Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

UFO: Enemy Unknown

01-10-2023

X-COM: UFO Enemy Unknown

Разработчик
Издатель
Дата выпуска
Жанр
Возрастные
рейтинги
ESRB: K-AKids to Adults,
ELSPA: 15+
Носители
3.5-дюймовый флоппи диск или CD
Платформы
Режим игры
Управление

X-COM: UFO Defense (рус. неоф. «Команда Икс: защита от НЛО»), также продававшаяся в Европе под названием UFO: Enemy Unknown (рус. неоф. «НЛО: враг неизвестен») — культовая компьютерная игра[1], выпущенная 31 декабря 1993 года фирмой Microprose. Игра представляет собой смесь пошаговой стратегии и тактической ролевой игры.

В 2007 и 2009 году сайт IGN поставил X-COM: UFO Defense на первое место в ряду 25 лучших PC-игр всех времён[2][3].

Содержание

Сюжет

Действие игры начинается в 1999 году. Обеспокоенные участившимися сообщениями о появлении НЛО и похищениях людей, правительства Земли учреждают службу X-COM (англ. eXtraterrestrial Combat Unit — рус. Внеземное Боевое Подразделение), которая призвана защитить человечество от внеземной агрессии, если такая угроза окажется реальной. Игрок является главой этой службы.

Игровой процесс

Разумеется, сообщения об инопланетной угрозе оказываются справедливыми. Для борьбы с ней игрок строит в разных частях света замаскированные подземные базы, служащие опорными пунктами для боевых и разведывательных действий, а также лабораториями и мастерскими для изучения пришельцев и использования их превосходящих технологий.

Если радар базы обнаружит инопланетный корабль, можно выслать один или несколько истребителей на перехват. В случае удачного воздушного боя на место крушения корабля можно высылать бригаду зачистки, чтобы уничтожить или взять в плен оставшихся в живых инопланетян и забрать с места крушения все объекты инопланетного происхождения, представляющие ценность для исследований и применения. Однако, в ходе воздушного боя НЛО часто оказывается поврежден, вследствие чего игрок получает меньшее число инопланетных артефактов (например, если у НЛО взорвались двигатели — игрок не получит элериум). Или же, НЛО оказывается уничтожен, после чего игрок не получает вообще ничего. Часто вражеский корабль может иметь вооружение достаточно мощное чтобы серьёзно повредить или даже сбить истребители игрока, после чего потребуется длительный ремонт, либо приобретение нового истребителя. Поэтому имеет смысл дождаться самостоятельной посадки НЛО и лишь затем посылать команду зачистки или использовать заведомо менее эффективное оружие против НЛО. Бригаду солдат можно высылать и в том случае, если атакован город или обнаружена база инопланетян. Однако, на базу пришельцев регулярно прилетает транспорт, который очень удобно атаковать командой зачистки — он всегда сядет неповрежденный, в заранее известном месте и будет содержать заранее известный вид пришельцев. Поэтому, имеет смысл сохранить как минимум одну базу пришельцев. Успешная работа солдат на территории страны-участницы проекта увеличит вклад этой страны в бюджет X-COM, неудачная (игнорирование обнаруженных или сбитых кораблей и терактов) — уменьшит, или даже приведёт к выходу страны из проекта после подписания тайного соглашения с инопланетянами.

Вскоре выясняется, что у инопланетян есть множество разновидностей; что они кооперируются, ведя одновременно несколько проектов; что практически все эти проекты опасны для землян; что инопланетяне превосходят землян в вооружении и в техническом обеспечении. Инопланетяне атакуют города, неся смерть и разрушение; строят свои базы и ведут подрывную деятельность в правительствах государств. Если же игрок будет преуспевать в своей миссии, инопланетяне попытаются найти и уничтожить его базы.

В процессе игры, в результате допросов пленных, вскрываются различные сведения о планах инопланетян. Игрок учится обнаруживать инопланетные базы, которые также расположены под землёй; строить системы ментальной дешифровки и защиты; владеть психологическим оружием, позволяющим контролировать инопланетян. Инопланетные медики рассказывают о формах жизни инопланетян и их уязвимостях. Инопланетные механики и навигаторы рассказывают о различных видах НЛО. Инопланетные командиры при должном физическом воздействии на допросе рассказывают о ведущихся проектах инопланетян и об их истории.

Марс. Кидония. «Лицо» и «пирамиды».

