13-10-2023
Иерей Даниил Сысоев | |
Имя при рождении: |
Даниил Алексеевич Сысоев |
---|---|
Род деятельности: | |
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Отец: |
Протоиерей Алексий Николаевич Сысоев |
Мать: |
Анна Мидхатовна (Амирова) Сысоева |
Супруга: | |
Дети: |
Иустина, Дорофея, Ангелина[2]. |
Сайт: |
«ЖЖ» |
Дании́л Алексе́евич Сысо́ев (12 января 1974, Москва — 20 ноября 2009, Москва) — священник Русской православной церкви, настоятель московского храма святого апостола Фомы на Кантемировской.
Активно[3] занимался миссионерской деятельностью, в частности, проповедью православия мусульманам[4][5][6]. За свои высказывания об исламе подвергался критике с их стороны. Был убит неустановленным лицом в храме при исполнении священнослужебных обязанностей[7]. Многие православные христиане считают кончину отца Даниила мученичеством и ожидают его канонизации в будущем[7][8][9][10][11][12].
Содержание |
По собственным словам, «наполовину русский, наполовину татарин»[13]. Вырос в семье советских диссидентов. Отец — священник Алексей Николаевич Сысоев, настоятель храма апостола Иоанна Богослова при Православной классической гимназии «Ясенево» и клирик храма Петра и Павла в Ясеневе. Мать — Анна Мидхатовна Амирова; преподает в той же гимназии «Закон Божий»[14]. Прадед по материнской линии был муллой[15].
Летом 1988 года участвовал в восстановительных работах в возрождающейся Оптиной пустыни, где познакомился с будущим иеромонахом Василием (Росляковым) (18 апреля 1993 года убитым вместе с иноками Оптиной Пустыни Трофимом и Ферапонтом). В 1991 году поступил в Московскую духовную семинарию с характеристикой и рекомендацией выданной священником Артемием Владимировым (которому во многом старался подражать). В Семинарии нёс послушание певца и уставщика смешанного хора Регентской школы.
Еще в юном возрасте, учась в Московской духовной семинарии, он был проникнут горячим убеждением, что только Православие содержит спасительную истину. Обладая прекрасными способностями, он уже в студенческие годы знал церковные каноны и горячо спорил со студентами и преподавателями, когда они допускали малейшие компромиссы. Людям, не чуждым равнодушия к успехам своей религии, это казалось странным, кто-то даже соблазнялся[16].
В 1994 году епископом Магаданским Ростиславом (Девятовым) посвящён в чтеца.
В этом же году женился на Юлии Михайловне Брыкиной, дочери известного бизнесмена Михаила Брыкина.
В 1995 году окончил Московскую духовную семинарию. В 1995 году рукоположён в священный сан диакона.
В этом же году поступил в Московскую духовную академию, продолжив образование на заочном секторе обучения.
Диаконское служение проходил в Храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах (Болгарское подворье). Не терпя никаких компромиссов в соблюдении устава и никакой церковной икономии был в конфликтных отношениях с настоятелем храма архимандритом Борисом (Добревым) (ныне епископ Агатонийский, Болгарской Православной Церкви)[17].
В 2000 году окончил Московскую духовную академию с присвоением степени Кандидат богословия. Тема защищенной диссертации: «Антропология Адвентистов 7 дня и Общества Сторожевой Башни и ее анализ».
В январе 2001 года рукоположён в священный сан иерея, и назначен клириком храма Петра и Павла в Ясеневе, при настоятеле игумене Мелхиседеке (Артюхине).
В 2003 году организовал самостоятельную приходскую общину в районе м. Кантемировская, и получив в ноябре 2003 года, благословение Святейшего Патриарха Алексия II приступил к организации строительства нового храма в честь пророка Даниила (своего небесного покровителя) на территории Южного административного округа города Москвы. В ноябре 2006 года был возведен временный деревянный храм, престол которого освящен в честь апостола Фомы.
При храме апостола Фомы, где он настоятельствовал, развивалось миссионерское движение, включавшее в себя курсы подготовки православных «уличных миссионеров», задачей которых стало привлечение людей к православному вероучению посредством обращения к прохожим на улице[18].
19 ноября 2009 года был смертельно ранен в храме апостола Фомы двумя выстрелами из пистолета (по другим данным, выстрелов было четыре)[19]. Убийце, бывшему в медицинской маске, удалось скрыться. Даниил Сысоев скончался на операционном столе в 0:15 20 ноября того же года[20].
Отпевание о. Даниила Сысоева 23 ноября 2009 года в храме Петра и Павла в Ясеневе возглавил архиепископ Арсений (Епифанов); по окончании отпевания Патриарх Кирилл cовершил у гроба почившего заупокойную литию[21][22]. В своём слове Патриарх Кирилл, в частности, сказал: «Отец Даниил много сделал для утверждения Божией правды <…> Но, наверное, самое сильное слово, которое он произнес, — это то, свидетелями которому мы являемся сегодня. Если человека убивают за Божию правду, это значит, что правда сия разит людей, её неприемлевших, обладает огромной силой»[23][24]. На отпевании о. Даниила присутствовали 237 священников и около тысячи мирян[25].
