11-10-2023
Евгений Алексеевич Чудаков | ||||||
Дата рождения: |
20 августа (1 сентября) 1890 |
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
Место рождения: |
село Сергиевское, |
|||||
Дата смерти: |
19 сентября 1953 (63 года) |
|||||
Место смерти: | ||||||
Страна: | ||||||
Альма-матер: | ||||||
Награды и премии |
|
Евге́ний Алексе́евич Чудако́в (20 августа (1 сентября) 1890 — 19 сентября 1953) — русский советский учёный, специалист в области машиноведения и автомобильной техники, академик АН СССР (1939, чл.-корр. 1933).
Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1943, 1951).
Содержание |
Е. А. Чудаков родился 20 августа (1 сентября) 1890 года в селе Сергиевском (ныне Тульская область). Первое начальное образование получил в селе. Окончил четырехклассное училище. Сдав за среднюю школу экзамены экстерном, он поступает на механическое отделение Московского высшего технического училища.
Он хорошо учится и работает на заводе механиком, окончив училище по специальности «Двигатели внутреннего сгорания», после окончания был отправлен в Англию для приемки автомобилей и мотоциклов. Шла Первая мировая война и России нужна была техника и поэтому он там пробыл два года. Вернулся специалистом по автомобильной технике и с этих пор до самой смерти занимался развитием автомобилизма.
В то время в России был всего один автомобильный завод, который собирал их из импортных деталей. Он внёс предложение в ВСНХ РСФСР создать научно-исследовательскую базу по автомобилестроению. Предложение было принято, вскоре он со своими учениками создал теорию автомобиля, а затем они разработали теорию устойчивости и управляемости автомобиля. Е. А. Чудаков внёс большой вклад в разработку расчета автомобиля: механизм сцепления на нагрев, расчёт тормозов на нагрев, расчёт карданного механизма и зубчатого зацепления, обеспечивающего минимальный износ шестерён.
Е. А. Чудаков стал критически рассматривать состояние всего машиностроения в государстве и просил создать институт, который мог бы объединить все отрасли машиностроения: теория машин и механизмов, износ деталей, конструирование и расчёт деталей машин, технологию машиностроения.
С 1918 года он стал преподавать (читал лекции по автомобильным дисциплинам) и при этом обращал большое внимание на практические знания и навыки.
Он ввёл звуковой кинокурс по автомобилю, который открывал огромные возможности наглядного пособия тепловых и механических процессов.
Был председателем всесоюзного совета научных инженерно-технических обществ, председателем редакционного совета энциклопедического справочника «Машиностроение», членом главной редакции БСЭ, депутатом Моссовета. Участвовал в комиссиях, осуществлявших экспертизу конкретных вопросов автомобилестроения, например автомобиля ЗиС-101.
С 1936 по 1938 год — заведующий кафедрой «Автомобили» (после реорганизации — «Автомобили и тракторы») Московского автомобильно-дорожного института.[1] В 1939 году был избран действительным членом АН СССР.
Вице-президент АН СССР в 1939—1942 годах.
Сын Е. А. Чудакова — известный физик Александр Евгеньевич Чудаков
Во время Великой Отечественной войны передал присуждённую ему Сталинскую премию в Фонд обороны:
МОСКВА, КРЕМЛЬ, ТОВАРИЩУ ИОСИФУ ВИССАРИОНОВИЧУ СТАЛИНУ
Дорогой Иосиф Виссарионович !
Сердечно благодарю Правительство за высокую оценку моей работы и присуждение мне премии Вашего имени. Буду и впредь отдавать все свои силы на развитие советской науки и на борьбу с немецким фашизмом.
Присуждённую мне премию в сумме 100 000 рублей прошу передать на строительство танковой колонны «За передовую науку»
Желаю Вам крепкого здоровья и бодрости на многие годы.
Преданный Вам академик Е. А. ЧУДАКОВ
Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Евгений Алексеевич, за заботу о бронетанковых силах Красной Армии.
И. СТАЛИН
Газета «Известия», 2 апреля 1943 года
Чудаков, Евгений Алексеевич.