Конец игры наступает тогда, когда один из инопланетных лидеров раскрывает, где находится главная база инопланетян в Солнечной системе. Она оказывается скрытой под плато Кидония на Марсе — плато, сфотографированного аппаратом «Викинг 1» в 1976 году, на фотографиях которого видно образование в виде обращённого к небу человеческого лица и несколько пирамид, по своему внешнему виду напоминающих египетские (на самом деле это игра света и тени; никакого лица и пирамид на Марсе нет). Солдаты X-COM с помощью разработанного на основе инопланетных технологий транспортного перехватчика системы «Avenger» (рус. Мститель) высаживаются на Кидонии, находят вход в базу, выполняют зачистку местности и уничтожают гигантский мозг, управлявший всеми действиями инопланетян.

Стратегическая часть игры (Geoscape)

Основным игровым экраном является интерактивная карта планеты Земля в виде глобуса на фоне космоса («Geoscape»), который свободно вращается игроком для обзора территории. На глобусе соответствующими метками отмечаются базы и корабли X-COM и пришельцев, а также (при достаточном приближении) города. Все города, отмеченные на карте, могут подвергнуться террористической атаке пришельцев, что стоит учитывать при размещении баз. При щелчке мышью на объекте на карте появляется меню возможных действий — например, список кораблей на базе X-COM при щелчке по ней или возможные приказы при клике по кораблю. Воздушные бои с НЛО так же проходят на этой карте.

Справа вверху находятся справочные и управляющие меню.

Intercept (рус. Перехват) — список всех кораблей X-COM и их статус, щелчок по пункту меню позволит назначить задание кораблю.
Bases (рус. Базы) — окно управления базами.
Graphs (рус. Графики) — статистика активности инопланетян и X-COM.
UFOpaedia (рус. Уфопедия, НЛОпедия) — внутриигровой справочник, в нём содержатся только уже исследованные материалы.
Options (рус. Опции) — загрузка (доступна только из этого меню), сохранение, выход из игры.
Funding (рус. Финансирование) — бюджет организации.

Ниже находится панель с текущей внутриигровой датой и временем. Течение времени можно ускорить (до 1 суток в секунду) или замедлить (до 5 секунд за одну), но нельзя остановить, хотя при включении других экранов управления оно всё же останавливается. В нижнем правом углу находится панель управления глобусом.

Базы

Окно управления базами. База X-COM в Юго-Восточной Азии. Ангары перестроены таким образом, чтобы их удобнее было контролировать в случае нападения пришельцев.

При старте новой игры игроку предоставляется возможность выбрать место для своей первой базы, которая будет иметь стартовый набор зданий, снаряжения и персонала. Последующие базы будут начинаться только с одного здания — лифта. На стартовой базе есть:

  • лифт, склад, жилой модуль, лаборатория, мастерская и малый радар;
  • 3 ангара для самолётов, занятые транспортным самолётом и двумя истребителями-перехватчиками с вертикальным взлётом;
  • по 10 незанятых исследователей и инженеров, 8 оперативников и набор базового снаряжения.

Для развития базы, игрок может размещать на ней различные постройки. Любая постройка, кроме входного лифта должна примыкать к уже существующим строениям. Постройка каждого здания требует фиксированной платы, которая не возвращается в случае отмены строительства. Каждое здание требует определённой ежемесячной платы за свое содержание.

  • Access Lift (рус. Входной лифт) — стартовое строение. При создании новой базы, размещается бесплатно и мгновенно в указанном месте на ней. На одной базе, может быть только один лифт и после постройки, он не может быть перенесен в другое место.
  • Living Quarters (рус. Жилой модуль) — модуль на 50 человек, нужен для размещения на базе персонала.
  • Laboratory (рус. Лаборатория) — помещение необходимое для работы 50 ученых. В случае отсутствия свободных лабораторий — ученые работать не смогут.
  • Workshop (рус. Мастерская) — помещение необходимое для 50 инженеров. Часть пространства мастерских занимает производимый инженерами объект (например, Avenger займет 30 единиц места), поэтому фактически работать в мастерской обычно сможет несколько меньшее число инженеров.
  • General Stores (рус. Складские помещения) — необходимы для содержания на базе любого оборудования.
  • Alien Containment (рус. Ёмкость для инопланетян) — комплекс для содержания пленных инопланетян.
  • Hangar (рус. Ангар) — требуется для размещения, создания или транспортировки любого корабля. То есть, прежде чем закупать истребитель или производить его — надо обеспечить ангар, в котором его можно разместить.
  • Small Radar (рус. Малый радар) — ближнее обнаружение пришельцев.
  • Large Radar (рус. Большой радар) — обнаружение пришельцев на большей дистанции.
  • Defenses — различные комплексы обороны, изначально доступны только ракетные (англ. Missile).

