Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Место встречи изменить нельзя (фильм)

08-09-2023

Место встречи изменить нельзя
Жанр

криминальная драма
детективный фильм

Режиссёр

Станислав Говорухин

Автор
сценария

Георгий Вайнер
Аркадий Вайнер

В главных
ролях

Владимир Высоцкий
Владимир Конкин

Оператор

Леонид Бурлака

Композитор

Евгений Геворгян

Кинокомпания

Одесская киностудия

Длительность

360 мин

Страна

 СССР

Год

1979

IMDb

ID 0078655

«Ме́сто встре́чи измени́ть нельзя́» — советский пятисерийный телефильм режиссёра Станислава Говорухина по повести братьев Вайнеров «Эра милосердия» (название фильма совпадает с названием романа в первой публикации в журнале «Смена», № 15-23 за 1975 год).

Фильм рассказывает об операции Московского уголовного розыска в 1945 году по задержанию банды «Чёрная кошка». Снят Одесской киностудией, съёмки начались 10 мая 1978 года[1], и проходили в Одессе и Москве.

Премьерный показ фильма по Центральному телевидению СССР был начат 11 ноября 1979 года.

Содержание

Сюжет

Действие фильма разворачивается в послевоенной Москве в августе-ноябре 1945 года.

Сотрудники отдела по борьбе с бандитизмом МУРа — опытный оперативник Глеб Жеглов (Владимир Высоцкий) и герой-разведчик, фронтовик, но новичок в розыскном деле Владимир Шарапов (Владимир Конкин) — противостоят банде грабителей «Чёрная кошка», которая грабит магазины и безжалостно убивает тех, кто попадается им на пути. В первый же день службы Шарапова в МУРе убивают Василия Векшина - оперработника из Ярославля, который был вызван в Москву для того, чтобы внедриться в банду.

Сотрудники отдела выезжают по вызову на склад, который грабит банда. Шарапов сталкивается с одним из бандитов, но тот, прикинувшись фронтовиком, обманывает Шарапова и уходит.

Параллельно Шарапов расследует убийство Ларисы Груздевой. Главный подозреваемый — её бывший муж, так как в его квартире нашли орудие убийства. Однако Шарапов, видя нестыковки в показаниях, не уверен в виновности Груздева и стремится непредвзято разобраться в обстоятельствах дела.

Во время общегородской операции у Маньки-Облигации найден браслет Ларисы Груздевой. От Маньки герои узнают, что браслет ей подарил бандит Копчёный. Копченый сообщает, что выиграл его в карты у карманника Сапрыкина по прозвищу Кирпич, а тот - у некого Фокса. Кирпич сообщает информацию о Фоксе, в частности, что он живёт в Марьиной роще у Верки-модистки, перешивавшей краденую одежду. Там милиционеры обнаруживают и другие вещи, пропавшие из дома Ларисы Груздевой. Оперативники устраивают засаду на квартире Верки, но из-за трусости, проявленной одним из оперативников, Фоксу опять удаётся уйти.

Верка сообщает, что Фокса с ней познакомила Ирина Соболевская, работающая в Доме мод. Она сообщает Шарапову приметы Фокса, и Шарапов узнает по описанию бандита, которого он ранее упустил при попытке задержать банду, грабившую склад. Соболевская сообщает, что Фокс ночует у Петра Ручникова - "Ручечника". Жеглов и Шарапов в театре ловят Ручечника и его подручную, которую используют, чтобы выманить Фокса на встречу в ресторан "Астория". Жеглов устраивает в ресторане засаду. Фокс чувствует неладное и пытается уйти, однако после автомобильной погони по улицам ночной Москвы милиционеры его задерживают.

Выясняется, что Соболевская и Груздева были подругами, и что Фокс был любовником Соболевской, от которой ушел к Груздевой. Шарапов перепроверяет улики против Груздева и доказывает его невиновность.

Шарапов хитростью заставляет Фокса написать записку своей любовнице Ане — милиционеры планируют передать через неё банде «план освобождения Фокса» и угрозу Фокса всех выдать. Шарапов встречается с ненастоящей Аней, и та назначает Володе встречу. Пришедшая «настоящая» Аня узнаёт о Фоксе, но бандиты похищают Шарапова, затолкнув в фургон и оторвавшись от слежки Жеглова. Шарапову удаётся (в этом ему помог Левченко, бывший фронтовой товарищ, который оказался в банде) убедить главаря — горбуна по имени Карп — в своей честности перед ним, и бандиты решают идти на вызволение Фокса.