Отец Даниил похоронен на территории храма Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни на Кунцевском кладбище в Москве.[26]
40 дней со дня смерти иерея Даниила Сысоева пришлись на его именины — день памяти пророка Даниила[27].
Был женат на Юлии Сысоевой (в девичестве Брыкиной). В браке родились три дочери: Иустина, Дорофея и Ангелина.
С сентября 1995 года преподавал Закон Божий в старших классах Православной классической гимназии «Ясенево».
Примерно с 2000 по 2004 годы преподавал литургику на вечерних Богословских курсах при храме апп. Петра и Павла в Ясеневе (подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни в Москве).
C 2004 по 2009 год преподавал сначала литургику, а потом миссиологию в Перервинской православной духовной семинарии[28] при Николо-Перервинском монастыре.
Под миссионерской деятельностью отец Даниил Сысоев подразумевал в первую очередь проповедническое слово о Христе. На каждом Богослужении обязательно произносил проповедь. На Литургии — произносил слово, посвященное теме Евангельского чтения, на Всенощном бдении — проповедь на тему празднуемого Церковью события или святого, так же говорил слово и на молебене и на панихиде и вообще при всяком случае[17][29].
С 1997 года проводил регулярные, по четвергам, вечерние Библейские беседы (чтение Библии с толкованием), сначала на Крутицком подворье, а с 2006 года в Храме апостола Фомы на Кантемировской. Читал сначала главу из Ветхого Завета и растолковывал практически каждый стих, опираясь на толкования свт. Иоанна Златоуста и других святых отцов. Потом прочитывалась глава или хотя бы часть главы из Нового Завета (в основном Деяний или Посланий или Апокалипсиса) и давал так же по стихам толкование на читаемое место[30].
В 2007 году возглавил поездку миссионерской группы по кряшенским селениям Татарстана[31].
В 2008 году была организована летняя поездка миссионерской группы в Республику Киргизия[32]. В которой о. Даниил принял активное участие: провел несколько бесед как в местных православных приходах, так и с местными жителями, и совершил несколько крещений местных жителей. Часть миссионерской группы совершила поездку в мусульманский регион — в районе города Ош.
В 2009 году новая поездка миссионерской группы в город Заинск — административный центр Заинского района Татарстана[31].
Так же было множество личных поездок (без миссионерской группы) по разным епархиям России и по зарубежным странам — например, две поездки в 2007[33] и 2008[34] годах в Македонию.
Отец Даниил был одним из основных организаторов двух открытых диспутов с мусульманами:
И трех диспутов со старообрядцами:
Регулярно участвовал в различных телевизионных и радиопередачах.
О неоднократных угрозах убийством за его высказывания об исламе говорил сам Даниил Сысоев осенью 2009 года[19][36][37].
20 ноября 2009 года руководитель пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский, лично знавший убитого, сказал о нём: «Отец Даниил был яркой фигурой в московском священстве — человек творческий, активный, истинный проповедник и миссионер. Думаю, он пострадал именно из-за своей активной позиции».[38] Аналогичное мнение высказал в тот же день профессор МДА протодиакон Андрей Кураев[39]
23 ноября 2009 года политолог С. А. Белковский высказал мнение, что «у о. Даниила был конфликт с одной крупной компанией, чувствительно близкой к правительству Москвы»[40]; также отмечалось, что убийство было совершено в канун дня рождения Патриарха Кирилла[7].
По основной первоначальной версии уголовного следствия, убийство было совершено на религиозной почве: ранее погибшему неоднократно угрожали представители некой экстремистской группировки[41] Ответственность за убийство взял на себя никогда не бывавший на Кавказе сторонник амира мусульман Доку Умарова, имя которого не раскрывается.[42]
За помощь в поимке убийцы Инвестиционный холдинг «Вашъ Финансовый Попечитель» объявил награду в размере 1 миллион рублей.[43] Позже некоторую информацию об убийце предоставили боевики Кавказского сопротивления, но обещанное вознаграждение так и не было выплачено.[44]
5 декабря 2009 года, около 4 часов вечера, клирик храма апостола Фомы священник Виталий Зубков был избит тремя неизвестными на Кантемировской улице, по дороге к храму, — согласно сведениям, полученным от самого Зубкова[45][46]. Нападение отец Виталий связывает с убийством настоятеля.[47]
На 40-ой день после смерти иерея Даниила Сысоева, 30 декабря 2009 года, ДПНИ решило провести пикет, посвященный его памяти. На сайте Миссионерского центра пророка Даниила появилось обращение с просьбой не участвовать в данной акции и «не поддаваться возможным провокациям на межнациональной почве»[48].