Правительства предоставляют возможность купли-продажи вооружения, найма рабочего персонала, и ежемесячно производят отчисления в фонд подразделения согласно территории и количеству населения. При этом, фактически купить истребители и транспорты построенные по земным технологиям нельзя — они лишь сдаются в аренду, со значительной ежемесячной платой. Это стимулирует игрока к производству собственных кораблей.

По мере развития игры игрок получает возможность строить на базе дополнительные корпуса, в которых, помимо уже названных объектов, могут находиться:

  • Различные продвинутые системы обороны, в том числе «гравитационный щит» (англ. Grav Shield), который отталкивает НЛО при прохождении им защиты и позволяет атакующим системам произвести повторный залп.
  • Системы для перехвата переговоров инопланетян (англ. Hyper-wave Decoder).
  • Системы понижающие вероятности обнаружения базы (англ. Mind Shield).
  • Модуль псионической подготовки для оперативников (англ. Psionic Laboratories, Psi-Lab), который обслуживает 10 выбранных игроком солдат. Прежде чем солдат сможет использовать пси-атаки, требуется определить его пси-силу в этом модуле. Если сила уже известна — проходя тренировку в этом модуле, солдат будет повышать свои пси-навыки. Зачисления солдат в этот модуль происходят в начале месяца, результаты становятся известны в конце месяца.

При наличии достаточных средств игрок может построить и оборудовать до восьми баз.

Репутация

За свои успехи, игрок получает некоторое количество очков. Так, очки начисляются за уничтожение инопланетных кораблей и пришельцев, захват их артефактов и сохранение жизней мирных жителей во время антитеррористических миссий. При этом, после убийства пришельца обычно остается его труп, за который даются дополнительные очки. Так как артефакты могут быть уничтожены взрывом или огнём — чрезмерное увлечение тяжелым вооружением может привести к тому, что игрок получит меньшее число очков.

За ряд успехов пришельцев и промахов игрока очки наоборот снимаются. Так, игрок теряет очки в случае уничтожения своих оперативников, HWP, кораблей и мирных жителей (особенно, если игрок сам случайно застрелит гражданского) и успешного выполнения пришельцами своих миссий. При этом, миссия террора пришельцев считается успешной, только если игрок не сбил НЛО и не вступил с пришельцами в наземный бой или потерпел в нём поражение. Учет очков идет отдельно для каждой страны и континента. Чем больше очков игрок получает в данной стране, тем более успешными считаются его действия и тем большую прибавку к финансированию от этой страны он получит, при условии что данная страна не заключила соглашения с пришельцами. Ввиду отсутствия в Антарктиде каких либо стран, её охрана не принесет никаких прибавок к финансированию. Однако, в случае, если игрок несколько месяцев подряд будет получать в сумме отрицательное число очков — проект могут закрыть. Поэтому в защите планеты нужно учитывать даже необитаемые области.

Технологии

В погоне за более высокими технологиями игрок нанимает учёных, строит им лаборатории, и вскоре получает оружие, более сильное, чем земное — например, плазменное оружие или оружие, основанное на контролируемом ядерном синтезе. Помимо вооружения учёные разрабатывают броню для солдат, новые виды HWP (англ. Heavy Weapons Platforms — Платформы Тяжелого Вооружения, «танки») и самолётов, исследуют найденные на месте крушений НЛО образцы инопланетных технологий, а также допрашивают пленных. Чтобы производить что-либо, нужны инженеры и мастерские, а также исходные материалы и деньги.

С помощью исследований, игрок может развить новые технологии, дающие ему новые возможности. Изначально ему доступны исследования медицинских комплектов позволяющих оказывать первую помощь, непосредственно, во время боя, сканеры движения позволяющие отслеживать движение на некотором расстоянии от солдата и лазерное оружие — более мощное и точное, чем доступное игроку изначально, а также не требующее боеприпасов. Однако, по-настоящему эффективные технологии можно получить лишь изучая артефакты захваченные в бою. Технологии пришельцев основаны на «115-м элементе» периодической таблицы Менделеева — элериуме, способном производить огромное количество энергии. Большая часть объектов основанных на технологиях пришельцев, требует его либо на стадии производства (например, плазменное оружие), либо и на стадии производства, и на стадии использования (например, корабли основанные на технологии инопланетян требуют элеруима в качестве топлива). Это единственный объект в игре, который нельзя производить самостоятельно. Основной его источник — двигатели кораблей инопланетян, содержащие по 50 единиц элериума каждый и изредка базы пришельцев. Таким образом, для использования большинства инопланетных технологий, требуется регулярно захватывать по возможности неповрежденные НЛО, так как двигатели обычно повреждаются в первую очередь.

