Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Федеральный закон № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года

01-05-2023

Федеральный закон Российской Федерации
«О внесении изменений в Федеральный закон „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Номер: 139-ФЗ
Принятие: Государственной Думой 11 июля 2012 года
Одобрение: Советом Федерации 18 июля 2012 года
Подписание: Президентом РФ В. В. Путиным 28 июля 2012 года
Вступление в силу: 30 июля 2012 года
Первая публикация: 30 июля 2012 года в Российской газете — Федеральный выпуск № 5845
Полный текст в Викитеке?.

Федеральный закон № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года (в прошлом Законопроект № 89417-6) — Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет». Этот закон внёс в другие федеральные законы ряд положений, предполагающих фильтрацию интернет-сайтов по системе чёрного списка и блокировку запрещённых интернет-ресурсов. Ряд экспертов высказывал опасения, что данный закон может использоваться для цензуры Интернета.

Закон внёс изменения в следующие законы Российской Федерации:

Содержание

История законопроекта

Проект закона первоначально был разработан и представлен в декабре 2011 года Лигой безопасного интернета[1][2].

Некоммерческое партнерство «Лига безопасного интернета» было учреждено в феврале 2011 года[3][4] Благотворительным Фондом Святителя Василия Великого при поддержке Минкомсвязи РФ. Попечительский совет лиги возглавляет Игорь Щеголев, министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, с 21 мая 2012 года — в отставке.

Проект закона проходил общественное обсуждение на сайте Лиги, в марте 2012 г. он обсуждался в Минкомсвязи, в апреле — на конференции РИФ+КИБ[1].

7 июня 2012 года переработанный законопроект был внесён в Государственную Думу депутатами Е. Б. Мизулиной, С. В. Железняком, С. Н. Решульским, Я. Е. Ниловым от Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей[5].

Рассмотрение законопроекта

Законопроект был рассмотрен Государственной Думой РФ, Советом Федерации и принят президентом в чрезвычайно сжатые сроки:

  • Внесение законопроекта в Думу — 7 июня 2012.
  • Первое чтение — 6 июля 2012.
  • Второе и третье чтение — 11 июля 2012.[6] Принят во втором чтении — 441 голос «за», в третьем чтении — 434 голоса «за».[7]
  • 18 июля 2012 года закон был одобрен Советом Федерации[8].
  • 28 июля 2012 года закон был принят под номером N139-ФЗ: «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения в ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» вступают в силу 30 июля, в день публикации. 1 ноября 2012 года вступят в силу положения, касающиеся единого реестра доменных имен и url-адресов, содержащих запрещенную к распространению информацию.[9]

Суть законопроекта

Поправки в ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Поправки вносятся в принятый 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Поправки вносят множество мелких уточнений в закон, а также более подробно регламентируют способы маркировки контента. Так, до внесения поправок по этому закону каждую страницу в сети Интернет с информацией, «причиняющей вред…», нужно будет промаркировать специальными знаками: 6+, 12+, 16+, 18+ (старше 6 лет, старше 12 лет, старше 16 лет, старше 18 лет соответственно). По тексту ЗП № 89417-6 от 9 июля 2012 года (за два дня до принятия Думой), поправки устанавливают тексты знаков и делают исключение для сайтов, не являющихся «сетевыми изданиями», и для комментариев пользователей «сетевых изданий».[уточнить] Кроме того в поправках подробно описываются процедуры экспертизы «информационной продукции».

Поправки в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации

В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вносятся положения об ответственности за неприменение в местах, доступных для детей, операторами связи, оказывающими телематические услуги связи, либо администрацией таких мест при осуществлении доступа к информации, распространяемой через Интернет, административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Поправки в ФЗ «О связи»

В Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» вносится поправка, что ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой через Интернет, регулируется Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Поправки в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Наиболее значительные изменения вносятся в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», хотя в названии законопроекта этот закон упоминается лишь как «отдельные законодательные акты». В частности, в данный федеральный закон вносятся следующие изменения:

  • Даются определения интернет-сайта, интернет-страницы, доменного имени, сетевого адреса, владельца интернет-сайта, хостинг-провайдера.
  • В закон добавляется новая статья 15' «Единый реестр доменных имен и (или) универсальных указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, запрещенную к распространению на территории Российской Федерации». Согласно которой:
    1. Создаётся некая информационная система «Единый реестр доменных имен и (или) универсальных указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, запрещенную к распространению на территории Российской Федерации федеральными законами» (далее — Реестр).
    2. К ведению Реестра может быть привлечена российская некоммерческая организация, соответствующая «критериям» (критерии должно будет разработать Правительство РФ).
    3. Оператор Реестра вносит в него ссылки на интернет-страницы или доменные имена содержащие:
      • материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
      • пропаганду употребления наркотиков и психотропных веществ, информацию о способах их производства и местах приобретения;
      • пропаганду употребления прекурсоров наркотиков и психотропных веществ (прекурсорами, например, являются — ацетон, перманганат калия, серная, соляная и уксусная кислоты), информацию о способах их производства и местах приобретения;
      • информацию о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
      • любую иную информацию, запрещённую к распространению в России решениями судов.
    4. Решение о включении в Реестр доменных имен, ссылок на интернет-страницы сайтов и сетевых адресов сайтов можно обжаловать только через суд, причём лишь в течение 3 месяцев.
    5. С момента внесения доменного имени или ссылки на интернет-страницу в Реестр хостинг-провайдер обязан в течение суток проинформировать владельца сайта о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы целиком, на которой размещается запрещенная, по мнению оператора Реестра, информация.
    6. Владелец сайта обязан в течение суток с момента получения от хостинг-провайдера уведомления удалить данную интернет-страницу целиком. В случае отказа или бездействия владельца сайта, хостинг-провайдер обязан ограничить доступ к такому сайту в сети Интернет.
    7. В случае непринятия хостинг-провайдером и владельцем сайта данных мер, сетевой адрес сайта включается в Реестр.
    8. Оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обязан в течение суток с момента включения сетевого адреса сайта в Реестр ограничить к нему доступ. Тот факт, что на одном IP-адресе может находиться несколько тысяч сайтов,[10] законом не учитывается.