На совещании в МУРе Жеглов решает: хотя связь с Шараповым и потеряна, тот, как человек военный, поймёт, что оговорённое место и время операции изменить нельзя, и устраивает засаду в магазине, привозя туда Фокса «для следственного эксперимента». Но как спасти Шарапова? Оперативники МУРа решают, что фотография возлюбленной Шарапова, приклеенная на дверь кладовки, сможет подсказать ему, что делать. Когда бандиты заходят в подвал, гаснет свет. Шарапов укрывается в кладовке, банда окружена и сдаётся милиции. Левченко совершает попытку бегства, и его вынужденно убивает Жеглов. Огорчённый и подавленный Шарапов просит Копытина отвести его к детдому. Володя решает усыновить малыша, но в детдоме ему сообщают, что ребёнка уже усыновили. Шарапов приходит в квартиру к Варе, где видит её и усыновлённого ею малыша.

В ролях

Съёмочная группа

Владимир Высоцкий в фильме

В Викицитатнике есть страница по теме
Место встречи изменить нельзя
  • После того, как Вайнеры подарили Владимиру Высоцкому один из первых экземпляров только что вышедшего романа «Эра милосердия», тот пришёл к ним и сказал:
 — Я пришёл застолбить Жеглова…
Вайнеры удивились: — В каком смысле «застолбить»?
 — Это будет фильм. Наверное, большой. И это моя роль. Никто вам так не сыграет Жеглова, как я…[2]
  • Высоцкий внёс не только актёрский, но и режиссёрский вклад в фильм. Именно благодаря ему в фильме появились эпизоды с шепелявым карманником Кирпичом Станислава Садальского, чей образ был создан с подачи Высоцкого, фотографией Вари на двери подвальной каморки, которая должна была спасти Шарапова. Когда Говорухин отсутствовал на съёмочной площадке, то оставлял Высоцкого «за старшего». Именно благодаря этому в фильме появилась сцена допроса Груздева, полностью поставленная Высоцким[3].
  • Во время съёмок Высоцкий сильно разругался с Говорухиным и уехал. Поэтому сцену погони за грузовиком Фокса снимали без него. Крупные планы Жеглова («Пасюк! Ваня, а ну держи меня! — Как держать? — Нежно!») доснимали позже, когда Высоцкий «отошёл» и приехал[источник не указан 1055 дней].
  • Это один из немногих фильмов, где Высоцкий поёт не свои песни. Для фильма он написал песню «О конце войны», но Говорухин отказался включать её в киноленту, так же, как и предложенную «Балладу о детстве». Когда Говорухин предложил ему спеть отрывок из романса Александра Вертинского «Лиловый негр», Высоцкий ответил: «Если ты не хочешь, чтобы я спел свое, не буду петь и Вертинского», однако поддавшись на уговоры, в одной из сцен, играя на пианино, произносит несколько строк из «Лилового негра», но, будучи верным своему слову не петь, каждый раз перебивает их репликами, обращенными к Шарапову[4][5].
  • В 1987 году Высоцкому была посмертно присуждена Государственная премия СССР за создание образа Жеглова[6].

Издания

  • на Video CD: 5 Video CD, издатель: «Крупный план», 1997 г.
  • на DVD: 2 DVD, звук 5.1, английские и русские субтитры, издатель «Twister», 2000 г.
  • на CD-Video: 5 MPEG-4 -дисков, издатель «ИДДК», серия «Наше старое кино», 2002 г.
  • на VHS: 3 VHS, издатель: «Крупный план», 2003 г.