Корабли землян

Перехват НЛО истребителем X-COM.

Доступные корабли делятся на два класса — построенные по земной технологии и по инопланетной. Те, что построены по земной технологии, требуют внесения ежемесячной арендной платы. Однако корабли построенные по инопланетной технологии, требуют элериум в качестве горючего, поэтому для их использования нужно своевременно пополнять его запасы.

  • Interceptor (рус. Перехватчик) — создан по лучшей доступной на Земле технологии. Два места под оружие. Эффективен в начале игры, но в дальнейшем просто не может догнать бо́льшую часть НЛО и легко уничтожается крупными кораблями инопланетян.
  • Skyranger (рус. Небесный рейнджер) — лучший доступный на Земле воздушный транспорт типа СВВП. Оружия нет. Летает достаточно медленно, поэтому если планируется захватить НЛО при посадке — лучше высылать транспорт вместе с перехватчиком, иначе к моменту его прилёта НЛО уже улетит. Имеет самый большой запас топлива среди кораблей, самое лучшее средство для обнаружения баз противника.
  • Firestorm (рус. Огненный шторм) — первый доступный игроку истребитель, построенный по инопланетной технологии, а потому и выглядит как "летающая тарелка". Два орудийных слота. При наличии достаточно мощного вооружения эффективен против большей части инопланетных кораблей.
  • Lightning (рус. Молния) — второй доступный игроку корабль, построенный по инопланетной технологии. Медленнее чем Firestorm, имеет лишь одно место под оружие, однако, может выступать в роли транспорта-перехватчика, хотя и не может перевозить мини-танки HWP из-за малого люка.
  • Avenger (рус. Мститель) — вершина заимствования инопланетных технологий. Самый быстрый корабль в игре. Два места под оружие, а также способен нести больший десант, чем Skyranger. Данный корабль необходим для отправки экспедиции на Марс, так как это единственный корабль, способный к полетам в дальнем космосе.

Цели пришельцев

НЛО прилетают с конкретными заданиями, характер которых можно выяснить при радиоперехвате переговоров пришельцев:

  • Научные исследования — пришельцы прилетают для сбора научных сведений о планете Земля и её обитателях. Это одна из наименее опасных для X-COM миссий, в ходе её успешного предотвращения всегда имеется возможность захвата корабля пришельцев целым и невредимым.
  • Сбор урожая — НЛО высаживаются для сбора выросших новых форм животного и растительного мира, ранее высаженных на Земле пришельцами.
  • Похищения людей — одно из наиболее коварных заданий, в ходе которых над похищенными людьми проводятся ужасающие своей изощрённостью различные генетические эксперименты.
  • Инфильтрация — проникновение пришельцев с целью склонения властей стран-участников программы на свою сторону и выводу их из финансирования программы в частности и дальнейшего сопротивления вообще в обмен на возможность использования этими странами инопланетных технологий. Как правило, для выполнения этой миссии прилетают сразу несколько крупных разнотипных кораблей пришельцев, которые совершают посадку в столице выбранного для переговоров государства, что позволяет взять эти корабли без боя целыми. Миссии инфильтрации происходят очень редко, но сорвать их чрезвычайно трудно. После заключения сделки на территории капитулировавшей страны появляется база пришельцев.
  • Террор — НЛО высаживаются в крупных городах для совершения террористических актов — уничтожения мирных людей и имущества. Для этой задачи существуют специально разработанные для террористических заданий виды пришельцев, которые в смешанном составе с пришельцами другой расы прилетают на специализированных НЛО. Террористические атаки инопланетян в случае их игнорирования могут нанести наиболее ощутимый урон репутации X-COM, влияя на сокращение финансирования программы или даже её свёртывания вообще, поэтому НЛО желательно сбить в воздухе или в случае его посадки в городе немедленно высылать туда отряд X-COM для проведения зачистки. Миссия террора всегда проводится один раз в месяц.
  • Постройка базы — пришельцы пытаются создать новую базу и ищут подходящее место. Если им не помешать — создание базы крайне отрицательно скажется на репутации X-COM, поскольку базы являются опорными пунктами поддержки флота и агентов пришельцев, а также выполняют задачу постановки помех радарам баз X-COM, вследствие чего способность баз X-COM к обнаружению НЛО резко падает. Наиболее эффективным способом обнаружения базы пришельцев является патрулирование предполагаемого района её местонахождения любым летательным аппаратом X-COM. В том случае, если ситуация складывается неудачно для игрока (большой отрицательный счёт), место расположения базы может сообщить военная разведка. Пока база продолжает функционировать, пришельцы получают за это очки.
  • Снабжение — НЛО предназначен для снабжения базы. Преследуя его до пункта посадки, можно обнаружить базу пришельцев, а сам НЛО захватить без повреждений. Если не сразу уничтожать базу пришельцев, то таким же образом можно захватывать и последующие корабли снабжения, добывая таким образом большое количество артефактов за одну операцию.
  • Ответный удар — действия X-COM оказались настолько эффективными, что пришельцы решили уничтожить его базы. Как правило, первыми прилетают небольшие НЛО с разведывательными целями в поисках базы X-COM. Если НЛО-разведчику, выполнив свою часть задания, удаётся улететь с Земли, то через некоторое время прилетает боевой НЛО, который сразу же атакует базу X-COM. Здесь важна степень защищённости базы средствами ПВО, чем сильнее база защищена, тем выше вероятность успешного отражения атаки. Если же НЛО удаётся прорваться через ПВО — он высадит десант, который вторгнется на базу через входной лифт и ангары. Поэтому имеет смысл заранее планировать расположение помещений базы таким образом, чтобы во время её зачистки было удобно контролировать лифт и ангары.