Критика законопроекта

Основная критика направлена на поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Так, Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека выступил с заявлением[11]:

…регламентируемая законопроектом процедура блокировки интернет-контента предполагает ограничение доступа к информации, запрещённой или нежелательной для детей, для всех пользователей российского сегмента сети Интернет — без возможной апелляции и процедуры повторного рассмотрения, без каких-либо ограничений, которые позволили бы трактовать предлагаемые меры не как введение цензуры, что прямо запрещено Конституцией Российской Федерации и ограничивает право людей на доступ к информации, нисколько не приближая к решению заявленных в законопроекте задач.

Также в заявлении отмечается:

Мы считаем крайне важным остановить введение цензуры в русскоязычном сегменте сети Интернет и, в частности, на территории России — это приведёт к появлению нового „электронного занавеса“, что губительно скажется на правах и возможностях граждан России, на развитии общества в целом и становлении всей экономики.

Российская Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), в целом, поддержала поправки в ФЗ № 436 («О защите детей»)[12], что касается поправок в закон «Об информации», то РАЭК выступила категорически против слишком широкого класса материалов, подлежащего внесению в Реестр и блокировки сайтов по сетевым адресам[13]. Также РАЭК выступает против привлечения для ведения Реестра негосударственной организации.

Google[14], LiveJournal[15], ВКонтакте и Яндекс[16] также выступили против законопроекта[17].

Забастовка русской Википедии

Внешний вид Русской Википедии 10 июля 2012.

10 июля 2012 года, в день рассмотрения Государственной Думой законопроекта во втором чтении, сообщество Русской Википедии приняло решение о забастовке против поправок в закон «Об информации». Русская была недоступна в течение одних суток. Акцию поддержал популярный российский имиджборд 2ch.so.

См. также

Примечания

  1. ↑ Госдума одобрила фильтрацию рунета  (рус.). Ежедневная деловая газета «Архивировано из первоисточника 4 августа 2012. Проверено 11 июля 2012.
  2. Лига Безопасного Интернета разработала законопроект, позволяющий ограничить распространение детской порнографии в Интернете  (рус.). Архивировано из первоисточника 4 августа 2012. Проверено 11 июля 2012.
  3. Лига безопасного интернета провела пресс-конференцию, посвященную началу своей деятельности  (рус.). Лига безопасного интернета (17 февраля 2011). — «7 февраля 2011г. в информационном агентстве Интерфакс состоялась пресс-конференция, посвященная созданию некоммерческого партнерства «Лига безопасного интернета».»  Архивировано из первоисточника 4 августа 2012. Проверено 11 июля 2012.
  4. О Лиге безопасного интернета  (рус.). Лига безопасного интернета. Проверено 11 июля 2012.
  5. Законопроект № 89417-6. О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет).  (рус.). Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Проверено 11 июля 2012.
  6. По данным автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности.
  7. Вечернее пленарное заседание 11 июля.
  8. Совфед одобрил закон о создании «черного списка» интернет-сайтов // РИА Новости, 15:10 18/07/2012.
  9. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N139-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоров …
  10. Полосатый тормоз. Лента.Ру (27 июля 2012). — О блокировке Билайном одного из IP‐адресов Blogger. Проверено 3 августа 2012.
  11. Заявление членов Совета в отношении законопроекта № 89417-6 "О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
  12. Официальная позиция РАЭК по законопроекту № 89417-6
  13. Постатейный комментарий и предложения по поправкам к законопроекту № 89417-6
  14. Новый закон угрожает свободному Интернету  (рус.). Google (12 июля 2012). Архивировано из первоисточника 4 августа 2012. Проверено 4 августа 2012.
  15. Живой Журнал за свободу информации  (англ.). Livejournal (10 July 2012). Проверено 4 августа 2012.
  16. Блог компании Яндекс: О законопроекте № 89417-6
  17. Lenta.ru: Интернет: Нецензурное лобби

Ссылки

  • Федеральный закон Российской Федерации от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • www.chaskor.ru // Жёсткие ограничения на базе субъективных критериев
  • top.oprf.ru // Борьба с ветряными мельницами оказалась банальной борьбой за бюджет
  • www.president-sovet.ru // Заявление членов Совета в отношении законопроекта № 89417-6 "О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
  • www.ukrat.ru // Обзор Закона о цензуре в Интернет
  • Контроль за информацией в Интернете предлагается ужесточить // Консультант.ру, обзоры законодательства, 16 июля 2012

Федеральный закон № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28