Лихуды и инок Евфимий, на стороне которых стоял и Патриарх Иоаким, утверждали, что Дары пресуществляются лишь по молитве к Богу Отцу о ниспослании святого Духа силой заслуг Иисуса Христа, то есть во время эпиклезы.

Сильвестр написал Книгу глаголемую хлеб животный, на которую Евфимий ответил сочинением: «От святых отец на защищение восточныя Церкви тетради». В ответ на это сочинение Сильвестр в 1687 написал — как он говорит, по указу царицы Софьи Алексеевны, — «Книгу о манне хлеба животного», в которой прежний спокойный тон речи превратился в раздражительный, полемический; вслед затем он написал «праведный ответ» на «тетради» Лихудов и также против Лихудов опровержение: «Известие истинное православным и показание светлое о новоправлении книжном и о прочем» (1688), важное для истории исправления книг при Никоне .

Сильвестр — автор первой исторической (отличной от летописи) книги в Москве — Созерцание краткое лет 7190, 91 и 92, в них же что содеяся в гражданстве о событиях стрелецкого бунта 1682.

Изданные сочинения

  1. Сильвестр Медведев. Созерцание краткое лет 7190, 91 и 92, в них же что содеяся в гражданстве / С предисл. и прим. А. Прозоровского. М., 1894.
  2. Сильвестр (С. А. Медведев). Созерцание краткое лет 7190, 91 и 92, в них же что содеяся во гражданстве // Россия при царевне Софье и Петре I: Записки русских людей. — М.: Современник, 1990. — стр. 45-200.

Примечания

  1. Линдси Хьюз (англ.)русск. Russia in the Age of Peter the Great. — New Haven: Yale University Press, 1998. — С. 3. — 604 с. — ISBN 0-300-07539-1
  2. Линдси Хьюз (англ.)русск. Russia in the Age of Peter the Great. — New Haven: Yale University Press, 1998. — С. 3,12—13. — 604 с. — ISBN 0-300-07539-1
  3. Перевезенцев С. В. Сильвестр Медведев
  4. Линдси Хьюз (англ.)русск. Russia in the Age of Peter the Great. — New Haven: Yale University Press, 1998. — С. 13. — 604 с. — ISBN 0-300-07539-1

Литература

Ссылки

  • Медведев, Сильвестр. Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 29 марта 2011.
  • Еремин. Сильвестр Медведев. 1948
  • Перевезенцев С. В. Сильвестр Медведев

Медведев, Сильвестр.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28