Факты о фильме

  • В фильме использованы материалы реально существовавшего уголовного дела. В первой серии Жеглов рассказывает Шарапову об одном случае из своей практики: убийство и инсценировка бандитского нападения. Такое преступление действительно было в Москве — дело бывшего зампреда военного трибунала войск НКВД Крылова, которое расследовал один из прототипов Шарапова Владимир Павлович Арапов[7]. Имеет свою реальную основу и дело Груздева (кандидат медицинских наук Евгений Ильич Миркин в 1944 году был обвинён в убийстве своей жены и приговорен к смертной казни, однако работники МУРа сумели доказать его невиновность)[8].
  • Члены преступной группировки (по именованию сотрудников МУРа «Банда высокого Блондина»), ставшей прототипом банды «Черная кошка», жили в подмосковном Красногорске[9]. Они работали на Красногорском механическом заводе, а в свободное время промышляли грабежами сберкасс. В ликвидации этой банды принимал участие легендарный сыщик Игорь Скорин[10], послуживший прототипом полковника Данилова — главного героя серии произведений Э. Хруцкого, два из которых были экранизированы: «По данным уголовного розыска» и «Приступить к ликвидации».
  • Вопреки договору между Гостелерадио СССР и Одесской киностудией, фильм получился не из семи серий, а из пяти. Две «лишние» серии сократили перемонтажом по требованию Гостелерадио. Среди удаленных сцен оказались несколько фрагментов на фронте, объясняющих причины дружеских отношений Шарапова и Левченко. В первоначальном варианте большой кусок на фронте был показан сразу же после немой сцены, когда Шарапов узнал Левченко, и как воспоминания Шарапова при их разговоре ночью.
  • Лариса Удовиченко утверждает, что ставшая крылатой фраза «Облигация или Аблигация?» вырвалась у неё нечаянно, так как она в тот момент действительно не знала правильного написания этого слова. Этот эпизод включён в финальную версию фильма[11].
  • Когда в пятой серии Горбатый и Промокашка требуют от Шарапова сыграть на пианино, Шарапов исполняет Шопена — этюд f moll, Op. 25 № 2.
  • В ресторане, где Фокс танцует с официанткой, за одним столиком с Жегловым сидит дочь писателя Аркадия Вайнера Наталья Дарьялова и сын друга Высоцкого Вадима Туманова, Тараскин танцует с Ларисой Гузеевой, а на заднем плане среди музыкантов на саксофоне играет Сергей Мазаев. Он же играет в составе оркестра в последней серии, в кинотеатре перед показом фильма (песня «Неудачное свидание»).
  • В своё время была идея снять продолжение фильма. На столе Вайнеров лежала папка с проектом сценария, написанного Высоцким. Однако Говорухин поставил точку в обсуждении темы: «Жеглов умер, Шарапов стар, с кем и зачем продолжать?»[12]
  • В Атас» про главных героев фильма.
  • Шансонье Михаилом Шелегом была исполнена песня «Чёрная кошка» про главных героев фильма.
  • Памятник В. Высоцкому в образе Глеба Жеглова установлен в Мариуполе в центре города, рядом с рестораном «Место встречи»[13].
  • 14 апреля 2009 года в Киеве возле здания МВД Украины открыли памятник Жеглову и Шарапову[14].
  • В титрах фильма указан сын Марины Влади и Робера Оссейна — Пьер Оссейн, присутствовавший на съёмках, хотя сам Пьер, просматривая фильм так и не смог найти себя. Вероятно сцена с его участием была вырезана.[источник не указан 674 дня]
  • В роли Галины Желтовской снялась первая жена С. Говорухина — Юнона Карева.
  • В роли Шарапова В.Высоцкий хотел видеть другого артиста - А.Молчанова, но тот отказался от роли.
  • Сцены в картине: опознание Фокса и освобождение Груздева были сняты под режиссурой Владимира Высоцкого[15].

См. также

Примечания

  1. В Одессе начались съёмки фильма «Место встречи изменить нельзя»
  2. «Место встречи изменить нельзя». Интересные детали съемок фильма
  3. Место встречи изменить нельзя — главный сериал о милиции
  4. Статья о фильме на сайте Телеканала «Россия»
  5. «О Высоцком как киноактере: Место встречи изменить нельзя»
  6. Вести FM «Место встречи изменить нельзя»: парадоксы известной картины
  7. http://www.ogoniok.com/archive/2003/4784/05-50-52/
  8. http://www.rg.ru/anons/arc_2000/0310/5.htm
  9. На проспекте Страстотерпцев. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 13 августа 2010.
  10. А. Тарасов «Век российского бандитизма» М., 2001; Ф. Раззаков, «Бандиты эпохи социализма». М., 2002
  11. Вести: 30 лет назад сняли «Место встречи изменить нельзя»
  12. «Место встречи изменить нельзя» — лебединая песня Владимира Высоцкого?
  13. Красногорская палитра
  14. В Киеве открыли памятник Жеглову и Шарапову (ФОТО) — КИЯНИ
  15. Я не рассчитывал на славу «Места встречи». Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012.

Ссылки

  • «Место встречи изменить нельзя»  (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Неофициальный сайт фильма
  • Глеб Жеглов и Володя Шарапов «Любэ»
  • Интервью Г. Вайнера о фильме
  • С. Говорухин о В. Высоцком и фильме
  • Жеглов против Шарапова. О восприятии преступности у народа и интеллигенции


Место встречи изменить нельзя (фильм).

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28