Ведение боя на местности (Battlescape)

Тактический режим. Бой оперативников X-COM с пришельцами из подбитого НЛО.

Помимо стратегического управления всем X-COM подразделением, игроку предоставляется возможность управлять солдатами во время боя с инопланетянами (тактический режим). Сразу после посадки транспортного корабля с солдатами и приведения в порядок личного оружия игра переходит в стадию боя на местности (англ. Battlescape): игрок видит местность в изометрической проекции.

У каждого из солдат, управляемых игроком, есть ряд различных параметров, определяющих их возможности. В первую очередь, каждый солдат каждый ход получает ограниченное количество единиц времени (англ. time units). Причем, если солдат несёт слишком много вещей и не обладает достаточной силой для этого — он не сможет получить максимального числа единиц времени. Движение и психические атаки имеют фиксированную «стоимость», поэтому чем больше солдат имеет единиц времени — тем дальше он сможет пройти за один ход и тем больше психических атак он сможет произвести. Однако, выстрелы из различного оружия имеют процентную стоимость от максимального числа единиц времени солдата, поэтому увеличение числа единиц времени не оказывает влияния на максимальное возможное число выстрелов. Помимо этого, солдат имеет ограниченную выносливость (англ. Energy), которая восстанавливается до максимума за несколько ходов и также расходуется при движении. Таким образом, слишком долго бегущий солдат может устать и скорость его движения упадет. Параметры солдата улучшаются при использовании соответствующих навыков. Часто стреляющий солдат развивает точность стрельбы, а много бегающий — со временем получает большее число единиц времени. Также, каждый солдат имеет 100 очков морали (англ. Morale). Чем больше игрок теряет солдат — тем хуже становится их мораль и в итоге они могут впасть в состояние берсерка или панику. Успешные убийства пришельцев — наоборот, восстанавливают боевой дух отряда. Очки морали так же выступают в роли здоровья при пси-атаках пришельцев, оперативник с нулевым значением морали небоеспособен и скорее всего попадет под контроль пришельцев в их ход. С моралью близко связан параметр «храбрость» (англ. bravery), который не поддается тренировке, чем он выше, тем меньше шансов на снижение уровня морали у бойца.

Солдаты располагают различными возможностями для атаки. В первую очередь, они могут применять различное оружие, точность стрельбы из которого определяется как качеством самого оружия, так и снайперскими навыками солдата. Помимо этого, на точность оказывает влияние и то, держит ли солдат оружие двумя руками или вторая рука занята чем-то ещё. Также, можно использовать различные гранаты. Наконец, со временем становятся доступны псионические атаки позволяющие внушать панику противнику — в итоге он может потратить все время на стрельбу в произвольном направлении (берсерк) или выбросить оружие и убежать (паника). Или же, в ходе псионической атаки можно захватить единицы противника на один ход под свой контроль. Эффективность таких атак тем выше, чем больше псионическая сила атакующего и его навыки и тем ниже, чем выше псионическая сила атакуемого. При этом, хотя псионический навык можно развить, псионическая сила остается постоянной. Поэтому, со временем имеет смысл избавиться от солдат с малой псионической силой. В противном случае они станут легкой добычей для псиоников противника. Так как для псионических атак атакующему не нужно видеть свою цель и расстояние атаки никакой роли не играет — псионики могут весь бой находиться в безопасном месте.