16 марта 2010 года представитель СКП РФ Владимир Маркин заявил, что 1 декабря 2009 года сотрудники правоохранительных органов застрелили при задержании в Махачкале оказавшего вооруженное сопротивление уроженца Киргизии Бексултана Карыбекова и изъяли у него пистолет, из которого, согласно заявлению СКП, в ноябре 2009 года был убит Даниил Сысоев[49]. В тот же день глава пресс-службы Патриархии Владимир Вигилянский заявил: «Мы, конечно, испытываем удовлетворение относительного того, что есть некая ясность, связанная с этим громким преступлением. Однако у меня есть некоторые сомнения относительно того, что полностью раскрыто убийство отца Даниила»[50][51]. На следующий день сообщалось[52][53], со ссылкой на слова матери господина Карыбекова, мнение журналистов Киргизии, что убитый 1 декабря 2009 года на посту в Махачкале мог не быть Бексултаном Карыбековым; глава компании «Вашъ финансовый попечитель» Василий Бойко, ранее объявивший о вознаграждении за раскрытие убийства, пока воздерживался от выплаты премии — ввиду того, по словам представителя компании[54], что «на данный момент нет никаких доказательств — ни документальных, ни каких-либо ещё — о том, что найден убийца Сысоева».
В 2005 году правительство Москвы выделило общине храма пророка Даниила на Кантемировской, возглавляемой Даниилом Сысоевым, 0,5 гектара земли в Москворечье-Сабурове (Пролетарский проспект, 62/16), недалеко от станции метро Кантемировская, для строительства каменного храма в честь пророка Даниила. Пока построен (в ноябре 2006 г.) лишь временный деревянный храм в честь апостола Фомы.[55]
В августе 2009 года Департамент природопользования Москвы, указав на нарушение природоохранного законодательства деятельностью общины, заявил о намерении снести храм[7]. 11 августа 2009 года заместитель префекта ЮАО заявил, что принято принципиальное решение разрешить строительство храма в этом месте, а жители, во время общественных слушаний по новому Генеральному плану Москвы, потребовали внести храм в проект Генплана.[56].
При храме действуют миссионерские курсы, певческая школа, иконописная школа, отряд скаутов.
Был известен своей активной миссионерской работой в среде мусульман-мигрантов (в Москве), обращением в православие татар, чеченцев, дискуссиями о креационизме, диспутами с мусульманами, многостраничной полемикой и статьями о патриотизме и «уранополитизме».[57] Некоторые СМИ квалифицировали его оценки ислама и мусульман как «радикальные»[4]. За свои резкие высказывания об исламе критиковался и со стороны православных священнослужителей[12]. В связи с этим Сысоев неоднократно получал угрозы в свой адрес[14][36].
Высказывался на темы проповеди православия и миссионерства среди различных неправославных групп, включая скинхедов[58][59], старообрядцев[60], мусульман[61]. С августа 1996 года вёл беседы с людьми, пострадавшими от деятельности сект и оккультистов. Занимал консервативную позицию по отношению к занятиям йогой, карате, латиноамериканскими танцами и танцем живота, призывая христиан не посещать данные занятия[62]. Отвергал теорию эволюции, был редактором сборника «Шестоднев против эволюции».[63]
Придерживался взглядов «уранополитизма»[64], который главным родством признает родство не по крови или стране происхождения, а родство во Христе[65]. Отец Даниил говорил, что во Христе Иисусе «нет ни эллина, ни иудея», а пропаганда национализма — отход от подлинного христианства. Здесь он имел в виду национализм как чувство превосходства своей национальности над другими, а не как отстаивание интересов одного народа и культуры[59][66]. Относительно второго считал, что только христианство может обеспечить настоящую национальную идентичность, говоря:
Так какая же из религий обеспечивает настоящую национальную самоидентичность? Очевидно, что только христианство, которое не уничтожает народы, но указывает свое место любви к нации в общем хоре истинно вселенской Веры.[61]
Сысоев считал коммунизм заразой, корнем зла которого являлось чувство зависти.[67]
Считал, что образование должно быть только церковным, а нехристианское образование заведомо разрушительно[68]
В 2007 году сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов собирался подать в суд на Даниила Сысоева за книгу «Брак с мусульманином», которая, по его словам, содержит оскорбительные для мусульман выражения[69]; Нафигулла Аширов назвал православного священника «русским Салманом Рушди»[4].
Журналист Халида Хамидулина обвинила Даниила Сысоева в разжигании ненависти к исламу в его публикациях и подала иск в суд.[70][71]
Высказывали недовольство в отношении Даниила Сысоева некоторые ультраправые православные издания за его антимонархическую позицию.[72]
Представители старообрядцев давали негативные оценки высказываниям Даниила Сысоева относительно некоторых аспектов их вероучения, обвиняя в низком уровне аргументации высказываемых суждений и искажении исторических фактов.[73]
Профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев выразил «пожелание.. чтобы методы его миссии не были канонизированы вместе с отцом Даниилом». По его мнению, вина в том, что на многих мусульманских сайтах радостно реагировали на убийство священника, лежит и на нём самом.[74]
Не обошли своим вниманием Даниила Сысоева и протестанты, резко полемизирующие с его публикациями, содержащими критику в их адрес с православных позиций.[75]
14 октября 2010 года его вдовою был представлен фонд его памяти. По словам Юлии Сысоевой, «идея фонда заключается в максимально полной реализации всех проектов и идей отца Даниила по миссии, благотворительности и издательству».[76]
Даниил Алексеевич Сысоев в Викицитатнике? |
Сысоев, Даниил Алексеевич.