24-05-2023
Никодим (греч. Νικόδημος — «побеждающий народ»[1]) — упоминаемый в «Евангелии от Иоанна» фарисей, член синедриона, тайный ученик Иисуса Христа.
Никодим почитается Православной церковью в лике праведных, память совершается в неделю жен-мироносиц и 2 августа (по юлианскому календарю) — обретение мощей. В Католической церкви память Никодима совершается 3 августа.
Содержание |
Никодим трижды упоминается в Евангелии от Иоанна:
Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия… истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше… Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. (Ин.3:2-18)
|
Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк. И разошлись все по домам. (Ин.7:50-53)
|
Никодим без указания номера упоминается Димитрием Ростовским в списке апостолов от семидесяти, о нём сообщается, что он принял крещение и был изгнан из Иудеи.[2] После смерти был похоронен Гамалиилом рядом с первомучеником Стефаном.[3] Его мощи были обретены в 415 году.
Никодиму приписывается составление одного из апокрифических Евангелий, время создания которого не установлено. Древнейшие части текста впервые появились на древнегреческом языке. Текст содержит несколько неоднородных по стилю написания частей, что заставляет предполагать, что они были написаны разными авторами. Самая старая часть текста предположительно датируется IV веком.
«Евангелие от Никодима» состоит из основной части, которая называется Деяния Пилата (состоит в свою очередь из двух частей), и приложения к ней — Сошествие во Ад, которое отсутствует в греческом варианте текста, являясь более поздним дополнением в латинском варианте.
Иконография Никодима не очень распространена и включает следующие сюжеты:
Арест, суд и казнь Иисуса Христа ← Иисус Христос с момента смерти до Воскресения | ||
---|---|---|
События | Страсти Христовы: Распятие Христово • Снятие с креста • Оплакивание Христа • Положение во гроб • Сошествие Христа в ад • Три дня и три ночи • Воскресение Иисуса Христа | |
Персоналии | Иисус Христос • Дева Мария • Мария Магдалина • Мария Клеопова • Иосиф Аримафейский • Никодим • Иоанн Богослов • Сотник Лонгин • Стража у гроба | |
Места | Голгофа • Камень Помазания • Гроб Господень | |
Предметы | Орудия Страстей • Животворящий Крест • Плат Вероники • Туринская плащаница • Смирна | |
Иконография | Христос во гробе • Муж скорбей • Не рыдай Мене, Мати • Плащаница • Пьета |
Никодим.