По окончании хода солдат начинается ход инопланетян, за которых играет компьютер, затем следует ход мирных жителей. Эпизод заканчивается, когда:

  • уничтожены или обезврежены все инопланетяне;
  • уничтожены или обезврежены все оперативники X-COM;
  • когда игрок отдаёт команду «отмена миссии» (англ. Abort mission) и поднимает транспортник в воздух — при этом игрок теряет всё, что не находится в данный ход на борту транспорта или в «зелёной зоне» (бойцов, HWP, оборудование, пленных). Впрочем, иногда команда «эвакуироваться» может завершить миссию успешно — в случае финального задания или во время уничтожения базы противника, если удастся до взлета разрушить управляющий центр противника.

Бои на местности занимают не так много игрового времени, однако, много реального. В этом режиме иногда возникает так называемая «проблема последнего алиена» — ситуации, когда поиск самого последнего пришельца растягивается на крайне длительное время (по той причине, что он впал в панику и остаётся в укромном месте, или просто оказывается в неудачном месте — например, на абсолютно недоступной игроку крыше здания).

Виды пришельцев

В игре есть пять основных видов пришельцев, за каждым из которых «закреплён» один (у мутонов — два) специальный вид, используемый в миссиях террора и встречающийся на базах и больших кораблях. На базах может встречаться сразу несколько видов пришельцев.

  • Sectoids (рус. Сектоиды) — обычно появляются в самом начале игры на низких уровнях сложности. Имеют слабую защиту, мало очков жизни и брони. Таким образом, не представляют серьёзной угрозы. Однако, высшие чины сектоидов встречающиеся на крупных кораблях, обладают псионическими способностями, что может вызывать некоторые трудности до получения игроком псионических технологий.
  • Cyberdiscs (рус. Кибердиски) — аналог HWP, используемый сектоидами в миссиях террора. Вооружены плазменным оружием и способны летать. При уничтожении почти всегда взрываются, поражая всё, что находится рядом с ними. Достаточно серьёзный противник из-за взрывоопасности и приличного запаса брони.
  • Floaters (рус. Летуны) — одни из самых слабых противников. Обладают слабым здоровьем, не имеют псионических способностей. Умеют летать.
  • Reapers (рус. Риперы; Жнецы) — существа, используемые летунами в миссиях террора. Аналог HWP. Крупный хищник, передвигающийся на двух конечностях. Единственный способ атаки — укус, смертельный для любого солдата. Риперы очень живучи, но уязвимы для огня (их шерсть легко возгорается).
  • Snakemen (рус. Человекозмеи) — выглядят как помесь гуманоида и змеи. Сами по себе противники слабые — среднее здоровье и слабая броня при отсутствии псионических способностей. Но вместе с ними на миссии террора всегда идут крисалиды, которые создают серьёзную угрозу.
  • Chryssalids (рус. Крисалиды) — вид, созданный специально для террора, всегда идут в связке с человекозмеями. Способны атаковать цель только в ближнем бою, однако, в случае успешной атаки превращают цель в «зомби», из которого по истечении некоторого времени или при попытке уничтожения вылупляется новый крисалид. Из-за этой способности, если их быстро не уничтожить, могут превратить большую часть терроризируемого города в себе подобных. Так как представители данного вида перемещаются только по поверхности земли, они не представляют угрозы для солдат, способных летать, но очень опасны внутри помещений из-за огромного количества очков действий, запаса брони и здоровья. При ближней атаке пробивают любую броню за 1-3 удара. Это один из наиболее серьёзных противников на базах пришельцев, где у солдат почти нет возможности взлететь и оказаться вне зоны атаки этого противника.
  • Mutons (рус. Мутоны) — зеленые гуманоиды в зелёной броне. Созданы как базовые солдаты. Обладают исключительным здоровьем, относительно крепкой броней и большим количеством очков действия, однако больше других видов уязвимы для психических атак. Кроме того самая «глупая» раса среди прочих — быстрее всех забывают месторасположение замеченных оперативников X-COM, всего за 4 хода.
  • Celatids (рус. Селациды) — ядовитые субстанции, используются мутонами как средство террора. Стреляют ядом на небольшое расстояние, атаки довольно сильны и точны, лучше их близко не подпускать. Имеют хороший запас брони, легко уничтожаются тяжелой плазмой.
  • Silacoids (рус. Силакоиды) — не очень опасные субстанции, используются также в связке с мутонами. Их атака заключается только в поджигании области вокруг себя (причем стоит заметить, что если взять этого пришельца под контроль, то можно увидеть, что он не имеет никакого оружия в слотах вооружения). Практически не представляют опасности для бронированных солдат, но опасны для гражданских во время террора. Имеют хороший запас брони.
  • Ethereals (рус. Небесные) — доминирующий вид инопланетян. Редко появляются на Земле на ранних этапах и низких сложностях игры. Впрочем, если игрок выбрал сложный (Superhuman) уровень, на определённом моменте практически вытесняют другие расы. Крайне плохо развиты физически, все ресурсы их тела идут на поддержание их мозга. Однако, все небесные обладают развитыми псионическими способностями (делающими их очень опасными противниками) и способны летать. Изучение любого живого небесного или живого сектоида обладающего пси-способностями, дает игроку возможность изучить псионику и тренировать собственных псиоников.
  • Sectopods (рус. Сектоподы) — аналог HWP, используемый расой небесных. Очень серьёзные противники с высокой скоростью передвижения и мощной броней, почти неуязвимы для взрывчатого оружия, имеют сильную атаку на уровне выстрелов плазменных ховертанков команды X-COM. Убивают тяжело бронированного солдата за 1-2 попадания. Имеют уязвимость к лазерному оружию, но в целом урон от лазера и тяжелой плазмы оказывает одинаковое воздействие. Этих противников нужно устранять в первую очередь.

Технические данные

Игра использует звуковую карту Sound Blaster или Gravis Ultrasound и режим VGA 320x200 пикселей. X-COM была также одной из первых игр, выпущенных на CD-ROM.

Минимальные требования: IBM-совместимый компьютер с процессором Intel 386 (16 MHz), 2 мегабайта оперативной памяти, клавиатура, манипулятор типа мышь. Рекомендованные требования: процессор Intel 486, 4 мегабайта оперативной памяти, звуковая карта.

Игровая индустрия

Сиквелы

Воодушевлённые успехом игры, Microprose выпустили в 1995-м году игру X-COM: Terror From The Deep, основанную на той же программной базе. Эта игра расширяет первую возможностью подводных сражений, а также увеличенной сложностью. Основной противник — цивилизация инопланетян, пробуждающаяся после событий первой игры со дна океанов Земли.

Следующей в линейке игр X-COM была игра X-COM: Apocalypse 1997 года, в которой была реализована возможность вести бой в реальном времени, когда солдаты и инопланетяне двигаются не ходами, а параллельно (возможность походовой игры была также сохранена, игроку предоставлялся выбор двух режимов боя). Противник — инопланетяне, пришедшие из параллельного мира через ворота в виде треугольных пирамид — тетраэдров. Кроме того, по утверждению авторов игры, в X-COM: Apocalypse был встроен самообучающийся модуль искусственного интеллекта.

Затем вышла игра X-COM: Interceptor. В этой игре стратегический режим был смешан с режимом симулятора космического боя. Один из недостатков игры это то, что игроку нет возможности дать компьютеру симулировать результат боя. Interceptor была раскритикована из-за отступления от жанра серии[4].

В 1999 году вышла игра X-COM: Email Games, которая позволяла игрокам сражаться друг с другом с помощью пересылаемых по электронной почте сообщений с приложениями. Игра была стилизована под оригинальный X-COM: UFO Defence.

Затем вышла игра X-COM: Enforcer — шутер от третьего лица.

Фирма Hasbro закрыла своё отделение Hasbro Interactive в 2000 году. В связи с этим не состоялось появление ещё двух запланированных игр из линейки X-COM — X-COM: Genesis и X-COM: Alliance.

В 2002 году Джулиан Голлоп выпустил сетевую походовую тактическую стратегию Laser Squad Nemesis, которая является римейком игры-предшественника X-COM — Laser Squad.

В 2006 году фирма SMK Software из Волгограда по официальной лицензии переработала для карманных ПК оригинальный X-COM: UFO Enemy Unknown в игру Pocket UFO, внеся косметические исправления и дополнения.

9 октября 2012 года вышел ремейк, игра XCOM: Enemy Unknown. Издателем выступает 2K Games, разработчиком — студия Сида Мейера Firaxis Games.

Подражатели

В 2004 году вышла игра UFO: Aftermath, описывающая события на Земле после эпидемии ужасной болезни и последующего захвата Земли инопланетянами. Эта игра чрезвычайно похожа на X-COM[5], но не является частью линейки.

В конце 2005 — начале 2006 г. была выпущено продолжение UFO: Aftermath — UFO: Aftershock, отличающееся от предыдущих игр наличием экономической модели. В феврале 2007 ALTAR Interactive выпустило очередную версию игры. В UFO: Afterlight описываются события, произошедшие в колонии на Марсе незадолго до действий UFO: Aftershock.

В 2007 году вышла игра UFO: Extraterrestrials, которая является наиболее похожей на оригинал.[6][7][8][9] Действие игры происходит в человеческой колонии, которая узнаёт, что Земля была захвачена инопланетянами. Вскоре инопланетные корабли начинают прибывать и в колонию. Игрок может строить базу в различных странах планеты, но не более одной базы в стране (то же самое касается инопланетян). Но некоторые элементы игры всё же могли быть улучшены: солдаты не умирают в бою (объясняется тем, что ученые нашли способ воскрешать мертвых), они просто оказываются в госпитале на очень долгий срок. При этом полная автоматизация найма солдат и персонала баз не позволяет игроку нанимать больше солдат взамен раненных (компьютер нанимает новых солдат только взамен погибших). Многие критики приветствовали игру[6][8], хотя и отмечали многие её недостатки.

Любительские проекты

Существует множество фанатских проектов, цель которых — возродить классический X-COM. Наиболее известные из них:

  • OpenXcom — проект по созданию движка, способного запускать X-COM и Terror from the Deep на современных компьютерах.
  • UFO2000 — сражения между X-командами по сети, используя графику и физику оригинального X-COM.
  • X-Force
  • UFO: Alien Invasion
  • Xenocide
  • Talon
  • X-COM.NET
  • UFO: Legacy — ремейк игры для карманных ПК, работающих под управлением ОС Palm. Официальный сайт закрылся.
  • НЛО: Враг неизвестен — проект для ZX Spectrum 128-совместимых компьютеров

Интересные факты

  • Большие противники вроде Кибердиска или Сектопода занимают четыре клетки игрового пространства. Психологическое оружие способно, в случае удачной атаки, передавать под контроль игроку на один ход лишь одну клетку. При этом оставшиеся соседние клетки, остаются вражескими, если не захвачены. И способны самостоятельно ходить (а не пропускать) следующий ход, а также «поднимать бунт» против захваченного игроком куска, приводя к самоатаке и самоубийству. Также есть возможность захватывать по одной клетке и использовать её свойства. Это практически учетверяет нормальные возможности захваченной платформы.
  • Если не установить патч версии 1.4, то у раскаченных солдат сила или скорость могли превысить 255 единиц и обнулиться. После этого солдат становится совершенно небоеспособным.
  • Реальный 115-й элемент (Унунпентий) из Периодической системы элементов уже синтезирован и, разумеется, не обладает теми свойствами, которые приписывались ему в игре (в первой части «Элериум 115» — основа энергетического могущества пришельцев; элемент также перекочевал из первой части игры в X-COM: Apocalypse и X-COM: Interceptor).
  • Обладая некоторыми навыками игры и используя психологическое оружие, при некотором везении возможно пройти последнюю миссию по уничтожению главного мозга на первом же ходу[10].

Литературные произведения

Примечания

  1. X-COM: UFO Defense / UFO: Enemy Unknown  (рус.). Архивировано из первоисточника 26 августа 2011. Проверено 11 апреля 2009.
  2. Top 25 PC Games of All Time  (англ.). Архивировано из первоисточника 26 августа 2011. Проверено 10 апреля 2009.
  3. Top 25 PC Games — 2009 Edition
  4. «Руководство и прохождение по „X-Com: Interceptor“»  (рус.). история) Проверено 11 апреля 2009.
  5. Рецензии. UFO: Aftermath. «Инопланетяне маст дай!»  (рус.). Архивировано из первоисточника 26 августа 2011. Проверено 11 апреля 2009.
  6. ↑ Рецензия на UFO: Extraterrestrials от ag.ru
  7. Вердикт. UFO: Extraterrestrials. «Последняя Надежда»  (рус.). история) Проверено 11 апреля 2009.
  8. ↑ Рецензия на игру, iXBT, 28 мая 2007 г
  9. Вердикт. UFO: Extraterrestrials.  (рус.). история) Проверено 11 апреля 2009.
  10. ролик на youtube.com.
  11. ↑ Фантастический информаторий  (рус.). Архивировано из первоисточника 26 августа 2011. Проверено 10 апреля 2009.

См. также

Ссылки

обзоры
  • X-COM: UFO Defense (рус.) на сайте Absolute Games
  • IGN: Top 25 PC Games of All Time (страница 2 и 3)
ресурсы
  • UFOpaedia  (англ.) — подробная энциклопедия по играм серии X-COM.
  • X-COM: Россия — сайт с подробными данными по играм серии X-COM.
  • X-COM: UFO Defense  (англ.) — англоязычный фан-сайт по играм серии X-COM.
  • XCommand  (англ.) — англоязычное мод-сообщество по играм серии X-COM.


UFO: Enemy Unknown.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28